1

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «БТР-87. Россия».

После нескольких месяцев ожидания широкая общественность смогла увидеть новейший отечественный бронетранспортер. В одном из недавно опубликованных документов, рассказывающих о деятельности оборонной промышленности, присутствует пока единственная известная фотография машины БТР-87. Эта машина была разработана не позднее начала прошлого года, а вскоре была продемонстрирована специалистам. Тем не менее, широкая общественность смогла увидеть новый бронетранспортер только сейчас.

Первые открытые сведения о проекте БТР-87 появились чуть менее года назад. Эта машина присутствовала в списке техники, которую планировалось показать на грядущем форуме «Армия-2015». Тем не менее, подробности проекта не раскрывались. Кроме того, машину нового типа поместили в закрытую экспозицию выставки, из-за чего увидеть ее смог только узкий круг специалистов и военных. Прочим любителям техники пришлось ждать до весны 2016 года.

Не так давно предприятие «Завод корпусов» (г. Выкса), занимающееся сборкой броневых агрегатов для производства военной техники, опубликовало презентацию о развитии производства. Вместе с массой графиков и другой информации, раскрывающей достижения производственного характера, в презентацию попало значительное количество фотографий и рисунков. На представленных фотоматериалах изображены оборудование завода, а также некоторые виды его продукции. На одном из снимков запечатлен новейший бронетранспортер БТР-87.


Единственное опубликованное изображение БТР-87. Фото из презентации "Завода корпусов"

Таким образом, презентация о развитии «Завода корпусов» стала первым официально опубликованным документом, в котором представлено изображение перспективной бронемашины. К сожалению, пока в свободном доступе имеется лишь одна фотография нового бронетранспортера, однако и она способна рассказать достаточно много. Кроме того, она может также стать предметом множества споров.

По имеющимся данным, проект БТР-87 был разработан ООО «Военно-промышленная компания» в рамках глубокой модернизации существующего бронетранспортера БТР-82А. Проект создавался в инициативном порядке и предназначается в первую очередь для экспорта. В основе новой машины лежат некоторые идеи и решения, характерные для современной бронетехники. Это привело к серьезному изменению ряда особенностей машины, от компоновки до конструкции корпуса. Сообщается, что для строительства новой техники пришлось разработать новый бронекорпус, в основе которого лежат агрегаты базового БТР-82А.

Основным нововведением проекта БТР-87, оказавшим самое серьезное влияние на все особенности машины, является новая компоновка. В соответствии с последними тенденциями в области бронетехники для пехоты, новый бронетранспортер получил кормовое десантное отделение. Таким образом, десант получил возможность спешиваться через кормовые двери под прикрытием всей машины. Считается, что в таком случае высадка оказывается более безопасной, чем при использовании бортовых дверей, характерных для существующих отечественных бронетранспортеров.

В связи с переносом десантного отделения из центра корпуса в корму авторам нового проекта пришлось изменить размещение всех прочих агрегатов и отделений. В передней части корпуса БТР-87 присутствует отделение управления (слева) и моторный отсек (у правого борта). Непосредственно за отсеком двигателя поместили боевое отделение с поворотной башней. Подбашенные агрегаты боевого отделения, по-видимому, размещены в одном объеме с местами для десанта, как это сделано на других отечественных бронетранспортерах.

Как видно на имеющейся фотографии, корпус новой бронемашины имеет массу отличий от базовой конструкции. Одним из самых заметных является отсутствие бортовых дверей десантного отделения. Также следует отметить, что в связи с применением переднего моторного отделения корпус лишился командирского люка и правого бронестекла с крышкой. Общая конфигурация лобовой части корпуса, в целом, осталась прежней.

В связи с переносом двигателя вперед было изменено расположение мест экипажа. Механик-водитель остался на своем месте, впереди слева. Рабочее место командира, в свою очередь, сместилось назад и влево. Командир теперь находится за спиной водителя и должен следить за окружающей обстановкой при помощи оптических приборов на своем люке.

В центральной части корпуса, с некоторым сдвигом к корме, на крыше БТР-87 установлена башенная пулеметно-пушечная установка, заимствованная у БТР-82А. Башня имеет лафетную компоновку и оснащается комплексом ствольного вооружения. В качестве «главного калибра» применяется 30-мм автоматическая пушка 2А72, дополнительное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета ПКТМ и нескольких дымовых гранатометов. Также башня оснащается комплексом необходимых средств наблюдения и наведения.

Корма корпуса отдается под размещение десанта. Точные данные о размере десантного отделения отсутствуют. Можно предположить, что по вместимости оно не отличается от центрального десантного отделения базового БТР-82А. Посадку и высадку десанта предлагается осуществлять через кормовые двери.

В связи с переносом двигателя в переднюю часть корпуса заметным изменениям должна была подвергнуться конструкция трансмиссии. При этом ходовая часть осталась прежней – четыре оси с колесами на независимой подвеске. В связи с применением кормовых дверей бронетранспортер получил новые движители для перемещения по воде. Вместо одного центрального водомета теперь используются два отдельных, помещенные позади колес.

Характеристики БТР-87 пока не раскрываются. Можно предполагать, что использование наработок по проекту БТР-82А и применение некоторых готовых агрегатов привело к сохранению характеристик, однако точные данные на этот счет пока отсутствуют. Вероятно, их опубликуют в обозримом будущем, когда машина будет предложена потенциальным заказчикам из третьих стран.

