Новаторская фантастика и классовая борьба: советская рецензия на «Звёздные войны»
«В кинотеатрах Советского Союза начинается показ фантастического приключенческого фильма „Звёздные войны“ от подающего надежды американского режиссёра Джорджа Люкаса…» Так могла бы начинаться рецензия на культовую киносагу в советском журнале 70-х годов. Попробуем представить, что бы написал автор того времени об американской киноновинке.
Содержание:
Фантастическое искусство
В кинотеатрах Советского Союза начинается показ фантастического приключенческого фильма «Звёздные войны» от подающего надежды американского режиссера Джорджа Люкаса.
Фильм рассказывает фантастическую историю галактической буржуазно-демократической Республики, власть в которой захватила фашистская хунта. Тайный орден Джидаев, наделённых таинственными силами хранителей Республики, истреблён, и реакционный режим провозглашает свою победу. Однако против власти новоявленной «Империи» поднимается народное восстание. Верная делу народа, сенатор Лейя Оургана добывает секретные планы готовящейся расправы над восставшими. Но правящий режим отправляет за ней в погоню самого грозного своего карателя, могущественного Тёмного Вейдера…
Фильм необычайно красочен, что признают все просмотревшие.
Фантастические пейзажи чужих планет, удивительные существа, их населяющие, а также головокружительные сражения боевых звездолётов сняты с примечательным искусством и вниманием к деталям. По словам Джорджа Люкаса, такое занимательное зрелище стало возможно благодаря широкому применению современной технологии: фильм делался с помощью электронно-вычислительной машины, специальная программа на которой рисовала необычайные изображения, затем искусно совмещаемые со съёмкой.
Такой подход, несомненно, найдёт теперь широкое применение в кинематографе, поскольку с его помощью можно создавать самые фантастические картины и пейзажи, без потребности в огромных и дорогостоящих декорациях. Следует обратить пристальное внимание на внедрение техники электронной кинематографии в отечественном производстве, которое порой склонно к излишней осторожности в отношении смелых новаторских решений.
Классовая борьба
На первый взгляд может показаться, что «Звёздные войны» — не больше, чем очередной образчик развлекательного кино, созданного исключительно с целью получения быстрой прибыли. Однако более пристальный обзор сразу же выявит важные социальные и политические вопросы, искусно помещённые Джорджем Люкасом в аллегорическую форму приключенческого сюжета.
На фоне фантастических миров и космических сражений перед зрителем ставятся проблемы обострения классовой борьбы и тупика развития буржуазного капиталистического строя. Деградация буржуазной демократии и становление на её развалинах фашистской диктатуры — реальная опасность, беспокоящая западные интеллектуальные круги.
Повествуя о падении галактической Республики, Люкас ясно даёт понять, что демократия, не опирающаяся на подлинно народные массы, слаба и беззащитна.
Бессилен защитить Республику орден Джидаев — замкнувшиеся в своём мистическом учении, они безнадёжно далеки от народа, и одного предателя достаточно, чтобы истребить благородных воинов. Только единение здоровых сил общества, представленных в лице героев фильма, может положить конец несправедливости.
Главный герой фильма — молодой Люк Скайволкер, что в дословном переводе значит «Небоход». Крестьянский паренёк из провинции живёт, не подозревая, что является наследником таинственной силы Джидаев. В фигуре Люка мы видим аллегорическое олицетворение молодой силы, исходящей от трудового народа, которой и принадлежит будущее. Связь с прошлым передаётся через фигуру Обивана Кеноби, последнего уцелевшего Джидая. Понимая, что время его прошло, он становится наставником молодого Люка, преподавая ему Джидайское ремесло.
Сенатор Лейя Оургана олицетворяет собой движение солидарности с трудящимися среди привилегированных классов. Избранная трудящимися своей родной планеты, она проникает в коварные планы Империи и похищает важную информацию, что и становится завязкой сюжета.
Хитрый, но не лишённый справедливости авантюрист Ган Соло представляет собой традиционный в американской культуре типаж благородного пройдохи, который постоянно не в ладах с несправедливым законом режима. На его старом верном корабле «Сокол Тысячелетия» герои путешествуют по Галактике. Чинит корабль старший помощник Чуйбакка — громоздкий, похожий на медведя инопланетянин, общающийся нечленораздельными рыками. Завершают компанию героев два комедийных шутника — постоянно ссорящиеся, но неразлучные роботы Трипио и Арту-Дету. Персонажи комические, но тоже играющие свою роль в бескомпромиссной борьбе с силами реакции.
Поучительное зрелище
Предупреждая об угрозе зла будущего, авторы не забывают напомнить и про ужасы фашизма недавнего прошлого. Зрителю не требуется много усилий, чтобы увидеть в образе Империи мрачное напоминание о побеждённом рейхе. Маршируют по экрану колонны облачённых в мертвенно-белые доспехи штурмовиков. Лица их скрыты за шлемами-черепами: солдаты — лишь безвольные винтики в аппарате угнетения.
Цинично усмехается Генерал-губернатор Таркин, словно шагнувший на галактические просторы прямо из ставки в Берлине. Внушает страх зловещий Тёмный Вейдер — бездушный получеловек-полумашина, лишённый жалости исполнитель воли имперского режима.
Достаётся от автора и нынешним милитаристам, проповедникам гонки вооружений. Настоящим апофеозом милитаристического угара представлена в фильме «Смертоносная звезда» — огромная металлическая планета, построенная, чтобы разрушать непокорные миры. Создатели фильма наглядно демонстрируют всю абсурдность мечты о некоем абсолютном и непобедимом супероружии: зловещая имперская махина гибнет от случайного незаметного недочёта, которым воспользовались герои.
Фильм «Звёздные войны» является не только занимательным, но и весьма поучительным зрелищем. Стоит отметить живой интерес к нему рабочего класса на Западе, где фильм пользуется огромной популярностью, опередив в кинопрокате такие раздутые «хиты», как бессмысленную страшилку «Челюсти» и пустопорожний гимн упадническому декадансу «По ту сторону полуночи».