16

В период с 1933 по 1935 год в французских авиагонках на приз покровителя авиации графа Дойч де ла Мерта успеха добивались небольшие легкие аэродинамически чистые и тщательно изготовленные цельнодеревянные самолеты компании Caudron. Именно в этот период был установлен мировой рекорд скорости для самолетов наземного базирования: 25 декабря 1934 года Раймонд Дельмотт на самолете Caudron C-460, оснащенном 350-сильным (257 кВт) двигателем Renault R-456, разогнался до скорости 505,848 км/ч. В следующем 1936 году в Соединенных Штатах Мишель Детруа в рамках национальных авиагонок (National Air Races) смог одержать победу в томпсоновских гонках и гонках на приз Грива (Greeve Trophy Races).

Достижения столь легких самолетов заставили обратить на себя внимание командования французских ВВС. В компании Caudron утверждали, что легкий истребитель, построенный на основе C-460, сможет достичь такой же боевой эффективности, что и обычные – более тяжелые – истребители, оснащенные более мощными 700-900-сильными (510–660 кВт) двигателями. Успех этой идеи не был полноценным, поскольку конкурирующие компании имели своих людей в правильных местах и были способны защищать преимущества своих концепций, но тем не менее, Франция стала родиной легкого, дешевого и простого самолета-истребителя. Дальше всех по пути создания легких истребителей пошли компании Mureaux и Caudron (естественно вместе с Renault). Последней удалось запустить в серийное производство истребитель C-714, который, впрочем, показал себя разочаровывающие.

В течение ряда лет французская концепция оказывала свое воздействие на авиаконструкторов всей Европы, и во второй половине 1930-х годов в ряде стран были разработаны и изготовлены прототипы легких истребителей. Так, например, в Чехословакии, где в наличии имелся отличный двигатель Walter Sagitta, по заданию Министерства национальной обороны (Ministerstvo národní obrany – MNO; МНО) был организован конкурс на создание легкого истребителя. К счастью, все закончилось на стадии разработки проектов, поскольку опыт боевого применения легких истребителей, приобретенный в годы Второй Мировой войны, показал, что они уступают обычным истребителям в практическом потолке, скороподъемности, дальности полета, мощи вооружения и т.д. Кроме того, чрезмерная легкость планеров, вызванная необходимостью экономить вес, вела к тому, что в бою любое повреждение конструкции легкого истребителя было фатальным.

В дополнение к авиастроительным компаниям к разработке легкого истребителя подключилось и частное лицо. Звали этого человека Жак Руссель (Jacques Roussel), и он был братом Мориса Русселя – сотрудника компании Société des Avions Marcel Bloch (Bloch) и руководителя программы создания истребителя MB-150. Менее известный брат попытался доказать своему более известному брату, что созданный им самолет слишком крупный и требует много материалов и значительного времени на производство, и что для достижения тех же летных характеристик потребуется менее мощный двигатель, нежели 14-цилиндровый двухрядный Gnome-Rhône 14N. Созданный компанией Bloch прототип MB-150 был оснащен 940-сильным (690 кВт) двигателем, а серийные MB-152 летали уже с 1100-сильными (808 кВт) авиамоторами.

Летом 1938 года Жак Руссель начал разработку конкурента машине своего брата – Type 30; осенью 1938 года началось строительство прототипа, и спустя шесть месяцев он был готов. Опытный истребитель Roussel 30 был цельнометаллическим свободнонесущим низкопланом с очертаниями, напоминающими формы MB-151/152, но значительно усовершенствованными. Силовая установка состояла из 14-цилиндрового радиального двигателя Gnome-Rhône 14M-17, развивавшего мощность 690 л.с. (507 кВт) и вращавшего трехлопастный винт.

Прототип Roussel 30 был перевезен на аэродром Этампа, и первый полет машины состоялся в апреле 1939 года. Результаты первых полетов были обнадеживающими. Тем не менее, Жаку Русселю пришлось внести в конструкцию самолета изменения, и второй этап испытаний прототипа Roussel 30 начался в августе 1939 года. На этом этапе машина имела в крыле и фюзеляже (400 + 100 литров) все необходимые топливные баки.

Затем возникли проблемы с вооружением. Жак Руссель планировал в качестве вооружения своего легкого истребителя две несинхронизированные 20-мм пушки Hispano-Suiza 404, установленные в выступах в крыле вне зоны ометания винта и основных стоек шасси. Однако военные в условиях начавшейся Второй Мировой войны не посчитали нужным выделять дефицитные пушки, столь необходимые для серийных машин, для установки на прототип Roussel 30. Жаку Русселю удалось приобрести две менее эффективные швейцарские пушки Öerlikon AS и в мае 1940 года установить их на прототип.

Помимо монтажа нового вооружения Жак Руссель не устоял перед давлением военных летчиков-испытателей и командования ВВС и установил более мощный 800-сильный (588 кВт) двигатель 14M. К сожалению для Русселя, стремительное наступление немецких войск вынудило прервать испытания и эвакуировать прототип легкого истребителя из-под Парижа в сторону Бискайского залива. В Бордо самолет так и не был собран и вскоре погиб в огне пожара.

Затянувшиеся испытания, немецкое наступление и сгоревший ангар не дали возможность сравнить, какая концепция была ближе к истине и самолет-истребитель какого из братьев Руссель был бы более успешным. Единственное, что мы можем сказать, что согласно сохранившимся остаткам результатам испытаний Roussel 30 был очень легким в управлении самолетом.

Опытный легкий истребитель Roussel 30. Франция

схема опытного легкого истребителя Roussel 30

опытный легкий истребитель Roussel 30

опытный легкий истребитель Roussel 30

Опытный легкий истребитель Roussel 30. Франция
Опытный легкий истребитель Roussel 30. Франция
Опытный легкий истребитель Roussel 30. Франция

Опытный легкий истребитель Roussel 30. Франция

Прототип французского опытного легкого истребителя Roussel 30 почти не имел окраски и каких-либо опознавательных знаков за исключением черных пропеллера и кока втулки винта. В январе 1940 года руль направления был выкрашен в цвета национального флага

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Roussel 30

Назначение: легкий истребитель

Статус: прототип

Разработчик: Жак Руссель

Компания-производитель: Sociéte Pierre Levasseur Aéronautique, Курбевуа, Париж

Силовая установка: один 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14M-17, развивавший мощность 690 л.с. (507 кВт) и вращавший трехлопастный винт

Размеры:

размах крыла 7,75 м
длина 6,10 м
высота 1,98 м
площадь крыла 10,00 м²

Вес:

пустого 1030 кг
взлетный 1767 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 5600 метров 520 км/ч
крейсерская скорость 420 км/ч
скороподъемность у земли 19 м/с
продолжительность полета 2 ч


источники:

  • текст – Václav Němeček «ROUSSEL 30» // Letectvi+Kosmonautika 5-1986, стр.25/185 (Letadla 39-45). Чертёж – Stanislav Smékal
  • часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/fww2/roussel30.html
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account