Перспективные авианосцы и подлодки SSBN(X) оказались США не по карману
Министерство обороны США приступило к изучению нескольких возможностей сокращения военных расходов в предстоящие несколько лет, сообщает Lenta.ru со ссылкой на Aviation Week. В числе рассматриваемых вариантов: отсрочка строительства или сокращение заказа на перспективные авианосцы класса "Джеральд Форд", а также закрытие проекта создания стратегических подводных лодок SSBN(X). Эти варианты 14 июля 2011 года озвучил вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Корпуса морской пехоты Джеймс Картрайт (James Cartwright).
Если говорить об авианосцах, то Пентагон планирует либо значительно сдвинуть сроки принятия на вооружение авианосцев класса "Джеральд Форд", либо отказаться от постройки одного такого корабля и сократить общее число авианосцев на вооружении ВМС США. В настоящее время, согласно действующему плану развития ВМС США на ближайшие 30 лет, число авианосцев на вооружении страны до 2040 года должно составлять 11 единиц, а после 2040-го – уменьшиться до десяти единиц.
Что касается проектирования и строительства перспективных подводных лодок класса SSBN(X), Пентагон рассматривает возможность полного отказа от проекта. Если это произойдет, вместо SSBN(X) на вооружении ВМС США будут стоять модифицированные подводные лодки класса "Вирджиния", программу строительства которых расширят. По предварительным подсчетам, строительство одной модифицированной "Вирджинии" обойдется бюджету в 3,5 млрд долларов, в то время как стоимость одной SSBN(X) оценивается в 5-7 млрд долларов. Согласно действующему плану, разработка SSBN(X) должна начаться в 2012 году.
В настоящее время министерство обороны США проводит консультации и переговоры с Объединенным комитетом начальников штабов и командованием ВМС США. Когда именно будет принято конкретное решение, пока неизвестно. В конце 2010 года в США была развернута кампания за сокращение расходов государственного и оборонного бюджетов. В частности, администрация президента США обязала министерство обороны снизить военные расходы по меньшей мере на сто миллиардов долларов в ближайшие пять лет. При этом в действие вступил план президента США Барака Обамы, который предусматривает уменьшение военных расходов на 400 млрд долларов в течение ближайших 12 лет.
Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» (англ. Gerald R. Ford class) — серия многоцелевых атомных авианосцев США, постройка которых ведётся с 2009 года. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым за счёт высокой степени автоматизации экипажем и, как следствие, меньшими эксплуатационными расходами.
Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, элементов стелс-технологии. Головной корабль заложен 14 ноября 2009 года, введение его в строй планируется в 2015 году. Помимо него, было запланировано строительство по меньшей мере двух кораблей. По мере принятия на вооружение авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» должны были заменить устаревшие авианосцы типов «Энтерпрайз» и «Нимиц».
Особенности конструкции
• При одинаковом с авианосцами типа «Нимиц» водоизмещении (около 100 000 т), «Джеральд Форд» должен иметь на 500—900 человек меньший экипаж. Это должно быть достигнуто за счёт уменьшения на 30% трудоёмкости технического обслуживания устройств и систем, а также за счёт широкого внедрения автоматизации.
• По сравнению с авианосцами типа «Нимиц» должно быть обеспечено увеличение числа самолёто-вылетов со 140 до 160 в день (и до 220 в кризисных ситуациях), увеличение на 150% вырабатываемой электроэнергии для новых высокотехнологичных систем, внедрена система контроля за весом и остойчивостью, улучшены возможности взаимодействия с другими кораблями.
• «Джеральд Форд» стал первым кораблём ВМФ США, полностью спроектированным в системе 3D-дизайна, внедрённой компанией «Нортроп Грумман» и включающей автоматизированную систему моделирования технологических процессов.
• Конструкция корпуса практически одинакова с авианосцами типа «Нимиц». Более компактная надстройка сдвинута в корму и вынесена за линию борта. Надстройка оборудована мачтой из композитных материалов. Здесь расположены неподвижные радары с фазированными антенными решётками (ФАР) и система автоматического подлёта и посадки (JPALS), использующая глобальную систему позиционирования (GPS). Расширена полётная палуба, на ней оборудованы 18 пунктов для заправки и вооружения самолётов.
• Флагманские апартаменты на 70 мест для уменьшения размеров надстройки перенесены на нижнюю палубу.
