Перевод АИ. О сатрапах и царях. Часть 16. Филососфия
Приветствую всех, я продолжаю переводить (вернее редактировать браузерный перевод) альтернативу от нашего западного коллеги SlyDessertFox под названием «О сатрапах и царях» где Александр Македонский прожил на несколько лет дольше и войны диадохов пошли немного по другому сценарию.
Глава XX: Философия в формирующемся эллинистическом мире
До середины 4 века до н.э. западную философию можно было разделить на две отдельные группы: досократиков и сократиков. Философия возникла в Греции в 6 веке до н.э. благодяря ионийскому греку Фалесу из Милета. Фалес отверг традиционные мифологические объяснения в своих поисках того, что его ученик и преемник Анаксимандр позже определил как архе; изначальный принцип вещей. Он искал рациональные естественные объяснения для описания природных явлений. Хотя его объяснения, такие как идея о том, что Земля плавала на воде и, следовательно, землетрясения были просто сотрясением Земли волнами, могут показаться абсурдными сегодня, они были значительным отходом от тенденции ссылаться на волю антропоморфных божеств для объяснения природных явлений.
Согласно Аристотелю, от которого мы получаем большую часть информации о первом философе, Фалес начал с вопроса, какова была природа объекта, придавшая ему характеристики. Исходя из этого фундамента, Фалес создал собственные теории и гипотезы, став первым человеком, использовавшим праобраз того, что впоследствии стало научным методом. В поисках архе Фалес пришел к собственному космологическому тезису, заключив, что принципом всех вещей является вода.
Другие философы пришли к иным выводам, но все они были сосредоточены на понимании архе. Для Анаксимандра архе было апейроном, бесконечной и неопределённой субстанцией, а для его современника Анаксимена это был воздух.
Пифагорейцы верили, что всё находится в совершенной гармонии, в то время как эфесцы выдвинули гипотезу, что все вещи произошли от огня, и всё сущее находится в состоянии постоянного изменения. В противовес этой философии элеаты утверждали фундаментальную истину об универсальном единстве бытия и о том, что не могло быть никакого творения, поскольку существование не могло возникнуть из небытия.
Для плюралиста Эмпедокла существовала не одна, а четыре неизменные изначальные субстанции: земля, вода, воздух и огонь. Наконец, были атомисты и самые известные сторонники этой философии, Левкипп и Демокрит. Как следует из их названия, атомисты верили, что всё состоит из двух принципов, атомов и пустоты. Это, по сути, единственные вещи, которые действительно существуют, поскольку всё остальное просто состоит из атомов, движущихся в пустоте. Важно не то, к каким выводам пришли эти досократики, а то, как они их достигли. Будь то элеаты или атомисты, все философы использовали ту или иную форму логического рассуждения — будь то индуктивное, дедуктивное или, в случае атомистов, редуктивное — для защиты своих гипотез.
Затем появился Сократ. Поскольку философия Сократа известна в основном по диалогам, написанным Платоном, трудно понять, какой на самом деле была его философия. Помимо того факта, что его диалоги часто предлагают противоречивые философские точки зрения, целые книги могут быть написаны и были написаны о разнице между тем, сколько диалогов на самом деле принадлежит Сократу, и сколько Платон вставляет свою собственную философию. Согласно Сократу, лучший способ жить — это стремиться к знаниям и добродетели. Он отверг мнение софистов о том, что знание и добродетель — это качества, которым можно научить. Скорее всего, эти вещи были получены путём неустанных расспросов обо всём и вся. Однако его позиция по некоторым вопросам привела к тому, что на суде его приговорили к чаше с ядом.
Платон расширил философию, но, помимо «Диалогов Сократа», его наиболее влиятельной работой является его «Республика». В «Республике» Платон обсуждает пять режимов: аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Платон выступает за трёхуровневое аристократическое государство, состоящее из золотого правящего класса царей-философов, за которым следует серебрянный класс солдат и бронзовый класс, состоящий из остального населения. Для Платона аристократ — идеальный философ, бескорыстный и скрупулёзный интеллектуал, воспитанный на платоновских идеалах. Конечный результат больше напоминает смесь меритократии и технократии, где самых умных детей готовят к тому, чтобы они стали царями-технократами-философами общества, независимо от их происхождения. В конце концов, аристократия постепенно вырождается в тимократию, олигархию, демократию, и, наконец, когда демократия погружается в хаос, возникает тирания.
Аристотель учился в Академии Платона в течение 20 лет до смерти Платона в 347 году до н.э. Аристотель был больше, чем философом, он стал воплощением эллинистического человека [1]. Он был одновременно философом и учёным, ботаником и историком, ритором и поэтом. Он писал обо всём, от метафизики до политической теории. Доступные от обучения Александра Македонского средства позволили ему основать собственную школу, Lyceon. Больше похожий на Фалеса, чем на Сократа или Платона в своём внимании к естественным наукам, Аристотель известен истории как первый эмпирик. В то время как Платон считал, что знание основано на том, что доступно пониманию, а не на том, что было видно, согласно Аристотелю, все знания основаны на восприятии. Другими словами, реальный мир был видимым миром.
В своей политической теории Аристотель полагал, что политика подобна организму, а человечество является политическим животным, которое отделено от остального животного царства своей рациональностью. Он рассматривал естественное сообщество людей как полис, который Аристотель определяет как партнерство. Согласно Аристотелю, «Политическое партнерство [полис] следует рассматривать, следовательно, как созданное ради благородных действий, а не ради совместной жизни». Цель полиса — сделать граждан нравственно хорошими и изменить их характер в направлении достижения «благородных действий». Позже это стало главным камнем преткновения между последователями Аристотеля и последователями эпикурейской теории общественного договора, продвигаемой Аполлонием Астакосским.
