0

В 1880-ых, военно-морской флот Конфедерации был всеръез озабочен проблемой обновления парка своих броненосных кораблей. Основу флота к этому моменту составляли броненосцы и мониторы постройки 1860-ых: хотя и весьма удачные для своего времени, они, тем не менее явно и неотвратимо устаревали, и никакие модернизации не могли сделать их вновь современными боевыми единицами.

Океанский броненосец "Triunfo" - ВМФ Тихоокеанской Конфедерации

Короткая, но яростная война с Соединенной Республикой Парагвая и Уругвая в 1882 году также ясно продемонстрировала срочную необходимость обновления броненосного флота. Хотя единственное морское сражение этого пограничного конфликта — сражение в устье Ла-Платы — завершилось убедительной победой конфедеративного флота, тем не менее адмиралы ясно осознавали, что в случае конфликта с более существенным противником, результат мог бы быть и иным. Было также наглядно продемонстрировано, что даже крупные, "океанские" мониторы, хотя и могут совершать длительные переходы, но сражаться в открытом море не способны: капитан принимавшего участие в кампании океанского монитора "Union" (американской постройки, 1867) отмечал, что

"за все время перехода от Кальяо и до побережья Уругвая, мы ни разу не могли открыть орудийные порты без риска, что захлестывающие волны пустят нас ко дну."

Еще в 1881 году, морское министерство анонсировало планы постройки "двух больших 8000-тонных броненосцев". В связи с парагвайским конфликтом, впрочем, запрос о кредите был отложен парламентом, но еще до завершения боевых действий, парламент авторизировал военно-морской флот направить военную миссию в Европу с целью изучения достижений современного броненосного кораблестроения.

В Европе, значительное внимание в то время привлек новый итальянский броненосец "Кайо Дуилио", лишь недавно вступивший в строй. Заложенный в 1873 году, этот крупный броненосец производил сильное впечатление своими новаторскими конструктивными решениями: отсутствием рангоута, размещением артиллерии главного калибра в массивных орудийных башнях, "цитадельным" бронированием и огромными 450-миллиметровыми нарезными дульнозарядными орудиями. Конфедеративная делегация осмотрела этот корабль в ходе визита в Таранто 8-го марта 1883 года, и оставила о своем визите следующую памятную запись в бортовом журнале броненосца: "несомненно, сильнейший корабль, когда-либо доселе построенный".

Тем не менее, хотя "Кайо Дуилио" и произвел сильное впечатление, нельзя сказать, что он полностью удовлетворил конфедеративную делегацию. Так, его огромные 450-миллиметровые дульнозарядные орудия были сочтены даже по конфедеративным меркам "прошлым веком артиллерии". Кроме того, ряд нареканий вызвала общая компоновка корабля. 

И все же визит в Италию не прошел бесцельно. Во время него, конфедеративные офицеры смогли ознакомиться с результатами баллистических испытаний броневых плит различной компоновки, проведенных в 1881 году. Особо они отметили великолепное качество броневых плит "Крёзо", поставленных французскими заводами Шнейдера. На испытаниях, броневые плиты Шнейдера были единственными, которые не растрескивались и выдержали еще ряд попаданий ПОСЛЕ того, как были пробиты навылет 800-килограммовыми снарядами. Все это натолкнуло перуанцев на мысль, что особое внимание следует уделить французскому кораблестроению.

Для очистки совести, перед визитом во Францию, конфедеративная делегация также направила группу офицеров в Великобританию, но визит во "владычицу морей" обернулся полным разочарованием. Осмотрев новейший и сильнейший во флоте броненосец, HMS "Inflexible", конфедеративные инженеры пришли к выводу, что "броневое и артиллерийское дело в Британии находятся в совершенно неудовлетворительном состоянии". Дульнозарядные орудия "Инфлексибла" были даже менее мощными чем уже считавшиеся устаревшими пушки итальянцев, а броневой пояс британского броненосца, состоявший из почти полуметра слоев кованого железа и деревянной подкладки был оценен как "жалкий". 