• Основой радиоэлектронного оборудования авианосца является двухдиапазонный радар с фазированными антенными решётками (ФАР). Он интегрирует в себе многофункциональный радар SPY-3 с активной решёткой X-диапазона, предназначенный для сопровождения целей и наведения управляемых ракет, и трёхкоординатный обзорный радар S-диапазона. Радар разрабатывался для эсминцев нового поколения DDG-1000 «Зумвальт».
• Значительно изменена внутренняя компоновка корабля и конфигурация полётной палубы. Обеспечено быстрое реконфигурирование внутренних объёмов при установке новой аппаратуры. Для уменьшения веса количество секций ангара сокращено с трёх до двух, а количество самолётоподъёмников – с четырёх до трёх.
• В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile) фирмы «Райтеон» с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RAM (Rolling Airframe Missile) производства «Райтеон» и «Рамсис» (Ramsys GmbH).
• Авианосец может нести до 90 самолётов и вертолётов различного назначения: палубные самолёты 5-го поколения F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолёты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолёты MH-60R/S, а также боевые беспилотные летательные аппараты.
• Одним из существенных технологических новшеств является замена паровых катапульт C-13 на новые электромагнитные катапульты EMALS фирмы «Дженерал Атомикс» (General Atomics) на основе линейных электродвигателей. Демонстрационный вариант катапульты был опробован в Тестовом центре военно-морских авиационных систем (NASC) в Лейкхёрсте (Lakehurst, шт. Нью-Джерси). В случае успеха электромагнитные катапульты должны обеспечить большую управляемость процесса запуска самолётов, меньшие нагрузки на самолёты и пилотов, возможность взлёта при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, специальные режимы запуска для беспилотных аппаратов.
• Ожидалось применение новых турбоэлектрических аэрофинишёров фирмы «Дженерал Атомикс». Натяжение синтетического троса аэрофинишёра будет регулироваться электромотором, что обеспечит более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на трос, тормозной гак и фюзеляж самолёта.
• На корабле должна быть применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Боезапас авианосца состоит из ракет, артиллерийских выстрелов, бомб и ракет «воздух-земля» для ударных самолётов, торпед и глубинных бомб для противолодочной авиации. Вооружение поднимается из арсеналов к основным пунктам обработки и сборки на уровне 02 (под полётной палубой), откуда подаются на палубу скоростными подъёмниками. Разработка подъёмников осуществлялась компаниями Federal Equipment Company и Oldenburg Lakeshore Inc.
• Заново спроектированный ядерный реактор может работать без замены топливных стрежней в течение 50 лет. Это первый ядерный реактор, который не требует перезагрузки топлива за всё время службы авианосца. Мощность нового ядерного реактора по сравнению с предшественниками увеличена на 25%, а трудоёмкость обслуживания сокращена на 50%.
Программа разработки SSBN(X) стартовала в 2010 году. Шахты для подлодки должна была создать компания Electric Boat, получившая контракт в декабре 2008 года. Сумма сделки составила 592 млн долларов. Ракетные шахты должны быть сконструированы таким образом, чтобы ВМС США в перспективе смогли запускать из них и перспективные баллистические ракеты.
Ранее американскими военными было запланировано, что стадия разработки проекта новой подлодки начнется в 2014 году, а первая субмарина будет заложена в 2019 году. Полностью работы по созданию SSBN(X) должны были завершится в 2026 году, а первая подлодка должна была быть принята на вооружение ВМС США в 2029 году. Ожидалось, что первая из подлодок класса "Огайо" будет списана в 2027 году. Впоследствии ВМС США будут выводить из своего состава по одной лодке каждый год в течение 13 лет.
Технические характеристики перспективной американской подводной лодки так и остались неизвестны. Предположительно, помимо баллистических ракет она должна была быть вооружена крылатыми многоцелевыми ракетами Tomahawk большой дальности.
ВМС США, в интересах которых создавалась новая стратегическая атомная подводная лодка SSBN(X), намерены были вооружить субмарину (и вооружат, если все-таки «черная метка» обойдет подлодки) баллистическими ракетами Trident II D5. Также она должна была получить 16 ракетных шахт для баллистических ракет. Для сравнения, корабли класса "Огайо" оснащены 24 шахтами.
МОСКВА , 17 июля 2011 г. , ОРУЖИЕ РОССИИ