19

 

Что-то давно не было на сайте ничего чудного… А ведь весна… 1-е апреля! Тэг «укурка» скучает… по какойнить ядрёной тухачевщине!

Думаю – пора почудить!

Идея – сделать САУ, точнее мощную самодвижущуюся пушку, на базе популярнейшего в СССР 30-х, знаменитого тяжёлого гусеничного трактора «Коммунар», с одной стороны, переделав его так, что мать родная не узнает, а с другой, использовав в переделке по максимуму его собственную «материальную базу».

Однооська.

Что в «Коммунаре» плохого? Огромный ВЕС  и гусеницы – тяжёленные «бульдозерные лапти», не предназначенные для скоростных забегов, противопоказанные любому хорошему дорожному полотну, к тому же, с совсем небольшим ходовым ресурсом.

Ну, а ежели от них отказаться? Вообще! И переставить «Коммунара» на колёса. Тяжёлые паровые трактора-арттягачи конца 19-го, начала 20 века все помнят? А советского «Кировца» (К-700)?

Однооська.

Учитывая, что в СССР первой половины 30-х, плохо с резиной (тем более шинами столь большого диаметра, да ещё и с развитыми грунтозацепами), мы пойдём немножко другим путём.

Колёс (больших колёс!) с приводом, будет всего два. Два здоровенных (учитывая вес двигателя и трансмиссии), но при этом конструктивно очень простых МЕТАЛЛИЧЕСКИХ колеса с развитыми грунтозацепами, как у колёсного трактора. Но, безусловно, с возможностью напялить обрезиненные «башмаки» (в виде простых брусков прочного неопрена – в экстренных случаях вообще из дерева твёрдых пород) для движения по хорошему дорожному полотну.

В чём фишка? В сохранении помимо силовой установки, и трансмиссии (в КПП только, возможно, придётся передаточные изменить), и системы управления! Что может быть проще? Были у гусеничного трактора два ведущих колеса – по одному с каждого борта, они и остались. Но уже в виде больших колёс. Была схема управления притормаживанием одного из них – так всё и осталось. Добавились (помимо колёс) простецкие листовые рессоры.

И основная масса всего трактора, будет приходиться на эти два колеса!

Понятно, что иметь одномостовую двухколёсную машину можно, но не слишком практично. Нужна хотя бы ещё одна пара колёс. Лучше и проще – сразу ввести, штатную двухосную платформу с установленной на ней очень мощной и эффективной артсистемой. Этакий «сёдельный тягач» наоборот – одна большая ведущая ось и уравновешивающий её двухосный прицеп.

Идея довольно старая и в РИ вполне успешно реализовывавшаяся.

Однооська.

(Это «один из…» МоАЗ-546)

Понятно, что если у нас речь идёт о «временах давних» и ещё люто не технологичных, всё должно быть предельно упрощено. Сцепка «ходовой части» с прицепом «играет» только в горизонтальной плоскости – для поворотов, а в вертикальной – жёсткая. О «ломающейся» раме с работающими независимо осями подвески, пока только мечтаем (получится – срисуем у Павези. Позже.). Поэтому, в изначальном варианте, где вертикальный ход колёс трактора и прицепа относительно друг друга, ограничен лишь ходом их амортизаторов, сцепка рассчитывается исключительно для движения по более менее ровному дорожному полотну.

«Полезная нагрузка» — в идеале, тумбовая установка с качалкой либо 122 мм пушки А-19 обр. 31/37 г. либо 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20 обр. 37 г.

Однооська.

Но поскольку такие, уже доведённые до ума, серийные орудия появятся только в 37 году, в первой половине 30-х, можно поставить старую 152 мм пушку обр. 10/30/34 г. (которая, собственно и «трансформировалась» плавно в ту знаменитейшую МЛ-20).

Однооська.

Никакая более слабая артсистема такого крутого «шасси» просто недостойна!