11 мая 1883 года, конфедеративная делегация прибыла во Францию, где на стапелях "Ла Сен-сюр-Мер" строился новейший на тот момент французский броненосец "Hoshe" ("Ош"). Хотя корабль не был еще даже спущен на воду, южноамериканцам удалось наладить отношения с его создателем — инженером Эрнстом Юэном — и ознакомиться подробно с чертежами строящегося броненосца. Концепция нового корабля нашла свое признание в депеше, отправленной 28 мая 1883 года в Лиму. 

"Броненосец "Ош"… является передовым краем современного военно-морского кораблестроения. К сильным сторонам этого проекта относится:

— Низкий надводный борт при высоком расположении артиллерии над водой и развитых надстройках. За счет этого, корабль будет удобен в плавании и сможет стрелять из своих орудий в любую погоду, при этом оставаясь неуязвимым для вражеского огня.

— Мощное и рационально расположенное вооружение из 52-тонных орудий, по три из которых могут быть наведены в любую точку горизонта.

— Высокая скорость и мощная защищенность."

В заключении, комиссия рекомендовала обратить особое внимание именно на этот класс кораблей.

Конструкция

Океанский броненосец "Triunfo" - ВМФ Тихоокеанской Конфедерации

Развивая в общих чертах проект "Ош", конфедеративный броненосец, тем не менее, был некоторым шагом назад к одному из ранних проектов французского корабля. По ряду элементов (в частности, составу вооружения) новый корабль был ближе к последующим французским броненосцам серии "Марсо" — которые также развивали идеи одного из первых проектов "Оша".

Это был низкобортный корабль, полным водоизмещением около 11800 тонн. Борта его имели характерный для французской школы кораблестроения "завал" в верхней части, что приводило к резкому сужению верхней палубы.

Вдоль ватерлинии, корабль был защищен сплошным поясом из сталежелезных броневых плит, протянувшимся от штевня до штевня. В центральной части корпуса, плиты имели высоту в 2,1 метра, к оконечностям плавно уменьшаясь до 1,8 метра. Толщина плит варьировала от 450 миллиметров (в центре корпуса), и до 300 миллиметров в оконечностях.

Броневые плиты имели в профиле трапецию: их толщина уменьшалась к нижнему краю. Пояс собирался из двух рядов плит, один — высотой в 1,1 метра, и второй — высотой от 1 до 0,7 метра над ним. За счет подобной схемы обеспечивалась лучшая изоляция повреждений и облегчался ремонт поврежденного пояса. Плиты крепились на прочной тиковой подкладке, амортизировавшей удары.

Броневая палуба толщиной 80 миллиметров, составленная из кованых железных плит, проходила на уровне ватерлинии.

Орудия главного калибра располагались в четырех расположенных ромбом барбетных установках. В отличие от "Оша", конфедераты сочли, что барбетные установки более надежны чем башенные. Тем не менее, конфедеративные барбеты отличались от французских тем, что по высоте доходили до броневой палубы, не оставляя опасного промежутка под установкой.

В каждом барбете, на вращающемся основании, стояло 340-миллиметровое 28-калиберное орудие весом более 52 тонн: самое мощное на тот момент нарезное казенозарядное орудие в мире. Предельная дальность стрельбы составляла 8000 метров: каждое орудие давало выстрел раз в 4 минуты и могло запустить 400-килограммовый снаряд со скоростью в 555 м/с. На расстоянии в 5,5 километров, снаряд мог пробить 210-миллиметровую броню Круппа. Орудия были полностью механизированы, и могли перезаряжаться при любом положении ствола.

Барбеты защищались сталежелезными плитами толщиной до 400 миллиметров. Наибольшую толщину плиты имели в верхней части (над палубой), в подпалубном пространстве их толщина плавно уменьшалась. Сверху, барбеты закрывались железными колпаками толщиной до 25 мм.

