Опытный всепогодный истребитель-перехватчик Dassault Mystere IV N. Франция
Небольшая винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
ВСЕПОГОДНЫЙ MYSTERE
Французский Околозвуковой Двухместный Истребитель, Оснащенный Двигателем Avon с Форсажной Камерой
Прошло всего шесть лет с тех пор, как компания Avions Marcel Dassault начала разрабатывать реактивные самолеты. Первый прототип носил внутрифирменное обозначение MD-450 и собственное наименование Ouragan (ураган). Он оснащен турбореактивным двигателем Hispano/Rolls-Royce Nene и и обладает крылом с небольшим размахом как у истребителя Havilland DH.112 Venom. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек, а максимальная скорость ограничена M = 0,83. В течение 1952-53 годов на вооружение французских ВВС (Armee de l’Air) поступило в общей сложности 350 истребителей Ouragan. Еще 71 самолет данного типа был куплен Индией, где машинам было присвоено обозначение Toofani.
Логическое развитие схемы истребителей Ouragan включало в себя увеличение стреловидности крыла и мощности силовой установки. Эти усовершенствования привели к появлению истребителей семейства Mystere (загадка), варианты которого были оснащены двигателями Hispano Tay, Hispano Verdon, SNECMA Atar, Pratt & Whitney J48 и Rolls-Royce Avon. Уже появилось большое количество вариантов самолетов семейства Mystere, из которых наиболее важными являются два: Mystere II C (с двигателем Atar 101D), 150 экземпляров которого были куплены французским правительством для отечественных ВВС, и Mystere IV A (с двигателем Hispano Verdon), из которых 225 машин финансируются военно-воздушными силами США.
В настоящее время осуществляется поставка серийных экземпляров обоих вариантов истребителя Mystere. Следует отметить, что в докладе американских сенаторов Стюарта Симингтона (Stuart Symington) и Гарри Бриджеса (Harry Bridges) качество изготовления деталей и узлов истребителей Mystere описывается как «намного выше среднего» и «соответствующее лучшим американским стандартам»; качество изготовления становится все более выдающимся, когда кто-то читает комментарии сенаторов о других производителях авиационной техники. На разбросанных по всей Франции заводах компании Dassault работает свыше 3000 сотрудников. Помимо этого в производстве истребителей Mystere занято еще 25000 человек, работающих в компаниях-субподрядчиках. С точки зрения производства единственной ложкой дегтя по-видимому, состоит в том, что Mystere (в отличие, скажем, от истребителя Hunter) никоим образом не предназначен для массового производства.
В настоящее время компания Dassault создала оснащенный двигателем Avon всепогодный истребитель-перехватчик Mystere, получивший обозначение Mystere IV N и являющийся героем данной статьи. Первоначально самолеты типов Ouragan и Mystere были дневными истребителями-перехватчиками и лишь несколько из них были изготовлены с боковыми воздухозаборниками – и один с двумя членами экипажа – с целью возможной разработки эффективной всепогодной машины. Mystere IV N не имеет боковых воздухозаборников и использует один проходящий под кабиной пилота воздуховодный канал, который на машинах данного типа впервые применен на оснащенном тем же двигателем Mystere IV B.
Планер самолета Mystere IV N по существу аналогичен планеру самолета Mystere IV B, но длина фюзеляжа увеличена на 4 фута 7 дюймов (1,4 м) с целью размещения кабины штурмана, сидящего позади пилота. Оба члена экипажа имеют автоматические катапультируемые кресла конструкции национального объединения SNCASO, и две кабины покрыты одним сдвижным фонарем. Впечатляющий запас топлива обеспечивается практически едиными топливными баками, расположенными в консолях крыла между лонжеронами, и дополнительными большими баками, окружающими воздуховод в центре фюзеляжа и под двигателем. В настоящее время силовая установка самолета состоит из двигателя Rolls-Royce Avon RA.7R, но вариант двигателя Avon должен быть построен по лицензии компанией Hispano Suiza, и, вероятно, именно последними двигателями (с тягой свыше десяти тысяч фунтов [4536 кгс]) будут оснащаться самолеты Mystere IV N, когда они будут заказаны в серийное производство.
Передняя часть нового прототипа очень похожа на переднюю часть истребителя-перехватчика F-86D Sabre, и разумно предположить, что она включает в себя американскую «двухантенную» радиолокационную систему управления огнем, которую несет эта машина. Вооружение машины представляет необычный интерес. В передней части фюзеляжа по его обеим сторонам установлено по одной 30-мм пушке с боезапасом по 100 снарядов. Снаряды этих двух пушек летят сквозь пулепроводы, расположенные между воздухозаборником и обшивкой носовой части фюзеляжа. Непосредственно за снарядными ящиками расположен выдвижной контейнер с 52 неуправляемыми ракетами воздух-воздух, которые автоматически выстреливаются дальномерной радиолокационной системой. Еще четыре контейнера с 19 НУРС в каждом могут быть подвешены под консоли крыла.
Все основные отклоняющиеся поверхности управляются с помощью сервоусилителей, общий уровень реагирования которых является весьма высоким. Зазоры между подвижными и фиксированными поверхностями чрезвычайно узки, и вся балансировка является внутренней. Все самолеты семейства Mystere оснащены автоматическим стабилизатором и демпфером рыскания, имеющими либо британское (компания Elliott Brothers), либо французское (компания SFENA [Société française d’équipements pour la navigation aérienne]) происхождение. Управление в плоскости тангажа обеспечивается цельноповоротным горизонтальным оперением, и вполне вероятно серийные самолеты Mystere IV N будут оснащаться неразъемными стабилизаторами цельноповоротного типа (и.е. без рулей высоты). Пружинные сервокомпенсаторы не установлены, поскольку они по мнению большинства инженеров являются нежелательными устройствами для современных истребителей.