С силовой установкой «Коммунара» (обр. 1930 г. – с 90-сильным двигателем), такая САУ при своей массе ориентировочно в 12-15 тонн, сможет разгоняться по грунтовой дороге минимум до 25 км/ч. Этого вполне достаточно для артвооружения мехбригад, вооружённых танками Т-26. И по своей мощи, с такой САУ не сравниться НИКАКАЯ САУ, сделанная на шасси того Т-26. Да и вообще абсолютно никакая советская САУ тех лет! И таковой будет до начала испытаний СУ-14.

И ещё одна фишечка. На обычной САУ, орудие намертво привязано к шасси. Сломалось шасси – нет орудия. В данном случае, орудийные платформы могут «менять» свою «ведущую» часть. Запасные можно использовать в качестве мощных транспортных тракторов с большим кузовом на платформе. При необходимости, ведущую часть можно всегда заменить.

Например, вот таким образом.

Однооська.

Чем эта система будет лучше обычной сцепки гусеничного трактора (того же «Коммунара») с буксируемым орудием? Скорость вдвое выше. Ходовой ресурс – тоже самое. Возможность открыть огонь без операции по развёртыванию орудия – именно как это свойственно нормальным САУ – ведь платформу можно изначально спроектировать годную  для стрельбы «с колёс». Да ещё и с круговым обстрелом! Сложно и тяжело? Не вопрос! Годится и лёгкая платформа с выдвижными упорами. Да и круговой обстрел в принципе не обязателен. Между «желательно» и «обязательно» – большая разница, порой в несколько тонн массы и несколько лет доработки и технологического прогресса.

Ещё один плюс – сам прицеп. Осей-то у него всего две, но вот размер и количество колёс на тех осях, можно варьировать, подгоняя под характеристики любой артсистемы.

Недостатки (как без них?). Проходимость хоть и лучше, чем у любого НЕ полноприводного колёсника, всё-таки хуже, чем у нормальной гусеничной машины. И если такой тягач увязнет или зароется  по самые оси колёс – хрен его чем кроме мощного гусеничного трактора вытащишь! Большая высота и масса машина. Некоторая технологическая сложность изготовления металлических колёс большого диаметра и их ремонта в случае повреждения.

Эти недостатки, в кой-то мере нивелируются тем, что орудие имеет приличную дальнобойность, и САУ нет нужды, ни ползти за танками по лютому бездорожью, ни со всей своей высотой подставляться под огонь противника. Было бы налажено целеуказание передовыми артнаводчиками-корректировщиками и обеспечена ПВО.

Ну, вот, предельно упрощённо, примерно, так:

Однооська.

(САУ в сравнении с «исходным» «Коммунаром». Простенько и нет решительно ничего невозможного)

Ну и, думаю не сложно, уже имея перед глазами такой «концепт», представить аналогичную, но уже многоцелевую машину с мощным танковым дизельным двигателем В-3…

Однооська.

(Хотя это, на самом деле уникальный полноприводный трёхосный «Кировец», но для АИ, он отлично подошёл как иллюстрация, как бы выглядел мощный АИ одноосный тягач с двухосным грузовым прицепом-платформой под любые нужды. Напр. под САУ…).

Однооська.

(«Вершина» развития САУ. Двигатель дизель В-3 мощностью 300 л. с. Уже с «качающимсяся» в поперечной вертикальной плоскости на специальном шарнире, прицепом, да ещё в броньке! Первый вариант – укрытая в рубке, качалка — всё той же 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20. Второй вариант – открытая установка дальнобойной 152 мм пушки Бр-2. Обе с радио, удобным размещением расчёта и возможностью поставить ЗПУ на срезе верхнего люка.)

 

Р.С. Почтенные коллеги! Это всё НЕ серьёзно. И если у кого возникло здоровое желание разнести проект с технической точки зрения – не трудитесь. Я в курсе всех недостатков. Просто захотелось чутка «тухачевщины». Ну, хоть 1-го апреля… С Днём юмора!

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account