Вспомогательное вооружение состояло из восьми 138-миллиметровых скорострельных орудий в казематированых установках. Изначально, корабль должен был получить четырнадцать 138-миллиметровых орудий в открытой батарее, но еще в процессе проектирования, конфедераты настояли на переработке проекта. Каждое орудие стояло в каземате, защищенном 100-миллиметровой броней. Эффективная скорострельность составляла до 4-х выстрелов в минуту.

Для защиты от миноносцев, корабль также получил восемь 47-миллиметровых орудий Гочиксса и десять 37-миллиметровых револьверных орудий. Орудия стояли на надстройке и на боевых марсах броненосца.

Вооружение дополняли пять 381-миллиметровых торпедных аппаратов: два подводных в носовой части по траверзу, два надводных в центре корпуса, и один надводный на корме. Кроме того, корабль был оборудован тараном.

Силовая установка состояла из двух компаунд-машин общей мощностью до 11000 л.с., что обеспечивало скорость в 15,1 узел стандартную и до 16 узлов (на практике, 15,9) форсированную. Дальность плавания экономичным 10-узловым ходом составляла 5800 миль.

Строительство

Броненосец "Триумф" был заложен на стапеле "Ля Сен-сюр-Мер" 11 октября 1883 года. Постройка корабля велась сравнительно быстро (что объяснялось внимательным отношением парламента Конфедерации к финансированию проекта и своевременными оплатами). Общая стоимость его изначально определялась в 14000000 франков, но в итоге составила почти 17850000 франков. Избыток в три миллиона пришлось покрывать займами у населения, окончательно выплаченными лишь в 1902 году.

Формально заложенный в 1883, корабль, на практике, был начат постройкой только в 1884. В общей сложности, он строился семь лет, и официально вступил в строй в 1890 году — сравнительно неплохой результат для французского кораблестроения. Еще до окончания строительства, конфедеративный экипаж прибыл во Францию в 1888, и начал знакомиться с достраивающимся кораблем.

Служба

Океанский броненосец "Triunfo" - ВМФ Тихоокеанской Конфедерации

Вступив официально в строй 11 января 1890 года, броненосец был назван "Триумф" и официально включен в состав 1-ой экспедиционной дивизии (собственно, из него и состоявшей).

Корабль находился в кампании практически непрерывно с 1890 по 1895 год. В 1893, он поддерживал высадку конфедеративных войск на Огненной Земле (как ответ на аргентинскую оккупацию западной части острова). В ходе этой операции, корабль в первый — и в последний — раз стрелял своим главным калибром, обстреляв старый чилийский форт на берегу, из которого, по мнению десантников, по ним было произведено несколько выстрелов. Корабль выпустил 18 340-миллиметровых снарядов, но тревога оказалась ложной: форт пустовал.

В 1895 году корабль завершил кампанию, и был поставлен в док для ремонта и очистки подводной части. Вскоре после выхода из дока, он некоторое время служил учебно-артиллерийским кораблем. В мае 1896 он был возвращен в кампанию и два года проплавал в южноамериканских водах, совершив также визит в Сан-Франциско в 1897.

Поскольку вооружение корабля к концу 19 века уже устаревало, в 1898 году было принято решение капитально перевооружить броненосец. С этой целью, его старые 340-мм орудия были демонтированы, и им на смену установлены новые, гораздо более мощные орудия французского производства.

В носовой и кормовой барбетных установках были смонтированы 305-миллиметровые 50-калиберные пушки современного образца, в то время как в бортовых барбетах были установлены 274-миллиметровые орудия. Инженерам пришлось изрядно постараться, чтобы вместить новые орудия в старые барбеты, но они сумели справиться с этой задачей. Каждое орудие получило также башнеподобное прикрытие из 140-миллиметровой гарвеевской брони, опирающееся на верхний край барбета. В результате перевооружения, корабль приобрел черты класса "Шарль Мартел", с их двухкалиберным вооружением главного калибра. Кроме того, замена паровых котлов и модернизация машин позволила увеличить скорость полного хода на 1,2 узла.

