2

30 июля 1909 года стало этапным в истории японской авиации. Именно в этот день император Муцухито Мэйдзи издал приказ за номером 207, которым предписывалось основание «Rinji Gunyo Kikyu Kenkyu Kai» — это было оригинальное наименование, дословно — «Комиссии по предварительному исследованию военного воздухоплавания». Часто встречается англоязычное написание — «Provisional Military Balloon Research Association» — аббревиатура PMBRA, что наиболее точно передает смысловую нагрузку данной организации — «Воздухоплавательная ассоциация». Как очевидно из названия, данное учреждение касалось исследования возможности применения летательных аппаратов, главным образом легче воздуха, в военных целях. Впрочем, уже появившиеся на момент 1909 года первые аэропланы, хотя еще и не рассматривались всерьез как потенциальное оружие, но также удостоились внимания императора и были включены в сферу деятельности Комиссии наряду с соответствующими наземными службами.

Первым президентом Ассоциации стал генерал-лейтенант Гайши Нагаока, а его заместителем – полковник Джиро Иоуэ со штаб-квартирой этой организации в штабе 7-й армейской дивизии. Характерно, что на момент создания Воздухоплавательной ассоциации просвещенный император Мэйдзи всерьез рассчитывал создать универсальную структуру, полезную для всех видов вооруженных сил. В состав руководства Ассоциации вошли 14 членов из армии, флота, Имперского токийского университета и Центральной метеорологической обсерватории.

Но усилия императора остались лишь благими намерениями. Фактическое руководство Ассоциацией армейского генерала стало причиной того, что все разработанные проекты самолетов первых лет существования Ассоциации были отвергнуты флотом. Впрочем, тема соперничества флота и армии хорошо известна и особого внимания не заслуживает. 

Вплоть до 1916 года основной деятельностью Ассоциации являлся контроль за импортными закупками авиатехники, модификации и изготовление ряда иностранных образцов, главным образом бипланов Мориса Фармана в Токийском артиллерийском арсенале. На тот момент, производимые Ассоциацией самолеты носили обозначение Kai-shiki — дословно «Ассоциация-Тип» с порядковым номером проекта.

Новые проекты, разработанные местными инженерами, обычно строились в армейском арсенале в Токородзаве. Несколько позднее к деятельности Ассоциации был подключен арсенал артил­лерийских боеприпасов в Нагое.

В апреле 1919 года, впрочем, Воздухоплавательная Ассоциация была упразднена; вместо неё появилась Армейская авиационная школа вновь образованного Департамента армейской авиации. Функции нового образования были расширены, а разработки департамента стали носить обозначение Ko-shiki — дословно «Школа-Тип» с порядковым номером проекта вместо старого Kai-shiki.

 

В первой половине 20-х все исследования и разработка новых самолетов были моно­поли­зированы Департаментом исследований армейского авиационного училища Токородзавы. Авиационные двигатели производил завод Чикуза. Планеры изготавливались на оружейных армейских арсеналах в Ацута и Нагоя.

Однако 1 мая 1925 года все разработки на государственных армейских арсеналах были прекращены. С этого момента предписывалось новые разработки военной техники вести на конкурсной основе силами частных компаний, главным образом, широко известных Мицубиси, Накадзима, Аичи и Кавасаки.

Последней разработкой в рамках армейских арсеналов с государственным управлением стал проект трехместного армейского бомбардировщика, участвовавший в конкурсе с частными проектами вышеупомянутых фирм. Конкурс проектов был объявлен как раз перед самым упразднением проектных групп в Департаменте исследований в начале 1925 года, но завершение его произошло уже много позже — в 1927 году. Таким образом, разработанный самолет оказался как бы бесхозным и не получил внутрифирменного обозначения, а будучи не принятым на вооружение, не имел и армейского традиционного обозначения. Уникальный случай в истории авиации!

В начале 1925 г. армия разместила заказ на легкий бомбардировщик, объявив первый конкурс между фирмами Мицубиси, Кавасаки и Накадзима. Параллельно, вне зависимости от условий конкурса Департамент исследований авиационного училища Токородзавы взялся за проек­тирование своего последнего проекта.

В рамках конкурсных работ Мицубиси представила два проекта: бюджетный вариант — цельно­деревянный легкий бомбардировщик 2MB1 — армейскую версию палубного торпедоносца В1М Тип 13 и более капитальную разработку немецкого инженера доктора Александра Бауманна — цельнометаллический 2MB2 "Washi".

Кавасаки представил военную версию импортируемого из Германии транспортного самолета Дорнье Do-C «Комет». Накадзима предложила французский проект лицензионного Бреге Bre.19B.2.

В итоге в серию был запущен проект Мицубиси 2MB1, получивший внутриармейское обозначение Тип 87.

Департамент исследований авиационного училища Токородзавы для оказания помощи в разработке своего проекта обратился за помощью к известному немецкому конструктору доктору Рихарду Фогту, который на тот момент работал в Японии по приглашению фирмы Кавасаки с марта 1923 года. Фогт дал согласие на работу и, фактически будучи сотрудником Кавасаки, параллельно подписал контракт с Департаментом технических наук штаба армейской авиации — логическим преемником упраздненного к тому времени проектного бюро Департамента исследований авиационного училища Токородзавы. Территориально работа над бомбардировщиком велась на площадях Артиллерийского арсенала в Токио.

В 1927 году были изготовлены два прототипа бомбардировщика, которые представляли весьма прогрессивную для своего времени цельнометаллическую конструкцию. Трехместный полутораплан конструкции Фогта был признан самым передовым из всех проектов, но на тот момент уже серийно строился бомбардировщик Мицубиси Тип 87.

Опытый трехместный бомбардировщик армии Кавасаки-Фогта

Опытый трехместный бомбардировщик армии Кавасаки-Фогта

В японских документах проект бомбардировщика Фогта фигурировал под обозначением «Rikugun no shisei Daburu bakugeki-ki Kawasaki/Vogt» — дословно, «Опытый трехместный бомбардировщик армии Кавасаки-Фогта», хотя справедливости ради, упоминание фирмы Кавасаки тут было притянуто за уши. Фогт занимался разработкой машины в рамках, как бы сейчас сказали, халтуры, и выполнив работу, вернулся к проектам собственно фирмы Кавасаки. 

Доводкой машины занялся инженер Департамента технических наук штаба армейской авиации Нарио Андо. Но в 1929 году работы по этой машине были прекращены, а в серию был запущен другой проект Рихарда Фогта — Кавасаки KDA-2 Тип 88 — универсальная и очень удачная машина, строившаяся большой серией в качестве и бомбардировщика, и разведчика и долгие годы потом составлявшая основу армейской бомбардировочной авиации Японии. Характерно, что Тип 88 Фогта внешне с определенных ракурсов весьма напоминал разработанный им бомбардировщик армейского департамента, что, впрочем, не удивительно — работа над машинами шла практически параллельно. Тип 88 при том же 600-сильном двигателе Kawasaki BMW VI оказался почти на полтонны тяжелее и хотя нес вдвое меньшую бомбовую нагрузку, динамика его оказалась значительно лучше, что и решило в его пользу.

Данных о вышеописанном проекте Фогта сохранилось не много. Известно лишь, что масса пустого самолета составляла 2220 кг, а взлетный вес 3680 кг при 500 кг бомбовой нагрузки. Вооружение составляли два пулемета — один синхронный, второй на задней турели.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account