Уважаемые коллеги!
Переиграть 41 год – почтеннейшее занимание (советских) альтернативщиков. Ведь, в отличие от РЯВ, здесь царя не сохраняем исторический результат принципиально не меняется, „лишь“ уменьшаються жертвы и страдания (причем для обеих сторон). Мне конечно „вкуснее“ технические альтернативы, при всей спорности их еффекта. Напоследок такая активность на сайте возобновилась, что и сподвигло меня на давно откладываемые мои „5+5 копеек“. Время на большой цикл по Болгарии и „акция Соболева“ нету, поетому начну с малого- танк БТ.
Опус 1 –модернизация
В колличестве наших модернизационных потуг БТ не идет в никакое сравнение с Т-26. Причина – с етого танка технически трудно сделать что либо другое, ни САУ, ни арттягач не получаются „малой крови“ от слова совсем, слишком у него все заточено на быстроходность. А вот своему назначению – крейсерский танк – он мог отвечать даже в конце десятилетия, при правильном применении конечно и при некотором усилении вооружения (76 мм). За одним исключением – прожорливость двигателя!
Коллегам, возразившие про других его недостатках, как „тонкошкурности“ например, укажем, что толстая броня – ето конечно хорошо (если она не ухудшает неприемлимо другие показатели, что нередко бывает), но БТ – ето маневренный, а не танк прорыва. Да и в 44-45г РККА успешно добила фашистов при помощи такого же тонкошкурого (к тогдашней ПТО германцев) танка Т-34. Броня ум не заменяет, поетому назначение бетешек не меняем (МК) и смотрим, что с двигателем сделать можно. Уточнения:
1. Речь об производимых еще и в 38-40г БТ-7. Что надо было производить вместо их и раньше – совсем другой вопрос. У меня всегда „короткие“ альтернативы (год-два), для „длинных“ альтернатив (с 29-30-33г) у нас ест другие коллеги :)))
2. Дизель В-2 пусть развивается, но ему на БТ не место, етот танк и так „сухопутный Новик“ („чехол для двигателя“ занимавший больше половину забронированного обьема:)). К тому же его стоимость и надежность пока оставляют желать лучшего…
И так, меняем М-17Т и (возможно) ставим 76мм башня. Что с етим можно сделать?
Прежде всего отметим его излишную для танка мощность. Ее „убивали“ разными способами, не прибавлявшими однако ему економичности и всеядности (к бензину). Так (1) обеднение смеси (жиклерами) не уменьшало требования к октановым числом бензина, (2) уменьшить степень сжатия прокладкой под головки цилиндров нельзя (из за отсуствия оных), (3) дросселирование увеличивало сопротивление всасывания, (4) уменьшеное опережение зажигания (ест такие утверждения) приводило к перегреву и уменьшеной мощности и повышеной консумации. Здесь речь о существующих движках, ставить другие поршни/шатуны конечно можно, но….
Вот он красавчег М-17. В авиации его мощность – 680 л.с. Для БТ их (БУ:) „убили“ до 400 л.с., но для Т-35 его делали и в 500, и в 580 л.с. (втречается и цифра 650 л.с.)
Вместо етого в АИ делаем следующее:
1. Один ряд цилиндров (тот с прицепными шатунами) снимаем вместе с „навесом“ – разпредвалом и его привод, коллекторами, поршнями, шатунами и их подшипников.
основной и прицепной шатун (здесь с другого двигателя)
2. Отверстий на картере под цилиндров етого ряда закрываем заглушками с уплотнительными прокладками. Также меняются карбюраторы и пр.
3. Полученная рядная шестерка ничем другим не обижаем, она хорошо сбалансированна и развивает 320–280 л.с. в зависимости от забракованности некондиционности исходного движка. Для 13-14 тонного БТ-7 ето более чем достаточно. Если сохраним 4-ступенчатую коробку скорость тоже не сильно пострадает (по сравнении с 3-ступенчатую), а вот расход топлива уменьшится на треть! Имеем также уменьшеный вес двигателя (что не столь важно) и куча запчастей (что важно). Ето, вкупе с уменьшеной нагрузки на (тот же) коленвал и подшипников увеличивает общий ресурс.
3. На танке убирается один из двух радиаторов (со стороны отсуствующего ряда цилиндров), на его месте за продолной противопожарной перегородке ставится большой бензобак 540–720 л, в передней части можно разместить дополнительний боекомплект (для лучшей воспламеняемости:)))
Здесь открою скобу – всегда дивился мнениям, что дизельную шестерку В-6 нету в природе, что он не отработан, его негде производить, поетому планы выпуска Т-126/127/50 – ето хотелки не имеющих основу двигателя. Сделать из V12 рядную шестерку легко – можно даже почти ничего не менять, кроме карбюраторов или топливного насоса (что не совсем мало :)). Конечно лучше изменить и картер, а не заглушками якшатся, но ето не принципиально. Если исходный двигатель отработан, такова получится и шестерка – надо только не форсировать ее мощность „по щучьему велению“. А вот из V12 сделать V8 нельзя – общих между ними остануться только поршни с шатунами и клапаны с пружинами. Правда советские технологические привычки, когда для выпуска Москвича другого цвета надо новый корпус делать :)) никуда не денутся, но все же…
Лучше конечно такую переделку двигателя М-17Т сделать еще при переходе на выпуск БТ7 в 35-36г. но в принципе ето возможно и позже, в ходе кап. ремонта уже выпущенных машин. Разсмотрим последый вариант – в 39-40г, когда всем ясно, что танк устарел, наследников его пока еще мало, а война на носу. Что можно еще улучшить у них тогда, тоже „малой крови“?
1. Замена ствола пушки 20К на 68-калибровый (или чуть короче), а в бронебойных патронах навесить пороха чуть больше. А чтоб у пушек менять только ствол, установим дульный тормоз. Мотив – примем, что обстрел захваченой немецкой „трешки“ показал недостаточную мощь 20К, однако решили „обойтись малым“ (времени нету) и развивать не только 57мм ЗИС-2 (журавль в небе), но и (временно, до насыщения армии с первыми) 45мм/68 пушек (М-40?) – пусть будет вот такое отступление от русского принципа что лучшее – враг хорошего :)).
2. Установка на имеющихся БТ-7А вместо 76мм КТ-28 новой пушки Ф32-34 (как более компактную) и увеличение числа таких танков путем замены башни линейных танков на новую большую (и цилиндрическую или шестигранную, никакого „наклонного бронирования“!) с Л-11 (как более массовую в 40-ом году).
3. Усиление брони екранировкой только в некоторых местах (но более толстой), а не повсюду как у етого БТ5 где чувство меры и целесообразности потеряно (как обычно тогда…)
такой Армани (модные тогда наклоны тонкой брони) не делаем. Дорого, тяжело и без особого еффекта.
Ети места – маску, передная часть башни (по обе стороны от пушки) и верхную передную часть корпуса (боевое отделение)
В конечном итоге 15 мая 41г. Вермахт встретят, наряду с новыми моделями, и тысячи таких бетешек с большей автономностью (более чем в два раза! – меньше будут брошенные по обочинам), защитой и надежным вооружением. Осталось „всего лишь“ правильно их применить…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (и будет содержать)