Опытные истребители Vickers F.B.16. Великобритания
Британский оружейный концерн Vickers и особенно его авиастроительное подразделение (Aviation Department), не только вкладывал значительные средства в разработку и строительство самолетов, но и щедро спонсировал перспективных изобретателей и их проекты. Это также было справедливо в отношении силовых установок летательных аппаратов. Примерами такой политики были истребитель-биплан F.B.16 и его силовая установка – изготовленный в нескольких экземплярах девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения (не ротативный), который должен был развивать мощность 150 л.с. (110 кВт).
К сожалению, двигатель Hart, равно как и созданный примерно в это же время радиальный двигатель A.B.C., страдал от многочисленных проблем и не имел большого успеха. Первый экземпляр истребителя F.B.16 оснащался двигателем Hart, который во время испытаний вышел из строя. Поэтому в концерне Vickers было принято решение продолжить работы по истребителю F.B.16, но последующие экземпляры оснащать двигателями других типов. Результатом этого решения стала интересная серия истребителей-бипланов, в которой каждый последующий экземпляр отличался от предыдущего.
Самый первый экземпляр истребителя F.B.16 имел цельнодеревянный силовой набор фюзеляжа, дополненный вспомогательными шпангоутами, обеспечивавшими овальное поперечное сечение, и полотняной обшивкой. Двигатель Hart, оснащенный двухлопастным деревянным пропеллером, был частично закапотирован. Вместо простого заголовника на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной пилота был размещен длинный и высокий гаргрот. Двухлонжеронные крылья самолета имели одинаковый размах и закругленные законцовки. Элеронами были оснащены оба крыла. Вертикальное оперение имело руль направления с передней кромкой сложной формы.
Прототип, не получивший серийного номера Королевского летного корпуса (Royal Flying Corps – RFC), совершил свой первый полет летом 1916 года в качестве самолета концерна Vickers. За исключением максимальной скорости в 219 км/ч машина показала себя разочаровывающе. Помимо ненадежной работы двигателя Hart. У пилота был очень плохой обзор из кабины во всех направлениях, особенно вперед и назад. Для самолета-истребителя было существенным недостатком для истребителя.
Конструктор Рекс К. Пирсон (Rex K. Pierson) попытался спасти самолет, подняв верхнее крыло над фюзеляжем, уменьшив гаргрот, улучшив форму вертикального оперения и изменив охлаждение двигателя, для чего пришлось снять капот двигателя. При этом был установлен новый четырехлопастной воздушный винт. Однако, поскольку дальнейшие работы над двигателем Hart были остановлены, у первого прототипа F.B.16 не было будущего, и он был списан и отправлен на слом.
Однако это не был конец программы F.B.16. Еще в 1916 году завод концерна Vickers в Бексли-Хит (Bexley Heath) завершил изготовление второго экземпляра F.B.16. Конструкция второго прототипа была модернизирована с учетом опыта испытаний первой машины. Сам второй экземпляр F.B.16 не имел вспомогательных шпангоутов, отличаясь плоскими бортами фюзеляжа и установкой французского восьмицилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения Hispano-Suiza, развивавшего мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавшего двухлопастный деревянный воздушный винт. Самолет был вооружен одним синхронизированным 7,7-мм пулеметом Vickers. К сожалению, 20 декабря 1916 года во время испытаний второй прототип разбился, а его пилот капитан Х. Р. Дейтон Симпсон (H. R. Deighton Simpson) трагически погиб.
Рекс К. Пирсон, при неизменной поддержке руководства концерна Vickers продолжил дальнейшие работы по совершенствованию конструкции истребителя F.B.16, потому что несмотря на первоначальные неудачи самолет казался хорошей основой для создания мощного истребителя.
В январе 1917 года завод концерна завершил изготовление третьего экземпляра самолета, получившего обозначение F.B.16A. Самолет сохранил 150-сильный (110 кВт) двигатель Hispano-Suiza и вооружение как у предыдущего экземпляра, о отличался от своего предшественника крыльями разного размаха увеличенным вертикальным оперением. С мая 1917 года F.B.16A тестировали в Экспериментальном авиационном подразделении (Aeroplane Experimental Unit – AEU) RFC, Мартлшем-Хит, где на прототипе летали летчики-испытатели RFC. В Мартлшем-Хите на F.B.16A был нанесен присвоенный машине серийный номер A8963. Летчики-испытатели AEU остались довольны машиной и ее характеристиками, в частности, они высоко оценили максимальную горизонтальную скорость и скороподъемность – по этим показателям F.B.16A превзошел все предыдущие британские истребители.
