Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 2. Завершение сертификации

2

Первый самолет компании Honda, а именно административный самолет с соответствующим названием HondaJet, находится в разработке уже несколько лет. Его производитель Honda Aircraft Company, являющаяся дочерним подразделением корпорации Honda Motor Company, известной в первую очередь в качестве производителя автомобилей и мотоциклов, в настоящее время пытается ускорить процесс сертификации.

Первые исследования в области реактивных самолетов бизнес-класса компания Honda Motor Company начала проводить на рубеже восьмидесятых и девяностых годов (см. «Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 1. О задержках в разработке»). С течением времени и после серии взлетов и падений эта программа добралась до этапа прототипа – летающего демонстратора с внутрифирменным обозначением HA 420. Этот летающий демонстратор впервые поднялся в небо 3 декабря 2003 года и внес свой вклад в проверку новой аэродинамической концепции низкоплана с турбореактивными двигателями, расположенными на пилонах над крылом.

Вскоре после этого началась подготовка к постройке трех самолетов, названных в компании Honda как «production-conforming», т.е. соответствующий потребностям и условиям серийного производства. Тогда казалось, что получение сертификата летной годности от Федерального управления гражданской авиации Министерства транспорта США (FAA – Federal Aviation Administration) его коллегами в других странах – необходимого условия для начала поставок – это всего лишь вопрос ближайшего будущего. Но как скоро выяснилось, это не совсем так: стало значительно отставать от графика производство трех прототипов для будущего серийного производства. Официально это вызвано проблемами с субподрядчиками–производителями компонентов, однако неофициально называются трудности в разработке и производстве турбовентиляторных двигателей HF120. Специально для самолетов данного типа двигатели разрабатывались совместным предприятием (joint-venture) GE Honda Aero Engines, которое было основано японским концерном Honda Motor Company и американской корпорацией General Electric. Напомним, также, что в 2005 году было создано занимавшееся авиастроение дочернее подразделение Honda Aircraft Company.

Шесть сертифицированных самолетов

По словам главы компании Honda Aircraft Company Мичимаса Фуджино (Michimasa Fujino) пяти-шестиместный самолет HondaJet в качестве одного из представителей класса легких административных самолетов получил значительное количество заявок, и общее количество предварительных заказов превышает сто машин. По его словам, постоянный перенос сроков поставки серийных самолетов не является причиной для изменения планов. Однако было необходимо успокоить потенциальных клиентов, и в апреле 2009 года руководством компании был представлен обновленный график программы HondaJet: первый полет первого из трех прототипов состоится в январе следующего года, предоставление сертификата FAA и начало поставок в четвертом квартале 2011 года. Но даже этот, видимо, вполне реальный план не удалось выдержать, и компания-производитель сейчас не раскрывает новые сроки программы. Но, впрочем, это не означает, что сотрудники компании Honda Aircraft Company ничего не делают. Теперь у компании нет упоминаний о предсерийных машинах как о «production-conforming», теперь речь идет о соответствующих требованиям FAA – «FAA-conforming». Это ясно показывает на текущую ключевую цель: получение американской сертификации. Это, кстати, является нынешней практикой ряда компаний-производителей аэрокосмической техники, которая позволяет инспекторам FAA на месте контролировать разработку и производство сертифицированного самолета уже на стадии его компонентов. В случае с HondaJet этот процесс должны максимально ускорить четыре летающих прототипа, которым были присвоены дополнительные внутренние номера F1 – F4, и два самолета, предназначенные для статических испытаний и получившие обозначения ST1 – ST2. Как подтвердил Мичимаса Фуджино:

«Для обеспечения максимальной эффективности программы летных испытаний и ускорить сертификацию, мы решили построить шесть самолетов HondaJet».

На состоявшейся в октябре 2010 года в Атланте, штат Джорджия, ежегодной встрече ассоциации коммерческой авиации (NBAA – National Business Aviation Association) компанией Honda Aircraft Company было объявлено, что прототип F1 уже собран и начал проходить наземные испытания. Долгожданный испытательный полет состоялся 20 декабря в международном аэропорту Пьемонт Триада (Piemont Triad International Airport), Гринсборо, штат Северная Калифорния, – в штаб-квартире компании Honda Aircraft Company. Полет длился всего 51 минуту, но их хватило для проверки основных летных характеристик и получения данных, которые во время полета через систему телеметрии передавались на наземный центр управления.

