Опытный бомбардировщик «Дредноут №1» (Австро-Венгрия. 1914 год)

15

Опытный бомбардировщик «Дредноут №1» (Австро-Венгрия. 1914 год)

Небольшая, но интересная статья из жж Алекса Райгородецкого.

Автор многих патентов, фабрикант и бизнесмен Ян Сташтик ((Jan Staštík) (1898-1958) построил в 1914-м году первый чешский военный самолет, который назвал «Дредноут №1». Это был биплан с двумя двигателями и размахом 18 м. Работы начались в 1913 году, а в мае следующего года самолет был собран в Промышленном дворце на выставочной площадке. После начала войны он должен был быть передан в армию, но во время начала испытательного полета произошла авария. Самолет был уничтожен, но сам Сташтик, тяжело раненный, спасся …

В июне 1914 года неожиданно для всех появился этот большой двухмоторный самолет конструкции Сташтика под названием «Дредноут № 1». Это был самый большой самолет, когда-либо построенный в Чехии и на всей территории Австро-Венгрии. Разработчику требовались средства и он обратился к банкирам Гораку и Вонке, от которых получил щедрую сумму в 130000 крон. После многих перипетий машина была завершена в июне 1914 года, и создатель приступил к планированию начального этапа летных испытаний.

Опытный бомбардировщик «Дредноут №1» (Австро-Венгрия. 1914 год)

Трехместный биплан с размахом верхнего крыла 18 метров был выполнен из дерева и брезента. Он был оснащен двумя двигателями Gnome 9 Delta, каждый мощностью 73 кВт (100 л.с.). Один двигатель располагался впереди фюзеляжа и вращал тянущий винт, а другой располагался сзади и вращал винт толкающий. Передний двигатель был снабжен капотом, которого не было у заднего двигателя из-за проблем с охлаждением. Шасси состояло из металлических колес с запатентованной подвеской. Позади пилота находился также запатентованный револьверный бомбосбрасыватель, управляемый рычагами и специальным индикатором. который по весу сообщал пилоту о наличии бомб в «барабане». Всего машина могла нести около 250 кг бомб.

Опытный бомбардировщик «Дредноут №1» (Австро-Венгрия. 1914 год)

Рядом с бомбосбрасывателем Сташтик поставил топливные баки. Вес пустого бомбардировщика составлял 750 кг, а боевой увеличился до 1200 кг, при этом изобретатель планировал увеличить общий вес до двух тонн. Скорость оценивалась от 150 до 160 км/ч при максимальном времени полета шесть часов.

В середине лета в аэропорту Пардубице должны были начаться лётные испытания, но они, скорее всего, не состоялись. После начала войны машину должны были перевезти в Фишаменд, в Fliegerarsenal, центр технических испытаний Luftfahrtruppen (ВВС Австро-Венгрии). 21 октября при старте во время испытательного полета сломалась передняя стойка шасси, после чего машина совершила сальто. Самолет был уничтожен и охвачен пламенем, сам Сташтик остался тяжело ранен. В 1915 году он все еще пытался построить новый самолёт, но больше не получал финансирования от военного министерства.

Судьба его не жаловала, и после нескольких афёр он оказался в Италии, где в 1938-м году был выдан ордер на его арест. Возможно поэтому Сташтик позже переехал в Буэнос-Айрес. Здесь он основал процветающую компанию по производству ветряных турбин и умер в 1958 году.

источник: https://raigap.livejournal.com/964312.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account