Однако в концерне Vickers планировали еще более усовершенствовать машину, поскольку полагали, что если истребители F.B.16 попадут на фронт в начале 1918 года, то к этому времени у противника уже будут более мощные машины. После возвращения в Бексли-Хит самолет получил новый французский редукторный двигатель Hispano-Suiza мощностью 200 л.с. (147 кВт). Новый двигатель полностью изменил форму носовой части фюзеляжа, а вооружение самолета было усилено добавлением второго 7,7-мм пулемета Lewis, стрелявшего сквозь полю втулку вала воздушного винта. Еще один пулемет Lewis планировалось разместить над центропланом верхнего крыла; данный пулемет должен был быть подвижным и управляемым непосредственно пилотом для стрельбы наискось вверх. Поэтому вырез в районе центроплана верхнего крыла стал асимметричным и более широким с правой стороны. Размах и вынос верхнего крыла также были увеличены. Самолет сохранил серийный номер A8963, но обозначение типа было изменено на F.B.16D. Машина пилотировал Гарольд Барнуэлл (Harold Barnwell), который прозвал F.B.16D «пузатиком».
В июне 1917 года прототип был испытан на аэродроме Джойс-Грин (Joyce Green) знаменитым летчиком-истребителем капитаном Джеймсом Маккадденом (kpt. J. T. B. McCudden), который был в восторге от F.B.16D. Спустя месяц истребитель прошел официальные испытания в Мартлшем-Хите, где пилоты и техники обнаружили некоторые недостатки, в основном связанные со сложным управлением самолетом.
Однако, когда Джеймс Маккадден собирался возвращаться на западный фронт, он намеревался вернуться на машине концерна Vickers и сражаться с немцами на F.B.16D. Для такого случая на заводе компании Vickers по просьбе Маккаддена верхняя и боковые поверхности самолета были окрашены в красный цвет, но командование RFC не согласилось с действиями признанного пилота и не согласилось и с участием F.B.16D в воздушных боях. Весной 1918 года Джеймс Маккадден вернулся на Британские острова и стал инструктором летной школы в Тернберри (Turnberry). Для продолжения своей военной карьеры Маккадден запросил у концерна Vickers красный F.B.16D и на этот раз официального запрета не последовало. F.B.16D остался в единственном экземпляре и не был запущен в серийное производство.
Командование французской военной авиации (Aéronautiaue Militare) проявило интерес к F.B.16D, но потребовало его модифицировать для использования в качестве высотного истребителя. В ответ на это требование концерном Vickers был изготовлен еще один самолет, получивший обозначение F.B.16C (повторно была использована литера, которая предназначалась нереализованного варианта F.B.16 с британским двигателем). Самолет имел крылья большего размаха и новую силовую установку: 200-сильный (147 кВт) двигатель Lorraine-Dietrich. Французы планировали организовать лицензионное производство машины на заводе в Дарраке (Darracq), но к этому времени в концерне Vickers была создана новая версия. Данный вариант, получивший обозначение F.B.16E, отличался новой четырехстоечной бипланной коробкой с размахом крыльев 9,45 метра и новым 275-сильным (202 кВт) наддувным двигателем Lorraine-Dietrich. Истребитель F.B.16E достиг впечатляющих летных характеристик: практический потолок превышал 7500 метров, а максимальная скорость превышала 200 км/ч. В Дарраке самолет должен был изготавливаться под обозначением Vic.16 C1. Испытания прототипа проходили в Виллакубле летом 1918 года и закончились незадолго до окончания войны. По этой причине лицензионное производство организовано не было.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Vickers F.B.16D
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Vickers Ltd. (Aviation Department), Вейбридж, завод Бексли-Хит
Силовая установка: один восьмицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza, развивавший мощность 200 л.с. (147 кВт) и вращавший четырехлопастный воздушный винт
Размеры:
размах крыльев 7,62 м
длина 5,94 м
высота 2,67 м
площадь крыльев 19,23 м²
Масса:
пустого 625 кг
взлетная 855 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 217 км/ч
крейсерская скорость 185 км/ч
время набора высоты 3000 метров 10 мин 25 с
практический потолок 5640 м
Количество изготовленных: 5 экземпляров
источник: Text: Miroslav Balous Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18. Vickers F.B.16» «Letectví + kosmonautika» 2014-10, str.66-67
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnye-istrebiteli-vickers-fb16-velikobritaniya