Он мог стать лучшим танком Второй Мировой войны. Как на самом деле должен был выглядеть Т-34М 1941 года
Довольно интересное видео с канала Yar Studio на который я на днях наткнулся, видео посвящено истории создания танка Т-34М, и это отличается от того что я читал по этой теме раньше, не берусь судить, правда это или нет?
Многим любителям танков известно, что почти сразу же с запуском в серийное производство танка Т-34 военные начали требовать его модернизации. Танк, имевший выдающиеся ТТХ, как и большинство вновь разработанных машин имел достаточно значительное количество конструктивных недостатков и недоработок.
Это в альтернативной истории разные «попаданцы» в 1941 год начинают раскрывать военным и руководству страны глаза на недостатки Т-34. Дескать, и танк «слепой» и в экипаже надо разделить функции командира и наводчика, да и подвеска у танка архаичная.
И как по мановению палочки вскоре появляется танк, лишенный присущих Т-34 недостатков и успешно начинает громить врага.
Вот только не стоит недооценивать руководство Красной Армии и нашего государства в тот период.
Они прекрасны знали о всех недостатках Т-34 и прилагали огромные усилия, чтобы устранить их. Уже к середине августа 1941 года должны были быть изготовлены первые образцы модернизированного танка Т-34, а к концу года предстояло изготовить уже пятьсот танков Т-34М.
Начнись Великая Отечественная война на год позже, и на поля сражения вышла бы машина, которая стала бы доминирующей на поле боя, ведь пожелания военных по модернизации танка Т-34 были учтены в полной мере.
А как на самом деле выглядел бы танк Т-34М?
Многие судят о его внешнем виде по деревянному макету, изготовленному на заводе №183 к 20 марту 1941 года, и который рассматривался комиссией уже 10 апреля того же года.
Те, кто считают, что именно в таком виде Т-34М должен был сходить с заводского конвейера, глубоко ошибаются. Причина в том, что в ходе рассмотрения проекта, комиссией был составлен довольно значительный список замечаний.
И если представленный деревянный макет танка Т-34М имел радикальные отличия от серийно выпускавшейся тридцатьчетверки, то к маю 1941 года это был уже своеобразный гибрид Т-34 и прежних наработок по модернизации нового танка.
Корпус Т-34М стал разительно напоминать корпус Т-34. Связано это с переработкой моторно-трансмиссионного отделения. Сейчас сложно сказать, насколько это зависело от того, что планировавшийся к установке на танк новый дизельный двигатель В-5 еще не был готов к запуску в производство, не была готова и новая коробка передач.
Высока вероятность, что на первые Т-34М, выпуск которых должен был начаться в августе 1941 года, планировалось установить двигатель В-2 и коробку передач танка Т-34.
При этом ходовая танка получила торсионную подвеску, по шесть опорных катков диаметров 600 мм и по четыре поддерживающих катка на борт.
Башня танка была больше похожа на башню танка А-44, работы над которым так же велись на тот период на заводе №183.
Она имела погон в 1600 мм, в ней находилось три члена экипажа: командир, наводчик, заряжающий. На крыше башни имелись наблюдательные приборы, колпак вентилятора, а так же люк заряжающего и командирская башенка, так же имевшая люк.
Вооружалась машина 76 мм. пушкой Ф-34 или 57 мм. пушкой ЗиС-4.
А как же должен был выглядеть новый танк? По доступным в интернете чертежам я попытался сделать его реконструкцию, и вот, что из этого получилось.
Машина действительно выглядит очень красиво и достаточно необычно.
К сожалению, с началом Великой Отечественной войны все планы по созданию и запуску в серию Т-34 большой модернизации начали рушиться. Фронту требовались танки и почти сразу же были сделаны коррективы по выпуску Т-34М.
Завод №183 теперь должен был начать выпуск новых машин с 1 января 1942 года, а СТЗ с 1 июля 1942 года. А потом свои коррективы внесла уже война и в середине сентября 1941 года началась эвакуация заводи №183 из Харькова в Нижний Тагил.
В Нижний Тагил были эвакуированы так же бронекорпуса и башни танка Т-34М, изготовленные к тому периоду. Работы по Т-34М на тот момент были уже окончательно свернуты. В итоге танк, до серийного выпуска которых оставалось всего пару месяцев, так и остался на бумаге.
Задержись война на несколько месяцев и на поля сражения вышел бы средний танк с прекрасной маневренностью тридцатьчетверки, с броней и вооружением, практически не уступающих тяжелому танку, с оптимальным составом экипажа и торсионной подвеской.
Это стало бы еще большим сюрпризом для немцев, чем танк Т-34.
А что имели бы немцы к весне 1942 года?
В лучшем случае, модернизированные Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, которые вполне удовлетворяли потребностям Панцерваффе.
О «Пантере» не велось и речи, так как заказ на разработку новой машины поступил лишь 25 ноября 1941 года и это был прямой ответ на советский Т-34.
Конечно, в Германии еще до начала войны с Советским Союзом шла разработка тяжелого танка прорыва с мощным вооружением, но это был еще далеко не всем известный «Тигр» и вряд ли можно сомневаться, что встреча с Т-34 послужила дополнительным импульсом для немецких конструкторов при создании нового тяжелого танка.
Но история не знает сослагательных наклонений. Танков Победы стал танк Т-34.
Хоть Т-34М и не пошел в серию, работа над этой машиной не стала бесполезной тратой времени, ряд его элементов перекочевал на серийный Т-34.
При этом был получен бесценный опыт, пригодившийся при создании новых боевых машин.