В эпоху эллинизма возникли новые формы философской мысли. Преобладающей школой мысли, возникшей в этот период, стало эпикурейство. Хотя их часто путают с гедонизмом, эти два понятия не следует путать. Эпикурейство, которому учил Эпикур, опиралось на атомистическую мысль и стремилось избежать страданий, а не стремиться к удовольствию гедонистов. Конечной целью было совместное состояние атараксии, спокойствия и отсутствия апонии, физической боли. Это величайшее удовольствие, достигаемое простой и скромной жизнью.
Хотя Эпикур выступал за то, чтобы избегать политики, его ученик Аполлоний Астакосский, тем не менее, применил эпикурейство к политической сфере. Это привело к расколу внутри школы, когда главный ученик Эпикура, Гемарх, сплотил тех эпикурейцев, которые всё ещё отворачивались от политики. Мы знаем, что Апполоний был очень невысокого мнения о Гемархе, которого однажды обвинил в том, что он никогда не высказывал ни одной оригинальной мысли. Он часто конфликтовал с царём Аргеадов Александром IV, который, несмотря на то, что был его твердым поклонником, однажды язвительно заметил, что никогда не встречал человека, столь жадно защищающего любой пункт, каким бы незначительным или педантичным он ни был. В конце концов Александр устал от него и позволил ему вернуться в Александрию, где тот основал свою школу, получившую название мусейон.
Это был не первый и не последний раз, когда из-за его характера ему пришлось менять место жительства. Он стал настоящим путешественником, будучи впервые изгнан из школы Эпикура Гемархом, откуда он отправился в Александрию и основал свой музей благодаря покровительству бывшего царя Аминты, который с тех пор, как отказался от своих притязаний на трон, стал громогласным пропагандистом науки и философии, превратив избранное им место Александрии в интеллектуальный рай. Впечатлённый царь Александр пригласил его возглавить свою царскую библиотеку в Вавилоне, а после его отъезда оттуда его пригласили возглавить конкурирующую царскую библиотеку в Кархедоне. Предсказуемые конфликты привели к тому, что он в итоге вернулся в свою школу в Александрии, где, по крайней мере, его преданные последователи оценили его стиль.
Как и Аристотель, Аполлоний считал человека политическим животным. В чём он отличался, так это в функции и цели социального партнёрства, которое Аристотель описал как полис. Аполлоний понимал социальное партнёрство как договор между народом и правительством, по которому люди добровольно подчиняются власти в обмен на защиту и правителя, управляющего в их наилучших интересах. Помимо защиты, целью правительства было создание наилучших условий и продвижение идеи предотвращения страданий и преследования, атараксии. Правительство, которое не смогло этого сделать и стало эгоистичным считается не выполнившим свою часть договора и, следовательно, теряет согласие народа. Таким образом, обречено на провал.
Аполлоний считал, что все формы правления способны осуществлять общественный договор, хотя он сосредоточился на общественном договоре в монархиях, поскольку рассматривал монархию как господствующую политическую философию того времени. Он, как известно, интересовался только практической политической теорией, высмеивая «Идеальное государство» Платона как бесполезное упражнение с обществом, которое никогда не могло возникнуть. И всё же притягательность идеи царя-философа просачивается в его сочинениях. Идеальный монарх Аполлония, как и у Платона, — бескорыстный правитель, хорошо образованный в эпикурейской философии и идеалах. Монарх начинает с мандата от народа обеспечить защиту и справедливое правительство. Стремясь к этому, монарх обладает абсолютной властью для управления и реализации своей политики. Тем не менее, этот мандат не лишен ответственности и может быть утрачен, если монарх не справляется со своим долгом, тем самым отказываясь от своего права править.
Эта философия привлекла Александра IV как оправдание его власти и укрепила его привязанность к эпикурейской мысли. Разные версии этоой филисофии будут распространяться, с особенно уникальным подходом, принятым в Кархедоне и Риме.
Основной философией, конкурирующей с эпикурейством, возникшей позже в эллинистическую эпоху, был стоицизм. Как впервые учил Зенон из Китиона, стоицизм утверждал, что счастье достигается через принятие неудач и выход из под власти желаний удовольствия или страха боли. Эмоции приводили к ошибочным суждениям и, таким образом, были разрушительными силами. Добродетель достигалась в согласии с природой; он изменял свою волю, чтобы соответствовать своему окружению. Каждый был продуктом природы, и поэтому все люди, включая порабощённых, считались равными.
Конкурируя с эпикурейством, стоицизм изо всех сил пытался завоевать популярность в эллинистическом мире, хотя он обладал некоторой привлекательностью в римском мире. Философия стоиков, включая концепцию о том, что все люди равны (примечание: равенство не в политическом или социальном контексте, поскольку стоики не выступали против рабства, а в естественном и моральном контексте), привела к их собственному уникальному взгляду на теорию общественного договора, конкурирующую с эпикурейской моделью.
В конечном итоге, философия в эллинистическом мире отошла от существовавших сократовской и платоновской моделей, открыв новые направления философской и даже политической мысли. Влияние Аполлония Астакосского, который, помимо грубых межличностных качеств, был одним из самых умных мыслителей своего времени, позволило ему также стать одним из самых последовательных мыслителей в западной философии и политической теории.
[1] — АИ-версия человека эпохи Возрождения
Источник
https://www.alternatehistory.com/forum/threads/of-satraps-and-kings.375683/page-14