Опытный поплавковый гидросамолет-разведчик и двухместный истребитель Zeppelin Lindau CS.1. Германия
Как это ни покажется странным, но в годы Первой Мировой войны крупнейшим производителем гидросамолетов была не тогдашняя властительница морей Великобритания, а государство, которое стремилось к этому статусу – кайзеровская Германия. В дополнение к гигантским летающим лодкам конструкции Клаудиуса Дорнье это были десятки и десятки исключительно поплавковых гидросамолетов, которые в основном изготавливались небольшими сериями (к сожалению, в рубрике «Letadla 14-18» пока рассказано лишь о малой их части).
При постройке большого количества типов морских самолетов не вызывает удивления тот факт, что первый цельнометаллический гидросамолет был изготовлен в Германии. Первым был Junkers J.11, который был построен в 1918 году и являлся установленным на поплавки самолетом-разведчиком и двухместным истребителем Junkers J.10. Гидросамолету официальными службами было присвоено обозначение CL.I. Помимо поплавков отличием J.11 от J.10 был небольшой киль, установленный перед рулем направления, но позднее во время испытаний потребовалось перепроектировать хвостовое оперение. В конечном итоге немецкий флот не был удовлетворен J.11, и Junkers CL.I был изготовлен в трех прототипах.
В том же году в Германии концерном Zeppelin был построен еще один цельнометаллический поплавковый гидросамолет. Концерн состоял из трех компаний: Flugzeugbau Friedrichshafen, Zeppelin-Werke Staaken и Zeppelin-Werke Lindau. Последняя имела небольшое с коммерческой точки зрения значение, но ее главным конструктором был Клаудиус Дорнье. После Хуго Юнкерса он был вторым в мире создателем крупных цельнометаллических самолетов.
Клаудиус Дорнье начал с упомянутых выше крупных летающих лодок и затем перешел к относительно небольшим самолетам наземного базирования, среди которых были истребители V-1 и D-1. Несмотря на неудачу крупных летающих лодок, командование немецкого флота продолжало проявлять интерес к морским самолетам Клаудиуса Дорнье, но на этот раз к другой их ипостаси – поплавковым гидросамолетам.
До сих пор агрессивному воздействию морской воды противостояли деревянные поплавки и полотняная обшивка фюзеляжа, и новый сплав дюралюминий имел большой потенциал для создания легких и прочных конструкций. Возможности нового материала уже были продемонстрированы в боях самолетами Хуго Юнкерса. В условиях Германии времен Первой Мировой войны единственным недостатком этого сплава было содержание в нем 4% меди: Германия находилась в блокаде со стороны союзников, и в стране ощущался жестокий дефицит меди.
Ранней весной 1918 года Клаудиус Дорнье получил заказ на экспериментальный прототип в категории морских самолетов C2MG/HFT: двухместный боевой самолет с одним синхронизированным, одним подвижным пулеметом и приемо-передающей радиостанцией. При проектировании машины за основу был взят очень успешный поплавковый гидросамолет Hansa-Brandenburg W.29. Следует сказать, Клаудиус Дорнье был не одинок в выборе подобной компоновки: в 1918 году на кульманах конструкторов компании LFG сталт появляться линии гидросамолета ME.8, и даже совершенно консервативный производитель бипланов компания Friedrichshafen предложил двухпоплавковый низкоплан FF.63.
В отличие от Юнкерса Дорнье почти не имел опыта работ со свободнонесущим крыльями, и поэтому для CS.I – такое обозначение было присвоено новому гидросамолету – были выбраны консоли с тонким профилем. Каждая из консолей была усилена двумя парами расчалок, соединявших ее с фюзеляжем и поплавком. Силовой набор крыла – нервюры, лонжероны и другие силовые элементы – были изготовлены из дюралюминия. В качестве обшивки консолей крыла и элеронов использовалось полотно. Элероны, также имевшие дюралюминиевый силовой набор, имели балансировочные поверхности.
Фюзеляж имел прямоугольное поперечное сечение со скруглениями на углах. Аэродинамически сбалансированные рули высоты и направления имели дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку; руль направления располагался выше и ниже фюзеляжа. Силовая установка состояла из одного восьмицилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Benz Bz.IIIb, развивавшего мощность 195 л.с. (143 кВт) и вращавшего двухлопастный винт. Первоначально гидросамолет имел лобовой радиатор, но его охлаждение было недостаточным, и помимо этого он осложнял установку синхронизированных пулеметов.
Первоначально вооружение, по-видимому, включало в себя два 7,92-мм синхронизированных пулемета LMG.08/15, установленных в передней части фюзеляжа перед кабиной пилота, и один подвижный 7,92-мм пулемет Parabellum LMG в кабине стрелка-наблюдателя.
Постройка прототипа гидросамолета Zeppelin Lindau CS.1 была завершена летом 1918 года. После начальных испытаний на Боденском озере лобовой радиатор пришлось удалить и заменить двумя узкими прямоугольными радиаторами, установленными по бортам фюзеляжа перед кабиной пилота. После дальнейших испытаний машина была передана расположенному в Варнемюнде управлению испытаний гидросамолетов (Seeflugzeug-Versuchs-Kommando).
Тамошние летчики, привыкшие к гидросамолетам-бипланам смешанной конструкции, первоначально отнеслись к новой машине с некоторым недоверием, называя CS.1 не иначе как «консервная банка». Однако вскоре – после того как они ознакомились с этим гидросамолетом поближе – они изменили свое мнение, поскольку CS.1 отличался легкостью пилотирования, маневренностью и управляемостью. Эти характеристики наиболее полно соответствовали задачам барражирующего истребителя, для которых этот гидросамолет изначально создавался. Единственным несоответствием была недостаточная максимальная скорость.
Несмотря на хорошие летные качества, гидросамолет CS.1 не был передан в серийное производство, поскольку до окончания войны испытания в Варнемюнде завершены еще не были. После Перемирия союзники испытали прототип, но затем в соответствии с мирным договором уничтожили.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Zeppelin Lindau CS.1
Назначение: поплавковый гидросамолет-разведчик и двухместный истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Zeppelin Werke Lindau G.m.b.H., Линдау
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: один восьмицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Benz Bz.IIIb, развивавший мощность 195 л.с. (143 кВт) и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыла 13,18 м
длина 8,78 м
высота 3,26 м
площадь крыла 29,80 м²
Масса:
пустого 959 кг
взлетная 1478 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 150 км/ч
крейсерская скорость 125 км/ч
источники:
текст – JIŘÍ HORNÁT «Zeppelin Lindau CS.1» // Letectvi+Kosmonautika 16-1994, стр.53/1255 (Letadla 14-18)
часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/other1/zeppelincs1.html