Опытный палубный пушечный истребитель Beardmore W.B.V. Великобритания

1

Многим любителям истории авиации известно, что в годы Первой Мировой войны французы использовали оснащенные тяжелым вооружением одноместные истребители. Это были истребители SPAD S.XII, у которых полуавтоматическая 37-мм пушка Puteaux стреляла сквозь полую втулку винта. Обычно самолетами данного типа управляли очень опытные летчики. Однако мало кому известно, что истребитель с подобным вооружением был спроектирован и построен в Великобритании компанией Beardmore.

Данная компания была больше знаменита своими двигателями, но была дурная слава. Дело было вовсе не в ошибках их конструктора Харфорда (Halford), а проблемах производства. Хотя в случае моторов Beardmore-Halford-Pullinger (B.H.P.), то эти двигатели были более известны как Puma благодаря массовому послевоенному производству компанией Siddeley.

До разработки пушечного истребителя W.B.V компанией Beardmore уже были созданы истребители W.В.III и W.B.IV. В отличие от W.В.III, представлявшего собой модификацию изготавливавшегося по лицензии Sopwith Pup, истребитель-биплан Beardmore W.B.IV был по настоящему новаторской конструкцией. Двигатель этого самолета располагался в центре фюзеляжа и посредством удлиненного вала вращал деревянный двухлопастный винт. Впоследствии подобная компоновка была применена как на опытных (британский Westland F.7/30, нидерландский Koolhoven F.K.55, итальянский Piaggio P.119 и советский Гу-1), так и на серийных истребителях (американские Bell P-39 и P-63). Опытный истребитель W.B.IV был изготовлен в соответствии с требованиями Королевской военно-морской авиаслужбы (Royal Naval Air Service – RNAS) остался в числе прототипов: летчики-испытатели RNAS тестировали W.B.IV с таким усердием, что погубили машину.

Почти одновременно с «четверкой» командование RNAS заказало компании Beardmore три прототипа нового истребителя W.B.V (серийные номера N41-N43) более традиционной концепции с двигателем, расположенным в носу. Машины должны были быть в категории «палубный истребитель». Однако Адмиралтейство захотело от самолетов данного типа другой особенности; вероятно, его руководство было вдохновлено уже упомянутым французским истребителем SPAD S.XII.

Опытный палубный пушечный истребитель Beardmore W.B.V. Великобритания


схемы опытного палубного пушечного истребителя W.B.V

Вооружение самолета должна была составлять французская 37-мм укороченная пушка Puteaux, установленная в развале цилиндров двигателя и стрелявшая сквозь полую втулку винта. От вала двигателя вращающийся момент на втулку винта передавался через редуктор. Казенная часть пушки находилась в кабине пилота и располагалась таким образом, что летчик во время полета мог перезарядить ее. В руководстве Адмиралтейства рассчитывали, что пушечный истребитель будет эффективно действовать как против вражеских самолетов (в первую очередь тяжелых и средних бомбардировщиков), так и против легких кораблей противника.

Опытный палубный пушечный истребитель Beardmore W.B.V был разработан конструктором Дж. Тилгман-Ричардсом (G. Tilghman-Richards). Самолет имел цельнодеревянную конструкцию; фюзеляж W.B.V имел фанерную обшивку, а крылья и хвостовое оперение, похожие на установленные на W.B.IV, покрывались полотном. Первый прототип W.B.V (N41) у законцовок крыльев имел пару соединявших элероны вспомогательных стоек, тогда как на втором прототипе (N42) их уже не было.

Для удобства складывания верхнее крыло не имело выноса, а сами несущие поверхности имели равные размах и длины хорд и были смещены немного вперед (причина последнего, вероятно, была в орудии и боеприпасах к нему, сместивших центр тяжести самолета вперед). 

Силовая установка состояла из французского восьмицилиндрового V-образного двигателя водяного охлаждения Hispano-Suiza 8B, развивавшего мощность 200 л.с. (147 кВт) и вращавшего двухлопастный деревянный винт. На фюзеляже по обеим сторонам от двигателя были установлены водорадиаторы.

Нижняя несущая поверхность – как и в случае с W.B.III – оснащалась надувными резиновыми поплавками, которые должны были удержать самолет на плаву после посадки на воду. Для облегчения вынужденной посадки на воду самолет оснащался механизмом сброса основных стоек шасси.

Опытный палубный пушечный истребитель Beardmore W.B.V. Великобритания
опытный палубный пушечный истребитель Beardmore W.B.V (N41)

Пушка Puteaux была установлена на первый прототип истребителя Beardmore W.B.V. Хотя дата первого полета N41 остается неизвестной, первый зарегистрированный полет состоялся 3 декабря 1917 года на острове Грейн (Grain), р. Мидуэй. Во время этого полета были произведены стрельбы из пушки. Вероятно, это был пугающий опыт, поскольку пилот сидел в тесной кабине прямо за казенником пушки. Буквально перед носом летчика происходила отдача орудия, он слышал шум выстрела, а в его лицо летело облако пороховых газов. И одновременно с этим самолет по-прежнему шел на цель, а пилот должен был перезаряжать орудие. Если бы во время стрельбы произошло что-то с орудием, то это означало, скорее всего, конец – и пилота и самолета.

Самолет был передан RNAS скорее всего до 3 декабря 1917 года и после нескольких испытательных полетов летчики-испытатели, вероятно, отказались повторить опыт со стрельбой в воздухе. Один из летчиков даже заявил, что намерен подражать каракатице и двигаться как она: назад с вытянутыми вперед щупальцами. Интересно в этой связи заметить, что SPAD S.XII у французских летчиков протестов не вызывал, хотя и не был в числе любимцев.

Опытный палубный пушечный истребитель Beardmore W.B.V. Великобритания
вариант окраски с опытного палубного пушечного истребителя W.B.V (после модернизации)

Первый прототип Beardmore W.B.V (N41) был возвращен на завод компании, где пушка Puteaux была демонтирована и вместо нее были установлены 7,7-мм пулеметы: синхронизированный Vickers и Lewis, стрелявший вверх сквозь вырез в центроплане верхнего крыла. Модифицированная машина была вновь испытана на острове Грейн, где 11 января 1918 года N41 был повреждении и затем списан. Второй прототип Beardmore W.B.V (N42) впервые взлетел 20 февраля 1918 года в Далмьюире (Dalmuir) и больше в воздух уже не поднимался. Второй прототип еще некоторое время испытывался RNAS, тогда как третий прототип W.B.V (N43) построен не был. Остается неизвестным: сохранился ли N42 до конца войны.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Beardmore W.B.V

Назначение: палубный пушечный истребитель

Компания-производитель: William Beardmore Co., Далмьюир, Данбартоншир

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: восьмицилиндровый V-образный двигатель водяного охлаждения Hispano-Suiza 8B, развивавший мощность 200 л.с. (147 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 10,92 м
длина 8,10 м
высота 3,60 м
площадь крыльев 36,60 м²

Вес 

пустого 843 кг
взлетный 1135 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 180 км/ч
максимальная скорость на высоте 3000 метров 160 км/ч
время набора высоты 
1525 метров 6 мин
3000 метров 17 мин
продолжительность полета 2,5 часа

источник: JIŘÍ HORNÁT Výkres PETR KOLMANN «BEARDMORE W.B.V» «L+K» 18/01

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account