Один из самых распространённых вопросов по Мидуэю — почему японцы так долго копались с перевооружением с торпед на бомбы и обратно. Один из ответов — на картинке ниже. Это системы подвески 800-кг фугасной авиабомбы обр. 98 и 450-мм авиаторпеды обр. 91. При перевооружении кроме манипуляций с самими тяжеленными железками требовалось ещё и поменять стойки-упоры и тросы сброса, а также тяги предохранителей (а у торпеды ещё и запуска двигателя), что у торпеды и бомбы располагались в совсем разных местах. Причём количество обученных авиаоружейников, умеющих это делать — вовсе не бесконечно.
В общем, заканчиваю переводить большую статью, где этот и другие вопросы подробно расписаны, а пока только эти картинки, что я для неё привёл к одному масштабу для пущей наглядности.
И ЕЩЁ О ПОДВЕСКЕ
Ещё одна часть ответа на вопрос, почему японцы при Мидуэе столько времени потратили на перевооружение с торпед на тяжёлые авиабомбы и наоборот, крайне проста: эти железки были очень тяжёлыми. 800 кг у фугасной «наземной» авиабомбы обр. 98 и 850 кг у авиаторпеды обр. 91. Соответственно, никаких «раз, два, взяли» ручками. Только полиспастами для перегрузки с платформы подъёмника боеприпасов или стелажа временного хранения и обратно.
А для подвески или снятия этих боеприпасов, а также для их перемещений по ангарной палубе требовался девайс с картинки ниже — специальная тележка для тяжёлых боеприпасов, снабжённая винтовыми домкратами. А их было с расчётом одна на три торпедоносца.
То есть, одновременно можно было работать лишь с одним трёх «тютаев» (дивизионов) эскадрильи. И это даже не из-за бедности японцев — уж тележек-то они могли наклепать и на все самолёты. Но ведь к ним должен прилагаться ещё и личный состав, причём не просто «принеси-подай», а обученных авиаоружейников.
Ну и опять же не забываем, что и механические полиспасты, и винтовые домкраты с ручным приводом работают не особенно быстро…
источники: