Опытный палубный истребитель McDonnell XFD-1 Phantom. США
В последние годы в авиационной литературе все больше и больше складывалось убеждение, что существовал только один реактивный самолет Phantom, а именно McDonnell F-4, который в годы вьетнамской войны и в других конфликтах прославился как символ грубой силы и разрушительной мощи. Фактически самолеты данного типа назывались Phantom II, потому что эти машины были вторыми, разработанными компанией McDonnell Aircraft Corporation (McDonnell) и несшими это имя. Постепенно римская цифра «два» исчезла из литературы, равно как постепенно для подавляющего числа любителей авиации исчезло осознание существования в свое время «пред-фантома».
Первый «фантом» был создан в то время, когда мало кто знал о реактивных двигателях и о самолетах, оснащенных этими новыми силовыми установками. Преимущества, которые сулило использование реактивных двигателей, были очевидны для всех знакомых с этими моторами, но эксплуатация реактивных самолетов с палуб авианосцев вызывала множество вопросов. В результате управление аэронавтики ВМС США заказало разработку истребителей с комбинированными силовыми установками: с поршневым и реактивным двигателями. Хотя в ВМС США в те годы и относились к чистым реактивным самолетам несколько скептически, от них не стали отказываться.
Уже 7 апреля 1943 года небольшая и не слишком загруженная компания McDonnell была выбрана управлением аэронавтики ВМС США для разработки и изготовления трех прототипов реактивного самолета-истребителя. В качестве разработчика реактивных двигателей для нового палубного истребителя была выбрана компания Westinghouse, которая имела большой опыт работ с турбинами. Однако дело было новое, и как авиа-, так и моторостроители были вынуждены продвигаться вперед наощупь.
На тот момент компания Westinghouse разработала целую линейку реактивных двигателей – от миниатюрных с диаметром 250 мм до довольно крупных с диаметром 480 мм, и первый эскизный проект представлял собой небольшой самолет, оснащенный шестью миниатюрными двигателями, размещенными на крыле и развивавшими статическую тягу от 1,21 до 1,51 кН (от 124 до 154 кгс). Однако дальнейшие проектные работы привели к отказу от этого нереального проекта в пользу более крупного самолета, оснащенного двумя более мощными осевыми реактивными двигателями Westinghouse 19XB-2B с тягой по 7,12 кН (726 кгс). Инженеры компании McDonnell явно испытали облегчение при переходе к двухмоторному самолету, потому что создание монстра с шестью двигателями сопровождалось бы серьезными проблемами. Два двигателя можно было разместить в увеличенной центральной части крыла таким образом, чтобы струи раскаленных газов выходили значительно ниже горизонтального оперения.
Внешний вид опытного палубного истребителя XFD-1, разработанного под руководством Д. С. Льюиса (D. S. Lewis) и получившего имя Phantom (призрак), имел простую конструкцию, заточенную под применение с авианосцев. Осевые турбореактивные двигатели, имевшие относительно небольшой диаметр, были вписаны в утолщенные корневые части консолей крыла. Поскольку при эксплуатации с палуб авианосцев вероятность засасывания посторонних предметов в компрессоры двигателей чрезвычайно мала, то XFD-1 получил шасси с очень низкими стойками, облегчавшими эксплуатацию самолета до и после полета и снижавшими массу. Вооружение оставалось стандартным для американских палубных истребителей начала Второй Мировой войны – четыре 12,7-мм пулемета Browning, которые были размещены в носовой части фюзеляжа.
В январе 1945 года изготовление прототипа, а точнее его планера, было завершено, но компания Westinghouse смогла поставить только один прототип двигателя WE-19XB-2B. Чтобы не откладывать испытания, двигатель был установлен на планер, и с 26 января 1945 года начались рулежечные испытания прототипа. Поскольку рулежки прошли успешно, то в тот же день летчик-испытатель Вудвард Барк выполнил пробный подскок. Через неделю компанией Westinghouse был поставлен второй двигатель, и после его установки начались полноценные летные испытания. Эти испытания шли успешно, и 7 марта 1945 года управление аэронавтики подписало с компанией McDonnell контракт на поставку 100 серийных экземпляров. Однако поскольку в номенклатуре управления аэронавтики литерой D обозначались самолеты компании Douglas, то обозначение прототипа XFD-1 и будущих серийных машин FD-1 могло привести к ошибке. Чтобы избежать этого, компании McDonnell была присвоена литера H, и обозначения прототипа и серийных машин были изменены на XFH-1 и FH-1. Двигатели серийных машин имели маркировку J30-WE.
Окончание Второй Мировой войны привело к сокращению военного бюджета, а контракт на «фантомы» был уменьшен до 60 машин. Однако их дальнейшая судьба выходит за рамки предмета данной статьи. Кратко скажем, что серийные машины были изготовлены на заводе компании McDonnell в период с июля 1947 года по май 1948 года. Первые взлеты и посадки на авианосец «Франклин Д. Рузвельт» прототип XFH-1 выполнил 21 июля 1946 года под управлением капитан-лейтенанта Джеймса Дэвидсона. «Фантомы» служили в авиации ВМС США и корпуса морской пехоты и послужили основой для более современных истребителей типа F2H Banshee, заказ на которые был выдан в марте 1945 года.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: McDonnell XFD-1 Phantom
Назначение: палубный истребитель
Статус: опытный
Компания-производитель: McDonnell Aircraft Corporation, Сент-Луис, штат Миссури
Силовая установка: два турбореактивных двигателя Westinghouse 19XB-2B с тягой по 7,12 кН (726 кгс)
Размеры:
размах крыла 12,43 м
длина 11,35 м
высота 4,32 м
площадь крыла 25,67 м²
Масса:
пустого 2800 кг
нормальная взлетная 3920 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость:
• на уровне моря 783 км/ч
• на высоте 6100 метров 777 км ч
крейсерская скорость 400 км/ч
скорость набора высоты у земли 25,2 м/с
практический потолок 13 330 м
дальность полета от 870 до 1210 км
Количество изготовленных: 2 экз. (+ 60 серийных)
Примечание: серийные палубные истребители FH-1 имели более длинный фюзеляж (11,81 м) с вытянутой передней частью, квадратные законцовки крыла с другими элеронами и другую приборную панель кабины
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «McDonnell XFD-1 PHANTOM» // Letectvi+Kosmonautika 21-1995, с. 30/1678 (Letadla 39-45)