После модернизации и ремонта, корабль вернулся в строй 11 мая 1900 года. Но уже в 1902 году, броненосец был временно разукомплектован и помещен в резерв первой степени (в первую очередь, по экономическим причинам).

В 1904 году, после начала русско-японской войны, корабль был экстренно возвращен в строй. Граждане Тихоокеанской Конфедерации, в которой японское влияние было весьма значительно, и проживало множество этнических японцев, открыто симпатизировали Японии: ряд радикальных парламентариев даже поднял вопрос о объявлении войны России и аннексии "островов курильской гряды и южной части Камчатки". Хотя абсолютным большинством голосов, это авантюрное предложение было провалено, все же правительство Конфедерации опасалось каких-либо враждебных акций со стороны России.

Летом 1904 года, когда Владивостокский Отряд Крейсеров оперировал на японских коммуникациях, в Лиме прошел слух, что русский броненосный крейсер "Рюрик" пересек Тихий Океан и намеревается атаковать японское судоходство у берегов Конфедерации. Экспедиционный Дивизион, включавший и "Триумф" был немедленно приведен в полную боевую готовность, и стоял под парами в Кальяо, готовяь выйти на перехват русских кораблей. 8 агуста 1904 дивизион в полном составе выдвинулся к острову Пасхи, где был замечен пароход под русским флагом, но тревога оказалась ложной. Кратковременно обсуждалась также возможность направить Экспедиционный Дивизион через океан в Японию для эскортирования конфедеративного судоходства.

После окончания русско-японской войны, корабль служил в основном составе флота до 1908 года. В 1908 его попытались еще раз модернизировать — заменив вспомогательную артиллерию на современную, перестроив надстройки и установив системы управления огнем — но было ясно, что устаревший, 18-узловой (при форсировании) броненосец со сталежелезным броневым поясом уже не является современным кораблем. В 1912 году, "Триумф" был исключен из Экспедиционного Дивизиона, и в 1914 переведен в состав Дивизиона Береговой Обороны.

В роли броненосца береговой обороны и опытового судна, устаревший "Триумф" прослужил до 1928 года. За это время, корабль подвергся нескольким модернизациям — в частности, в 1918 на нем были смонтированы две 76-миллиметровые зенитки — но капитально перестроен не был, и после поддерживающего ремонта в 1930-1932 был окончательно выведен из состава боевого флота. Тем не менее, корпус его был еще достаточно прочен, и в 1934 году "Триумф" перешел в разряд самоходного учебно-артиллерийского судна.

К началу Второй Мировой Войны в Южной Америке (1942 год) безнадежно устаревший "Триумф" был все еще на ходу (хотя и не развивал более 10 узлов из-за износа машин. Тем не менее, адмиралы Конфедерации сочли его все еще достаточно ценным, чтобы использовать во вспомогательных и учебных целях.  В 1943 он использовался в качестве элемента противовоздушной обороны Кальяо: его зенитчики претендуют на два сбитых аргентинских самолета.

После окончания войны, броненосец вернулся к своей роли учебно-артиллерийского судна. В 1947 году, впрочем, было решено списать его окончательно, и корабль был поставлен в отстой. Тем не менее, история его еще не завершилась: в 1951 году, группа энтузиастов военно-морского флота (при финансовой поддержке из США) выкупила корабль за 5000 долларов с целью переоборудования его в музей. С 1953 по 1955 корабль восстанавливался в оригинальном виде, и в 1957 был поставлен на стоянку в порту Кальяо, как один из двух — вместе с "Микасой" — сохранившихся броненосцев прошлого столетия.

Дополнительно:

После долгих размышлений я решил, что корабли флота Тихоокеанской Конфедерации будут обозначаться префиксом CNV — Confederación Navy Vehículo

Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account