Несмотря на окончание большой холодной войны 1945-1991 годов, соперничество великих держав — США и России — отнюдь не прекратилось.
Каждый более-менее значимый мировой кризис обязательно сопровождается инцидентами на море, в воздухе или на земле. Распад СССР на некоторое время сделал подобные происшествия редкостью, но постепенно их число вновь стало расти.
Облёт 12 апреля российским бомбардировщиком Су-24 американского эсминца «Дональд Кук», находящегося в водах Черного моря, не привлек бы к себе такого внимания, если бы не события на Украине и вокруг нее. Реальность оказалась одновременно и значительно скромнее, и намного интереснее, особенно если изучить историю вопроса.
Члены экипажа на палубе эсминца «Дональд Кук» в черноморском порту Констанца 14 апреля 2014 годa
Советско-американское противостояние, начавшееся практически сразу после завершения Второй мировой войны, к счастью, так и не переросло в войну великих держав — ядерный конфликт между СССР и США грозил уничтожить человечество как биологический вид. Однако пробовать оппонента «на излом» обе стороны не стеснялись. С целью предотвращения возможного перерастания «военных игр» в нечто большее в 1972 году СССР, и США подписали межправительственное соглашение «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним».
Почти война в воздухе
Причины первых инцидентов были весьма прозаичны. Готовясь к возможной воине, США вели разведку ПВО и прочей военной инфраструктуры СССР. С 1950 до конца 1960-х годов США произвели от 12 до 20 тысяч разведывательных полетов вдоль границ Советского Союза. Иногда эти границы нарушались, в том числе и намеренно (подобные нарушения не раз заканчивались трагически — в 1950 году был сбит один самолет-нарушитель, в 1951 и 1952-м — по два, в 1953-м — три).
У входа на выставку остатков американского самолета-шпиона У-2 в ЦПКиО им. Горького, сбитого 1 мая 1960 года под Свердловском
Тем не менее до формирования сплошного радиолокационного поля вдоль границ и создания мощной системы ПВО на основе сочетания радаров, зенитных ракетных систем и истребительной авиации нарушения границ продолжались. Вольница закончилась 1 мая 1960 года. Уничтожение над Свердловском на высоте более 20 километров разведывательного самолёта U-2 стало лучшей демонстрацией новых возможностей ПВО СССР. США пришлось отказаться от разведывательных полетов авиации над советской территорией — эту/задачу вскоре взяли на себя спутники-шпионы.
«Морской бой» в реальном времени
Активность Советского Союза вдоль границ США была куда меньшей — большая часть территории Соединенных Штатов попросту находилась вне зоны досягаемости разведывательной авиации СССР. Основным занятием советских самолетов-разведчиков было слежение за ВМС США и их союзников по НАТО. Тем более что угроза с моря с учетом традиционного перевеса CШA и Великобритании в этой сфере была более чем реальна. Уровень противостояния накладывал свой отпечаток, а последствия столкновений могли оказаться серьезными даже вне очередного глобального кризиса. В ноябре-декабре 1984 года подобное столкновение едва не произошло между Тихоокеанским флотом СССР и американским авианосным ударным соединением, включавшим, в том числе три авианосца. Авианосец «Карл Винсон» во главе боевой группы «Чарли» в ходе 3-й фазы учений FleetEx-85 отрабатывал совместные действия с боевыми группами «Альфа» (АВ «Мидуэй») и «Фокстрот» (АВ «Энтерпрайз»). Их противника, обозначенного как «оранжевые», изображали части ВМС, ВВС и морской пехоты США, включая «летающие радары» Е-3А «Сентри», заправщики КС-130, «Геркулес» и семь американских и японских субмарин, том числе три атомные подлодки типа «Стерджен».
Три группы объединились к востоку от Филиппин и, обойдя с севера Окинаву, направились вдоль восточного noбережья Японии на север. Полеты советских разведывательных самолетов заметно участились, но американцам удалось скрыться благодаря плохой noгоде. Свирепый западный ветер мешал разведчикам Ту-95, заставляя их раньше времени покидать район поисков, чтобы пополнить запас топлива.
Палубный истребитель F-14A «Томкэт», базирующийся на атомном авианосце «Дуайт Эйзенхауер», сопровождает советский стратегический бомбардировщик Ту-95
Поиски продолжались до 30 ноября, пока в ходе шестого по счету пролета «Медведи» (натовский индекс Ту-95) не обнаружили корабли, обходящие Окинаву. Самолеты со всех трех авианосцев вели учебные бои с «условным противником» из ВВС США над побережьем Окинавы и в связи с этим не несли вооруженйя. В этот момент 25 истребителей F-14 «Томкэт» с «Карла Винсона» и «Энтерпрайза» и F-4 «Фантом» с «Мидуэя» неожиданно встретились в воздухе с приближающимися «Медведями». Пилоты срочно начали возвращаться на свой авианосцы, с тем чтобы перевооружиться и взлететь навстречу уже реальному, а не условному врагу.
В последующие дни самолеты ВВС и морской авиации СССР совершили несколько сотен вылетов на разведку американской группировки, входившей в Японское море через Сангарский пролив. На перехват американской группировки были отправлены несколько отрядов боевых кораблей и подводные лодки. Декабрьское противостояние 1984 года в Японском море закончилось мирно и обе стороны разошлись по своим базам, так и не сделав ни одного выстрела.
Пошли на навал
12 февраля 1988 года на Черном море советским кораблям пришлось действовать более решительно и агрессивно. В ответ на вход крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» ВМС США в территориальные водье СССР вблизи Крымского полуострова советские корабли — сторожевики «Беззаветный» и СКР-6 — совершили навал на американские суда с целью вытолкнуть их из территориальных вод. В результате «Йорктаун» получил повреждения. А после появления над американскими кораблями двух вертолетов Ми-24 нарушители были вынуждены изменить курс и уйти в нейтральные воды.
Сторожевой корабль Черноморского флота СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца «Кэрон», 12 февраля 1988 года
На фоне таких «сражений», недавний облет-одиночного «Дональда Кука» одиночным же боевым самолетом России выглядйт более чем деликатно — пилот действовал практически в точном соответствии с упомянутым соглашением от 1972 года. Однако Подобные облеты могут закончиться трагедией и без боя: в октябре 1996 года, увлекшись демонстрацией собственных летных навыков в непосредственной близости от крейсера «Петр Великий», упал в море и разбился истребитель «Вигген» ВВС Швеции.
источник: Илья КРАМНИК "Опасное сближение" КОНТАКТ-ШАНС №Т9 • 28.04.-04.05.2014