Статья Алексея Борзенкова с его сообщества «Триста! Тридцать! Три!»
В своей статье о советской артиллерии танковых войск в годы ВОВ уже упоминал, что орудий калибра 122 мм и выше у танкистов почти не было даже на уровне корпуса. В пехоте ситуация была лучше, но не сильно. Самыми массовыми полевыми пушками были системы калибра 76 мм. В то же время, и наши союзники, и Третий Рейх вполне себе использовали в дивизионной артиллерии гаубицы и пушки 88-105 мм и активно привлекали 150-155 мм для решения вопросов на поле боя. Похожая ситуация была и в Первую мировую и за прошедшие года не исправилась. Почему это произошло и причём тут промышленность Российской империи, попробую разобрать в этой статье.
Начнём с 20-х годов, когда РККА была, мягко говоря, в плачевном состоянии. Промышленность была разрушена в Гражданскую войну, на оставшихся заводах не хватало опытных и грамотных рабочих, технологов, инженеров, потому армия жила на запасах того, что осталось от от русской армии, поставок Антанты и трофеев двух войн. На 1 октября 1926 года в РККА имелось всего лишь 82 танка и 133 бронеавтомобиля. И это при чётком осознании того, что следующая война будет во многом зависеть от бронетехники.
На первый взгляд, с артиллерией было всё неплохо. На 1925-й год числилось 10069 орудий и миномётов, из которых 2307 относилось к устаревшим системам, т.е. в целом для 562-тысячной армии это было неплохо и вполне соответствовало силам наиболее вероятного противника — Польши. Но в это же время, оправившись от последствий войны и роста революционных настроений, развитые страны начали разработки современных артсистем. Имея запасы орудий и снарядов, оставшихся с Первой мировой, развитую промышленность и свои сложившиеся инженерные школы, Англия и Франция могли спокойно заниматься модернизацией своего артиллерийского парка. Германия, так же имея мощную промышленность, достаточно быстро наверстала в 30-е упущенное. Тем более что на этом этапе численность европейских сухопутных армий была достаточно низкой.

105-мм лёгкая немецкая гаубица 10.5 cm leFH 18/40 — массовая палочка-выручалочка немецких войск во ВМВ
Что же было в СССР? Хоть число устаревших систем на середину 20-х было невелико, вскоре оно стало стремительно расти вместе со всей численностью орудий и миномётов, достигнувших к 41-му году количества 110444 единиц, из которых 69391 — устаревших. Из всего артпарка большую долю составляли 76-мм полковые и дивизионные пушки, 45-мм противотанковые, 50-мм миномёты, т.е. вооружение калибра ниже 100 мм, не способное эффективно бороться с укреплениями противника, вести контрбатарейную борьбу и обстреливать тылы. Хоть в 30-х и начали в артполках дивизий появляться 152-мм гаубицы и 122-мм становилось всё больше, тяжёлой артиллерии в войсках не хватало, а с началом войны и огромными потерями их численность вообще упала ниже показателей 20-х годов.

Динамика изменения численности артиллерийского полка дивизионной артиллерии РККА. ДП — дивизионная пушка, Г — гаубица
В чём же причина такого падения доли современных систем? Во-первых, резкий рост численности РККА потребовал и увеличение роста артиллерийского парка, что и видно — 11-кратный рост за 15 лет это вам не это. Существенных запасов орудий, особенно крупнокалиберных, не было. В начале века в русской армии предполагали, что война будет носить манёвренный характер и было произведено значительное количество 76-мм дивизионных пушек, которые отлично себя зарекомендовали на первом этапе войны и в Гражданскую. При переходе Первой мировой в позиционную фазу сразу потребовалось много орудий калибра 107 мм и выше, но промышленность не могла удовлетворить запросы фронта. Конечно, что-то поставляли союзники, но этого было недостаточно. В ходе продолжающихся конфликтов тяжёлые системы сильно износились, много было потеряно. СССР достались оставшиеся орудия, не самые многочисленные и изношенные.
И с началом перевооружения РККА появились огромные проблемы — необходимо производить много, очень много орудий, и, желательно, современных. Для этого нужно опираться на имеющиеся промышленные мощности и КБ, которых было мало. Временным решением стала модернизация 76-мм дивизионки и 122- и 152-мм гаубиц в начале 30-х, при этом параллельно стали готовить конструкторов и заводы для создания своих новых систем. Из-за границы закупались специалисты, оборудование, даже целые предприятия. Но это не решало всех проблем. Не хватало технологов и обычных рабочих. Даже в середине 30-х многие производства были примитивны — по воспоминаниям Грабина, заготовка для детали массой 0,6 кг весила 17 кг! А на стружку тратились и драгоценные инструменты, и время, и огромное количество дорогих легированных сталей. Ситуация стала исправляться только к 39-40-м годам, когда Вторая мировая уже шла. При этом параллельно нужно было создавать бронетанковые войска и авиацию, которые находились в куда более тяжёлом положении в 20-е годы.
