Опытный пятимоторный танк с АЦН

21

Опытный пятимоторный танк с АЦН

“Секрет Петлякова хранился как чрезвычайная государственая тайна. Петляков установил дополнительный пятый двигатель, который приводил в действие централизованную систему подачи воздуха.”
В. Суворов День М

Идея использовать б/у двигатели М-11 для установки на малых танках оказалась удачной. Возник вопрос о возможности использования этих двигателей для более тяжелых машин.
Понятно, что мощности одного двигателя будет недостаточно. Значит, придется устанавливать несколько двигателей. Как согласовывать их работу?
Еще большая проблема – недостаток крутящего момента авиадвигателей. На малых танках эта проблема стояла не столь остро, но для тяжелых машин это было неприемлемо.

Решение этой проблемы пришло (как и сами двигатели) из авиации!
Оказалось, что решение, подходящее для высотного самолета, годится и для тяжелого танка. Надо использовать агрегат центрального наддува (АЦН)!
Устанавливается пятый двигатель, который крутит воздушный насос, подающий воздух на все остальные двигатели. Тяга двигателей значительно возрастает.

В статье сделана попытка реконструкции опытного танка, построенного для проверки этой идеи.

В чем смысл установки АЦН?
Смысл в том, что во-первых увеличивается тяга двигателей.
А во-вторых, благодаря подпору сжатым воздухом, исчезает провал тяги на малых и самых малых оборотах. Соответственно, намного облегчается запуск двигателей и трогание танка с места. Что хорошо видно на приведенной ниже диаграмме.

Опытный пятимоторный танк с АЦН

Примечание. Диаграмма построена исходя из того, что двигатель АЦН постоянно работает на номинальных оборотах 1200 об/мин.

Внешний вид и устройство танка.
Ходовая часть состоит из четырех моторных гусеничных модулей, установленных на независимой подвеске, что обеспечивает хорошую адаптивность шасси к рельефу.
В каждом модуле имеется двигатель и трехскоростная (2+1) планетарная КПП.
Гусеничные ленты взяты от Т-28 шириной 380 мм. Ленты сдвоенные, что дает площадь опорной поверхности 0,7 кв.м на каждый модуль. А также повышает стойкость машины к противогусеничным минам.
Экипаж из трех человек и двигатель АЦН расположены в главном корпусе.

Опытный пятимоторный танк с АЦН

Опытный пятимоторный танк с АЦН

Управляемость.
Когда речь заходит о многомоторных гусеничных машинах, то часто задают вопросы типа: А что, если двигатели крутятся с разной скоростью? А как обеспечивается прямолинейность движения?
Да, у многомоторной схемы имеются свои проблемы, но уж проблемы управляемости не было никогда. По крайней мере двухмоторные схемы применяются очень давно и вполне успешно. Начиная с трактора Блинова, британского Уиппета, германского AV7 итд.

В случае применения АЦН управляемость еще более облегчается. Для корректировки курса водителю достаточно перераспределить поток сжатого воздуха между двигателями правого и левого бортов. Понятно, что возможна также работа бортовых фрикционов, бортовых тормозов, и раздельная регулировка газа. Все это отрабатывалось на испытаниях, и в целом проблем не вызывало.

Синхронное переключение планетарных КПП также не вызывает проблем.
Это если не считать проблемой чрезмерную сложность самой конструкции.

Ходовые качества.
Главная цель проекта как раз и состояла в демонстрации отменных ходовых качеств.
При массе машины в 12 тон удельное давление составляет всего 0,45 кг/квсм, что обеспечивает отличную проходимость.
Удельная мощность более чем 30 лс/т позволяет развивать скорость 50…60 км/ч по бездорожью (!) и преодолевать подъемы с уклоном 45º.

Бронирование и вооружение.
Очевидно, что бронежалюзи моторных модулей являются слабым местом в смысле снарядостойкости. На самом деле, опытная машина была небронированная – корпуса выполнены из 20 мм листа неброневой стали. Конечно, в случае разработки боевой машины, было бы установлено соответствующее бронирование. Благо, имеется значительный запас по массе машины.
Однако, обращает на себя внимание то, что бронелисты (пусть и из обычной стали) устанавливаются под рациональными углами наклона.

Вооружение состоит из двух пулеметов. Очевидно, что в случае необходимости пулеметные башенки могут быть заменены на одну орудийную башню. Возможны также и другие варианты усиления вооружения.

Опытный пятимоторный танк с АЦН

Результаты испытаний были неоднозначны.
С одной стороны были продемонстрированны отличные проходимость, управляемость, надежность и работоспособность системы. В том числе и в условиях бездорожья и в случае получения боевых повреждений. Также имелся значительный модернизационный потенциал. Кроме того, модульная конструкция предоставляет конструкторам достаточно широкий выбор вариантов конфигурации машины.

С другой стороны, многомоторная схема фатально проигрывает по сложности перед одномоторной с точки зрения производства. Это при том, что параметры одномоторных танков (как малых, так и позиционных) вполне соответствовали текущим требованиям, являя некоторый баланс между требованиями ТТХ и производственными возможностями.

Поэтому в РИ была построена всего одна опытная многомоторная машина.
Всесторонние испытания этой машины дали богатый опыт, который может быть использован для создания альтернативных моделей танков.

Статья написана по мотивам книг известного танкового балабола В. Суворова

 

Дмитрий Желонкин
Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account