* * *

Как следует из имеющихся данных, главной целью проекта БТР-87 было повышение уровня защиты десанта при спешивании. Широко известно, что высадка из отечественных бронетранспортеров под огнем противника всегда была достаточно сложной задачей. Производить высадку предлагалось через люки различных форм и расположений. Лишь на БТР-80 появились бортовые двери, способные частично защитить пехотинца. Тем не менее, и это не привело к значительному повышению безопасности. В настоящее время считается, что высадка десанта должна производиться через кормовые двери, благодаря чему солдаты оказываются под защитой всего корпуса машины с соответствующим снижением вероятности их поражения.

Проект БТР-87 полностью укладывается в эту концепцию. При этом он основывается на наработках по существующей машине БТР-82А, что привело к появлению нескольких своеобразных особенностей. Тем не менее, готовый образец, похоже, сочетает в себе положительные черты предшественников и преимущества, связанные с кормовым расположением десанта.


Проект модернизации БТР-60 от "Муромтепловоза". Фото Muromteplovoz.ru

По имеющимся данным, бронетранспортер БТР-87 прежде всего предназначается для поставок на экспорт. С такой точки зрения главными преимуществами этой машины оказываются сравнительная дешевизна, унификация с другой техникой российского производства и заметное повышение основных боевых качеств, связанное с перекомпоновкой внутренних объемов. Таким образом, после официального выхода на международный рынок военной техники новая машина вполне способна найти своего покупателя.

Интересно, что проект БТР-87 не является первой отечественной попыткой улучшить возможности существующих бронетранспортеров за счет изменения их конструкции. Так, сравнительно давно предприятие «Муромтепловоз» предложило проект модернизации устаревшего бронетранспортера БТР-60, подразумевающее применение некоторых новых агрегатов. Применение нового двигателя позволило авторам проекта перенести моторное отделение в центр корпуса, тем самым высвободив в корме место для десантников. Для высадки предлагается использовать две двери, открывающиеся вбок.

Еще одним значительным нововведением проекта модернизации БТР-60 от «Муромтепловоза» является применение пулеметно-пушечной башни, основанной на агрегатах БТР-80А. После установки такого боевого модуля бронетранспотер получает 30-мм автоматическую пушку 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТМ и 30-мм автоматический гранатомет АГС-17, что значительно увеличивает его огневую мощь и позволяет выбирать наиболее подходящее для текущих задач оружие.

Также в контексте модернизации сравнительно старых советских/российских бронетранспортеров следует вспомнить румынские проекты семейства Saur. Целью этих проектов являлась глубокая модернизация бронетранспортера B33 Zibmru, являющегося копией советского БТР-80. При создании новой техники были использованы некоторые новые идеи, а также применены узлы и агрегаты новых типов. Первая машина этого семейства, Saur-1, имеет компоновку, аналогичную БТР-87, однако отличается подходом к вооружению и другими особенностями. Дальнейшим ее развитием стал бронетранспортер Saur-2, серьезно отличающийся и от B33, и от Saur-1.

Необходимо отметить, что отечественные и румынские проекты модернизации устаревшей техники пока не привели к ожидаемым результатам. Насколько известно, проект обновления БТР-60 и машины семейства Saur пока не смогли заинтересовать потенциальных покупателей и, как следствие, еще не стали предметом контрактов на ремонт и обновление техники. При всех своих преимуществах эти разработки по какой-то причине пока не смогли привлечь внимание потенциальных заказчиков в лице стран, нуждающихся в обновлении техники и не имеющих возможности приобрести полностью новые машины.

Отсутствие заказов на существующие варианты модернизации советских/российских бронетранспортеров заставляет с тревогой оценивать будущее нового БТР-87. Имея заметные преимущества, эта машина может столкнуться с банальным нежеланием потенциальных покупателей. Кроме того, от заказа новой техники эти государства могут оттолкнуть экономические проблемы.


Румынский БТР Saur-1. Фото
alternathistory.ru

Таким образом, реальные перспективы БТР-87 пока могут быть предметом обсуждений и споров. До определенного времени можно лишь пытаться делать оценки и строить прогнозы, которые в дальнейшем могут получить подтверждение или быть опровергнутыми. При этом подтверждения или опровержения нынешних версий могут появиться как в ближайшие месяцы, так и через несколько лет.

В некоторых обсуждениях проекта БТР-87 встречается мнение, согласно которому эта машина была разработана в качестве дешевой и простой альтернативы перспективному бронетранспортеру «Бумеранг». Тем не менее, такая версия противоречит имеющейся информации об экспортном предназначении проекта. Кроме того, она не согласуется с текущими планами по развитию бронетехники пехоты. В настоящее время в нашей стране проводится модернизация имеющихся бронетранспортеров БТР-80 по проекту БТР-82А. Это позволяет значительно повысить боевые качества техники, хотя и не решает некоторые имеющиеся проблемы: проект не подразумевает перенос бортовых дверей.

Модернизация имеющейся техники позволит сохранять требуемую боеспособность подразделений до появления достаточного количества новых машин типа «Бумеранг». Таким образом, дополнительный заказ на БТР-87 оказывается избыточным и излишним.

Появление проекта БТР-87 представляет большой интерес с технической точки зрения. При этом дальнейшие перспективы этой разработки пока туманны. Эта машина с равной вероятностью может как стать предметом заказа, так и не получить должное внимание заказчиков. Тем не менее, появление этого проекта демонстрирует желание российской оборонной промышленности учитывать текущие тенденции и занимать еще не освоенные ниши рынка вооружений и военной техники, используя готовые изделия и новые идеи.

По материалам сайтов:

  • http://zavodkorpusov.ru/
  • http://vestnik-rm.ru/
  • http://muromteplovoz.ru/
  • http://bmpd.livejournal.com/

Презентация «Завода корпусов»: http://zavodkorpusov.ru/data/objects/2/file.1458726418.pdf

источник: http://topwar.ru/92853-opublikovano-izobrazhenie-novogo-bronetransportera-btr-87.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account