Но проблемы на этом не заканчивались. В 20-е была большая нехватка боеприпасов. По отчёту ГУ РККА, на 28-й год выделяемых боеприпасов батальонной артиллерии хватало только на показательные стрельбы, а к миномётам вообще было всего 8 мин на ствол! Не хватало снаряжения и приборов. Так, биноклей было 50% от потребного, а буссолей — 25% (буссоль — измерительный прибор управления огнём для определения углов в горизонтальных и вертикальных плоскостях). А между тем, всего через 13 лет численность орудий и миномётов выросла в 11 раз и для всего этого нужны были снаряды и мины. Боеприпасы требовали и высококачественные стали, и большое количество взрывчатки и порохов (для различных типов боеприпасов нужны различные пороха, засыпать ружейных порох в гаубичный заряд — идея плохая). В итоге, немцы имели в 2-4 раза больший боекомплект к крупнокалиберным орудиям, чем РККА. Т.е., даже при равном количестве стволов, они могли в 2-4 раза выделить больше снарядов на одну и ту же цель. Ну а американцы смогли произвести ещё больше боеприпасов. А ведь и тяжёлые орудия, и боеприпасы к ним нужно было чем-то возить. Но и тягачей и грузовиков банально не хватало.
Но, чтобы все не скучали, два товарища, Тухачевский и Курчевский просто колоссальное количество ресурсов потратили на динамореактивные пушки, универсальные полевые пушки, снаряды с готовыми нарезами и т.д. и т.п. Четыре крупных КБ работало над мертворождёнными универсальными пушками вместо современной дивизионной артиллерии. А до войны оставалось 5 лет…
Итого, менее чем за полтора десятка лет перед войной у нас стояли задачи:
- создание новых орудий и миномётов;
- увеличение численность матчасти на порядок;
- подготовка сотен тысяч грамотных артиллеристов из бывших крестьян;
- создание десятков заводов по выплавке требуемых сплавов с самыми различными свойствами, производству станков, инструментов, взрывчатки, краски (да-да, обычной краской не желательно пушки красить), оптических приборов, взрывателей и т.д. и т.п.;
- обучить миллионы высококвалифицированных рабочих;
- создать свою инженерную школу;
- создать производство мощных тягачей и грузовиков;
- наладить средства связи;
- найти средства на свои хотелки/не дать курчевским реализовать свои хотелки.
У потенциальных партнёров почти по всем пунктам стоят галочки и ready. И тогда становится другой вопрос — пытаться сделать немного элитных соединений и остаться с 500-тысячной армией на весь СССР, либо забить все щели 76-мм дивизионками и 50-мм миномётами. В итоге выбрали второй вариант.
источник: https://vk.com/@artillery333-otkuda-est-poshli-problemy-sovetskoi-artillerii
++++++++++
«Самые новые из
++++++++++
"Самые новые из этих моторов – двигатели Hispano-Suiza 12Z мощностью 1400-1600 л.с. – были признаны в качестве потенциально самой подходящей силовой установки для истребителя."
Скорее всего серийные двигателя такой мощности реально могли бы появиться не ранее 1942-1943-х годов.
В любом случае — поздно было,
В любом случае — поздно было, а Райский своего рода фигура трагическая, хотя свои грехи тоже у него есть, вроде бредовых идей тпиа ПЗЛ-38. Надо было начинать с П-8, но после гибели Пулавского некому было идею защищать, а чиновники как всегда "знали лучше".
Однако
Однако вынашивающая захватнические планы панская военщина предпочла лёгкие бомбардировщики, вроде пресловутого "самолёта-шакала" PZL-23/43 "Карась"
Польский империализм — угроза миру!
Против чехов, румын и
Против чехов, румын и прибалтов покатит вполне. А если герой настоящей статьи расчистит ему воздух, то и против Германии/СССР тоже. Каждый самолет этой категории хорош настолько, насколько эффективно действует собственная истребительная авияция. Это ведь не "стратег" и не "Шнелльбомбер".
«Однако
"Однако вынашивающая захватнические планы панская военщина предпочла лёгкие бомбардировщики, вроде пресловутого "самолёта-шакала" PZL-23/43 "Карась"
Это от того что не смотря на свои порой Наполеоновские планы даже поляки понимали на сколько они трудно выполнимы, если вообще выполнимы. А такие лёгкие бомбардировщики всё же были по проще.
Вообще-то легкие
Вообще-то легкие бомбардировщики в то время строили все. Этот тип самолетов считался в 1930-ых самым универсальным и необходимым.
Вообще-то легкие
Коллеги, это был над Резуном стёб
Сорри. Не узнал.
Сорри. Не узнал.
С охотой нарисовал бы как бы
С охотой нарисовал бы как бы это выглядело с американскими или английскими двигателями, но талантом бог обидел и позора боюсь 🙂
Существует причина полагать,
По более новым и, вероятно, более достоверным сведениям, данный аппарат носил обозначение PZL-55, а фигурировавший в ранних публикациях индекс "62" — ошибка. Цифра 62 возникла из воспоминаний Якимюка, что он, дескать, в августе 1939 года работал над проектом PZL-63, а истребитель Домбровского имел номер на единичку меньше… Сам же Якимюк не помнил номер своего проекта; в документах какое-либо обозначение также не сохранилось. В настоящее время считается, что никакого PZL-63 не существовало, а был PZL-56 Kania. Вот и получается, что самолёт Домбровского имел номер 55.
https://pl.wikipedia.org/wiki/PZL.55
http://www.samolotypolskie.pl/samoloty/2320/126/PZL-55-PZL-622
redstar72 пишет:
Сам же
[quote=redstar72]
[/quote]
Тьфу ты — описАлся
. Домбровский, конечно. (Хотя Якимюк не помнил тоже, раз написал про 63).
ясно, спасибо большое за
ясно, спасибо большое за информацию
Красивый самолет.
Красивый самолет.