«Это является важной вехой в программе HondaJet. Самолет был построен в соответствии со строгими сертификационными требованиями FAA. Полученные летные данные ободрили нас. Уже первоначальная обработка подтвердила, что самолет ведет себя в соответствии с нашими ожиданиями» 

– так оценили испытательный полет Мичимаса Фуджино. В это же время было завершено изготовление прототипа, получившего обозначение F2, но к испытаниям он присоединился лишь 18 ноября 2011 года. К этому времени F1 выполнил значительную часть летных испытаний, в ходе которых был достигнут ряд успехов. Например, 11 марта 2011 года была развита максимальная крейсерская скорость 425 узлов (787 км/ч), что соответствует M=0,72, а 27 апреля того же года у F1 было еще одно достижение: самолет смог достичь рабочего потолка 43 000 футов (13 115 м). Во время летных испытаний HondaJet F2 не было замечено каких-либо проблем.

«Характеристики самолета соответствуют ожидаемым, а управлять им одно удовольствие»,

– так Мичимаса Фуджино прокомментировал первоначальные летные испытания прототипа HondaJet F2.

Интенсивное наращивание потенциала

Как уже упоминалось, компания Honda Aircraft Company в процессе получения летного сертификата FAA планировала построить два самолета для проведения статических испытаний.

«Летные прототипы административного самолета HondaJet имеют жизненно важное значение для программы сертификации. Однако самолеты, предназначенные для статических испытаний, также имеют для нас важное значение»

– прокомментировал Мичимаса Фуджино. В 2011 году прототип ST1 прошел все указанные испытания. В этом году сотрудники компании Honda Aircraft Company не думают останавливать работы. Во-первых, запланированы испытательные полеты оставшихся «сертификационных» машин F3 и F4. Первый из двух указанных самолетов был предназначен для проверки бортовых механических систем и, возможно, для проведения дополнительных летных испытаний, если этого потребует программа сертификации. F4 должен служить для проверки надежности конструктивных элементов. Также на данном самолете планируется оценить компоновку пассажирского салона и его системы. Во-вторых, в течение года должно быть завершено изготовление прототипа ST2, зарезервированного для необходимых для сертификации дополнительных статических испытаний. Допуск всех вышеперечисленных самолетов к испытаниям облегчает перспективная интегрированная система испытательной аппаратуры (ASITF – Advanced Systems Integration Test Facility), разработанная компанией Honda Aircraft Company для проверки бортового оборудования.

Компания также активно готовит свои производственные и сервисные возможности. Изготавливать самолеты планируют в США, так как эта страна рассматривается в качестве основного рынка для административных самолетов HondaJet. В 2011 году в Гринсборо (Greensboro), штат Северная Каролина, была завершена постройка офисного кампуса штаб-квартиры и цехов со сборочными линиями. Они разбросаны на площади 46 500 квадратных метров и предназначены для производства от 70 до 100 самолетов в год. Помимо этого была выбрана площадка для строительства объектов для технического обслуживания, ремонта и капитального ремонта (MRO – Maintenance Repair and Overhaul) во время послепродажного обслуживания. Ожидается, что система сервисного обслуживания заработает в первой половине 2013 года и станет важным партнером дилеров не только на территории Северной Америки, но и в Европе. Из множества альтернативных вариантов размещения MRO выбор вновь пал на Гринсборо.

«В нашем штате имеется 180 компаний, работающих в авиакосмической отрасли и имеющих в общей сложности 9500 человек персонала. Компания Honda для нас своего рода вишенка на торте»

– так в этой связи сказал президент девелоперской организации Greensboro Economic Development Alliance Дэн Линч (Dan Lynch). Данное заявление связано с тем, что компания Honda Aircraft Company создаст более 500 высококвалифицированных рабочих мест, в то время как инвестиции в строительство всех перечисленных объектов составят $120 миллионов.

Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 2. Завершение сертификации

Пока увидели свет три летных прототипа административного самолета HondaJet: слева самолет F1, в центре демонстратор HA-420 и справа F2

Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 2. Завершение сертификации

Первый «FAA-conforming» HondaJet (тогда еще F1) во время испытаний. Первый полет этого самолета состоялся 20 декабря 2010 года

Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 2. Завершение сертификации

В полете самолеты HondaJet, построенные для получения сертификата FAA: на переднем плане F1, за ним F2; 18 ноября 2011 года

Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 2. Завершение сертификации

Само собой разумеется, что кабина экипажа административного самолета HondaJet будет оснащена большими цветными дисплеями

Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 2. Завершение сертификации

Силовая установка состоит из двух двигателей HF120, разработка которых доставила множество проблем

Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 2. Завершение сертификации
Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 2. Завершение сертификации

Опытный административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 2. Завершение сертификации

Президент Honda Aircraft Company Мичимаса Фуджино считает HondaJet своим детищем


источник: Zdeněk Odehnal «Hondajet finišuje к certifikaci» // Letectvi+Kosmonautika 4/2012

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account