Хотя Mystere IV B в горизонтальном полете смог развить скорость звука, на более крупном самолете Mystere IV N это достижение до сих пор не было реализовано. В настоящее время представляется, что предельная скорость для Mystere IV N составляет М = 1,21, что достигается в пикировании с углом 20 градусов; в горизонтальном полете максимальное число Маха, вероятно, составляет 0,97. Несколько важных эксплуатационных характеристик приведены в сопровождающей данную статью таблице. Хотя фактические характеристики еще не опубликованы, они не будут сильно отличаться от опубликованных здесь.
Прототип Mystere IV N впервые поднялся в воздух 19 июля прошлого года и к настоящему моменту совершил около 50 полетов общей продолжительностью более 50 часов. В прошлом месяце было завершено тестирование самолета в центре летных испытаний Бретиньи (примерный эквивалент нашему Боскомб Дауну), и машина была возвращена на аэродром Мелён-Вийярош (Melun-Villaroche), где расположен лётно-испытательный институт компании Dassault. В промежутках между серьезными испытаниями на самолете совершили полет несколько важных персон, и отчет о полетах, переданный французскому министру авиации г-н Катру (Catroux) был опубликован в нашем журнале в выпуске от 12 ноября прошлого года.
Своей общей схемой Mystere IV N представляет собой необычайно интересное решение сложной проблемы. Вполне естественно, что компания Dassault, имея добротную и хорошо отработанную базовую конструкцию, должна стараться «растянуть» её до предела. Время покажет, является ли Mystere IV N хорошей и пригодной для эксплуатации всепогодной машиной.
На протяжении всей истории разработки истребителей компании Dassault в ее каждом последующем прототипе можно увидеть влияние машин компании North American Aviation. F-86D Sabre – перехватчик компании North American – является одноместной машиной. Во многом это стало возможным благодаря внедрению огромного множества систем автоматического управления; тем не менее, навигация на F-86D остается небольшой проблемой. Похоже, что французские конструкторы согласны с нами в том, что для всепогодного истребителя требуется второй член экипажа. Однако если не учитывать совершенно нового крыла (последнее фактически уже сделано), то кажется, что Mystere IV N – это то, что кто-то хотел сделать путем «растягивания» базовой конструкции. Взгляд на фотографии показывает, что давление в шинах должно быть высоким.
Даже принимая во внимание большую тягу двигателя Avon на чрезвычайном режиме и наличие у этого двигателя форсажной камеры, масса Mystere IV N увеличилась в большей пропорции, чем рост тяги силовой установки. Так, например, объем топливных баков увеличился и на этой машине составляет более 1100 имп. галлонов (5000 л). Таким образом, общее впечатление, создаваемое самолетом, состоит в том, что он будет лучшим самолетом с гораздо большим крылом, хотя с точки зрения управляемости он уже сейчас пилотировать эту машину будет не сложнее других истребителей с сопоставимыми летными характеристиками.
Лучшей особенностью самолета является то, что практически все его оборудование было испытано и полностью работоспособно. Если будет сделан заказ на самолеты данного типа, то нет никаких препятствий появлению в этом году боеготовой эскадрильи с истребителями Mystere IV N. Окончательный ответ, вероятно, дает недавняя приобретение иностранным заказчиком истребителя-перехватчика Gloster Javelin – машины, которая изначально предназначена для аналогичных задач, но с самого начала адаптированной к ним.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Dassault Mystere IV N
Назначение: истребитель-перехватчик
Статус: прототип
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один ТРДФ Rolls-Royce Avon RA.7R с тягой 9500 фунтов (4310 кгс) или SNECMA Atar 101 G-21 или более поздний вариант двигателя Avon
Размеры:
размах крыла 36 футов 5 дюймов (11,1 м)
длина 48 футов 7 дюймов (14,81 м)
высота 15 футов 3 дюйма (4,65 м)
общая площадь крыла 344,5 кв. футов (32,0 м²)
стреловидность по линии четверти хорд 38 град.
относительная толщина крыла 7,5%
угол поперечного V минус 1 град. 30 мин.
колея шасси 10,6 футов (3,23 м)
Масса:
пустого 15400 фунтов (6985 кг)
общая без подкрыльевой нагрузки 23060 фунтов (10460 кг)
удельная нагрузка на крыло 67 фунтов на кв. фут (327 кг/м²)
Летные характеристики:
максимальное значение чиста Маха в горизонтальном полете 0,97
предельное значение чиста Маха 1,21
максимальная скорость
• на уровне моря 630 миль в час (547 узлов; 1014 км/ч)
• на высоте 12000 метров (39370 футов) 569 миль в час (494 узла; 916 км/ч)
посадочная скорость 144 мили в час (124 узла; 232 км/ч)
длина разбега с набором высоты 50 футов (15 м) 3180 футов (969 м)
длина пробега при заходе на посадку с высоты 50 футов (15 м) 5250 футов (1600 м)
время набора высоты 39370 футов (12000 м) 5 минут 20 секунд (на форсажном режиме)
продолжительность полета
• нормальная 1 час 45 минут
• максимальная (с запасом топлива 1100 имп. галлонов [5000 л]) 3 часа
источник: «ALL-WEATHER MYSTERE French Transonic Two-seater Powered by an Afterburning Avon» «Flight» 7 January 1955, pages 10-11