О надводных Кригсмарине и надводном строительстве вообще.
Интересная статья с жж gloire-bb, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Содержание:
Ещё немного мыслей о public wisdom — в данном случае о строительстве надводных сил немцев и их бессмысленности (#лучшебподлодки). С более широкими выводами.
Дисклеймер: не понял как в новом интерфейсе сворачивать текст. Если сам не свернётся — заранее пардон за стену текста в ленту.
Вводная часть. С чем — на уровне кораблестроительных программ — Германия пришла в ВМВ
(1)Довоенное надводное строительство Рейхс/Кригсмарине можно разбить на 3 этапа:
1.1 до 1934 — Версальское (цель: крейсерская война против Франции)
1.2 1934-38 — договорное (цель: океанская война против Франции)
1.3 1939-… — план Z (цель: океанская война против Великобритании)
Разделение довольно важно, т.к. позволяет сразу откинуть мифологию плана Z, приговорившему немцев: по нему ничего не было построено. Более того, по нему почти ничего и заложено-то не было. Против совокупности КВМФ и Рояли в 1939-40 воевал очень сильно недоделанный «противофранцузский» флот. На этом же этапе я хотел бы отложить в сторону вопросы вундервафель/унылости кораблей, они не критичны. Важны просто тяжёлые корабли и их роль в войне сухопутной державы на море.
(2)В Кригсмарине не было введено вообще ничего тяжёлого, что было заложено позднее рубежа 1936-37 годов — в т.ч. несколько единиц в очень высокой степени готовности (Цепеллин, Зейдлиц, Лютцов). Корабли закладки 1938-1939 годов (ещё 1 авианосец типа Граф Цепеллин, КрЛ типа М) были разобраны на стапелях, из них потянули только с разборкой авианосца (решение по авианосцу Б и Цепеллину было принято весной 40 года). Заложенные корабли вступали в строй в 1938-1941 годах. Дальше, в силу принятых решений, всё.
(3)Таким образом отметим, что ключевые единицы КМ были заложены в течение буквально полутора лет работы (1935-36). Это важно, т.к. противостояли им флоты строившиеся последовательно, десятилетиями.
2. Оценка событий и тенденций
(4)По первому параграфу можно заключить, что реальный фюрер вполне себе руководствовался народной мудростью ПМВ, что лучшебфлотнестроили. Как только началась война — в достройке были оставлены только единицы в высокой готовности. Т.е. даже теоретически флот мог достичь штатных возможностей только не неся потерь.
Попробуем её разобрать.
(5) Кригсмарине в 1939-41 годах, не смотря на многие косяки, вели довольно успешную общую наступательную кампанию, по духу основанную на довоенных проработках; при этом темп потерь тяжёлых единиц немцами в ВМВ составлял фактические 1/год (Шпее — Блюхер — Бисмарк — Гнейзенау — Шарнхорст — Тирпиц — fin). При этом не то, чтобы немецкий флот отстаивался в портах и после фактического окончания надводного наступления: тяжёлые единицы были сконцентрированы для локального давления в Арктике, подводные лодки, лёгкие силы и авиация продолжили давление со всей Европы во все стороны. Но.
(6) Давление тяжёлых немецких кораблей (парируемое только тяжёлыми силами — т.к. эскорт конвоев их проблему не решал) было локализовано и тем самым (само)подавлено. Диспропорциональное увеличение производства ПЛ эту проблему не просто не решило, но суммарно облегчало задачу союзников (позволяя сконцентрировать усилия в условиях, когда превосходство на море оспариваться перестало).
(7)Часто встречающееся мнение что «лучше бы сразу ПЛ строили» было (а)невозможно политически, (б)привело бы к очевидному и более раннему ответу вполне готовой к такому повороту Великобритании, (в)ничего не давало фактически — т.к. Великобритании, в отличие от ПМВ, было опасно отнюдь не пропорциональное увеличение давления на коммуникации: метрополии не грозил голод, ключевым конвоям ПЛ не угрожали. Угрозу Великобритании создавали обвалы конвойной системы и угроза защищённым конвоям — и вот её обеспечивали только действующие в открытом океане надводные корабли, а лучше — их соединения. Когда таковые пропали — система поддержания Великобритании в войне заведомо стабилизировалась. В словосочетании «состояние стабильно тяжёлое» самым важным словом оказалось «стабильно».
(8) Да, с зимы 41 года ситуация в Атлантике резко осложнялась (вступление в войну США) — но ситуация осложнялась всем, Япония, очень мягко говоря, обстановку на карте мира союзникам не упростила. Но именно в этот тяжелейший для союзников момент КМ…прекращают общее наступление, переводя оставшиеся тяжёлые корабли на коммуникации на СССР. Их можно отчасти понять — новых кораблей им уже не светит (скоро и имеющиеся отберут), Брест как ВМБ подавлен, остаётся попробовать наиболее рационально выжать оставшиеся. Но это возвращает нас к «не светит».
(9) Была ли остановка Надводного наступления ОКМ в 41 году обязательной и неизбежной? Ответ, видимо, «нет»; надводная угроза на Атлантике в 41-42 годах, не смотря на вступление всё новых единиц Королевского а потом и Американского флотов, оставалась относительно стабильной — по крайней мере до момента выбивания Вишистской Франции (само впрочем не в последнюю очередь обеспеченное относительной стабилизацией ситуации летом-осенью 1942 года); давление СЗМ и особенно на ТО вполне уравновешивали происходящее по крайней мере до конца 1942, а возможно и середины 1943 года даже «как есть». Борьба просто свелась к выдавливанию пары подводные-лодки-кондоры…что было большой, но последовательной технической/организационной задачей.
(10) Остановка же комбинированного наступления в конечном счёте была вызвана не тактическими и даже не геостратегическими(США) причинами, а банальным иссяканием подпитки тяжёлыми(наступательными) кораблями: после весны 41 года их число у немцев могло только уменьшаться. ОКМ и так в войну проявила довольно завидное упрямство в готовности наносить вред оппонентам здесь и сейчас.
(11) В этом контексте, популярное «лучшебнестроил» выглядит странно — Гитлер, движимый своим стратегическим чутьём капрала, именно это и сделал. За что, как и не обеспеченную воздействием на развитие ПЛО масштабную подводную войну, ему в общем большое спасибо.
Вдвойне иронично, что остановка строительства БНК была достигнута максимально специфически — были остановлены в первую очередь «большие» контракты (сами корабли), приведшие к экономии определённых трудовых ресурсов не мобилизованной экономики(важно, но вопрос куда их перераспределили) и заметного(но ни в коем случае не большого относительно расходов войны) кол-ва массовых материалов … для Германии первой половины войны не то чтобы и дефицитных. При этом очень заметная доля контрактов на оборудование (потребляющее и более дефицитные производственные цепочки, и материалы) отменена в итоге не была. Оборудование произведено было, честно отправлено на склад.
(12) В свою очередь, прекращение довоенного (по 38-39) строительства в ~довоенном же (поддерживающем) темпе, не оказывая никакого решающего воздействия на способность немецкой промышленности поддерживать наземную войну, просто явочным порядком прекратило самые опасные действия оси в самом опасном для западных союзников месте. Довольно консервативное продолжение довоенных программ на 41-43 гг (+1 АВ +2 КРТ 1941; +2 КрЛ 1942; +1 ЛК +1 АВ +1…2 Кр(м) 1943) это давление бы продолжило. При этом скорее всего не просто не сократило, а повысило бы эффективность остающегося подводного и воздушного воздействия за счёт комплексования угрозы, реальной или потенциальной. Сильного перераспределения расхода стратегических материалов такое изменение не давало, оно было просто не так уж велико. Большие горшки впечатляют визуально, но ПЛ и особенно скучные повседневные нужды войны умеют тратить условную сталь так, как кораблям и не снилось.
(13) Отдельно стоит отметить, что уже в рамках сокращённого состава, идея переиграть решение 1940 года и внезапно воскресить и расширить выкинутую 2 года назад авианосную программу не привело ни к чему, кроме ещё большего расхода средств с чистым отрицательным выхлопом (потерян ещё 1 тяжёлый крейсер). Резкие движения в флотском строительстве — это плохо, и речь отнюдь не только о рубильнике вкл./выкл. Постарайтесь избегать этого.
3. Выводы. По Германии и (важнее) не только
(13)Очевидное решение немецкого ВПР остановить крупное надводное строительство до лучших времён базировалось на опыте ПМВ; опыт ПМВ описывал действительно бездействующий и не воздействующий на противника флот. КМ второй мировой войны таким флотом не были. В свою очередь, немецкая подводная война к ВМВ свою новизну, мягко говоря, утратила.
(14)Строительство флота является долговременным(с горизонтом событий измеряемым в многих годах) процессом, диспропорционально страдающим от любых непоследовательностей и резких решений. Исправить таковые, отмотав назад время, невозможно.
(15)Диспропорциональное(несбалансированное) строительство флота, с концентрацией на подводных силах и силах ОВР(и каких-то конкретных силах вообще) в реальном мире может улучшить ваше положение только при очень удачно сложившихся обстоятельствах, и требует уникального чутья стратегической обстановки и понимания войны на море; решения базирующиеся на капральском чутье Вас скорее всего подведут.
(16)Решения о прекращении строительства разных средств флота (больших или малых, авианесущих или беспилотных) как правило принимаются в неопределённой обстановке. Но именно в таковой обстановке правильно угадать направление изменения флотского строительства сложнее всего, а последствия сложнее всего поддаются исправлению.
(17)У континентальной державы, как бы это противоречиво не звучало, нет альтернативы ведению полноценного наступления на море. Оборона для неё бессмысленна, вредна, а главное — скорее всего невозможна. Способное серьёзно воздействовать на морского противника наступление же требует развития — и поддержания — сил всех классов, их всестороннего обеспечения; формы чистой Jeune Ecole приемлемы только когда вы не можете вообще ничего другого. При нехватке ресурсов (и иных приоритетах) лучше сокращать масштабы элементов, чем выкидывать части системы целиком, или лишать её поддержания; флот должен быть сбалансированным, флот должен быть нацелен на наступательные действия против ключевых точек противника, флот должен поддерживаться.
(18)Сбалансированный флот это не кажущиеся нам рациональными и доступными малые силы; это вся совокупность сил. Образ крупных наступательных единиц как «гигантоманских» не отменяет того, что они обязательная часть системы войны на море, и именно они её «целевая» часть — они придают ей смысл. Если они выпадают — потенции лишается вся конструкция, и последствия такого развала скорее всего будут куда тяжелее, чем Вам бы этого хотелось.