26

Как известно, магии на Земле нет. Возможно, когда-то и была, но сейчас нет — выдохлась, наверное. Соответственно писатели-фантасты не опираются на какое-то знание, а просто фантазируют (простите за каламбур).

Считается, что основных, стихийных видов магии четыре — Огонь, Воздух, Земля, Вода. Правда у китайцев система несколько отличается. Стихий у них пять — Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Но это уже частности.

Чаще всего в книгах выводят боевых магов. Огневики швыряются в противника файерболами, воздушники молниями, водники сосульками, а земельники чаще выращивают растения, оплетающие ноги супостату. Казалось бы, всё всех устраивает. И меня до поры устраивало, пока не задумался о магии с точки зрения физики в пределах школьного курса.

Четыре вида магии внешне хорошо коррелируются с агрегатными состояниями вещества.

Земля — твёрдое состояние

Вода — жидкое

Воздух – газообразное

Огонь — плазма.

Но, как говорится, есть нюансы.

Начнём с самого крутого боевого мага компьютерных игр — огневика.

Смотреть исходное изображение

Что есть файербол? Это огненный шар. А что есть огонь? Это светящиеся в видимом диапазоне раскалённые микроскопические частицы несгоревшего материала и твёрдых продуктов горения — пепла. Если таких микроскопических частиц нет, не будет и света. Поэтому авиационный керосин горит бесцветным пламенем. То есть, чтобы файербол появился в руке мага, он должен взять в руку что-либо и это что-либо поджечь. Но если маг ничего не поджигает, следовательно, файербол можно было бы назвать плазмой. Однако плазма формируется при температуре 12 тысяч градусов по Цельсию. Представьте, что может натворить возникший в руке шарик плазмы, с учётом того, что на поверхности Солнца всего 6 тысяч градусов. Под ногами мага всё в момент сгорит на много метров в глубину.

Нет, плазма отпадает. Максимум, что может быть — это разогретый до высокой температуры невидимый человеческим глазом сгусток воздуха, заключённый в магическую оболочку. При нарушении оболочки разогретый газ расширяется, отчего и происходит взрыв. То есть умение мага огня состоит в том, что он прикосновением нагревает материальные предметы. И не только воздух. Можно ведь раскалить добела стальной шар перекинуть катапультой в осаждённый город. Можно прикосновением раскалить кольчугу супостату или проплавить дыру в металлической двери. Да много что можно сделать. Хоть воду в чайнике вскипятить. Таким образом, мага огня скорее следует называть Магом Высоких Температур (МВТ). А если задаться вопросом, как он запускает файербол, то не обойтись без телекинеза (МТК). МВТ+МТК. Именно в таком ключе следует выводить такого мага на страницах книг.

Теперь маг воды – жидкого агрегатного состояния.

Неправильная магия

Что обычно делает Водник? Мирный вызывает дождь, боевой швыряется сосульками. То есть он меняет агрегатное состояние. Либо преобразует водяной пар в воду, либо воду переводит в твёрдую фазу. Обе эти операции, как мы помним со школы, происходят при понижении температуры тела.   То есть маг-водник — это Маг Низких Температур (МНТ).

МВТ и МНТ — антиподы. И если МВТ черпает энергию для нагрева из собственной маны, то по поводу МНТ вопрос остаётся открытым. Куда он сбрасывает освободившуюся энергию при заморозке? Холодильник сбрасывает через радиатор на задней стенке в атмосферу. А маг? Сосулька в облаке горячего воздуха? Или он тепло поглощает, увеличивая носимый запас маны? Тогда получается, что МНТ – очень экономная магия.

Или вот как ему волну погнать на пиратский корабль. Это же надо либо ветер поднимать, а это магия воздуха, или подводное землетрясение устраивать, а это магия земли. Остаётся телекинез.

А ещё интересно, маг воды работает только с Ашдвао? А скажем с жидким азотом или ртутью сможет? Брошенная азотная сосулька с температурой -210С не только дыру пробьёт. Она ещё и заморозить всё вокруг себя сможет на большой площади. Ели же он владеет телекинезом воды, почему не может переместить запертую дверь в винный подвал? Вот какой простор для фантазии открывается. МНТ+МТК. Вот как называется такой маг.

Маг воздуха – газообразное состояние.

Неправильная магия

Маг воздуха в книгах устраивает бури, бьёт врага сгустками воздуха, а ещё поджаривает молниями. Как он это делает?

Для того, чтобы масса воздуха сдвинулась с места нужно одно из двух. Либо в районе цели создать разрежение, либо в месте нахождения мага зону избыточного давления.  Но в первом случае в зону пониженного давления двинутся воздушные массы со всех сторон, а во втором воздух из зоны повышенного давления двинется не в сторону цели, а во все стороны. То есть концентрированный воздушный удар не возможен в принципе. Но зато такой маг способен изменять плотность материала, в данном случае воздуха. Создай и удержи вокруг эльфа шар из вакуума, и у него закипит кровь, как в космосе, умрёт от этого он раньше, чем задохнётся. А повышенное давление, наоборот, сожмёт его как на дне моря, да ещё и поджарит. И никакой ветер не нужен. Но если автор фэнтези упорствует и заставляет мага управлять сгустками воздуха, то это опять получается телекинез со всеми сопутствующими возможностями в виде перемещения самой цели.

С молнией тоже интересно. Молния, как помним со школы, это электрический разряд между точками с разным зарядом. Земля — имеет положительный заряд, рука мага в момент кастования заклинания приобретает отрицательный. Молния в момент разряда естественно пойдёт к положительно заряженной земле наикратчайшим путём, т.е. под ноги магу, а вовсе не по горизонтали.  Чтобы молния ударила в цель, отрицательный заряд должен формироваться не в ладони мага, а прямо над головой противника. А это уже дистанционная электризация. Впрочем, теоретически возможна горизонтальная молния, если цель будет иметь больший положительный заряд, нежели окружающая среда. А для этого магу надо дистанционно оторвать от атомов, из которых состоит цель, электроны и притянуть к кастующей ладони, после чего, собственно, электрический разряд и произойдёт. То есть мы опять возвращаемся к телекинезу.  Выходит, маг воздуха, это тоже маг телекинеза (МТК).

Не менее любопытная магия — магия земли. Формально она соответствует твёрдому агрегатному состоянию.

Неправильная магия

У фантастов она не в почёте. Убивать людей тяжело. Разве что голема сотворить. Это да, это круто, хотя и затратно. Но давайте рассмотрим, что должен сделать маг для ускорения роста растения. Растению нужны – почва, как источник питательных веществ, вода для впитывания раствора корнями, воздух и солнечная энергия, а маг всё это обеспечивает. То есть маг земли работает со всеми стихиями/агрегатными состояниями. Он настоящий универсал. Для ускоренного роста растения он ускоряет его метаболизм. Хотя, есть тут и неувязка. Если корни будут усиленно, как насос, впитывать воду, то моментально иссушат всю округу. То есть магу необходимо обеспечить доставку воды в зону ускоренного роста. А ещё растению не хватит солнечной энергии. Разве что КПД фотосинтеза увеличится с 28% до 100% или мана пойдёт в виде фотонов. В общем, метаболизм растения ускорить можно, но до определённого предела. А если воду, воздух, питательные вещества маг обеспечивает собственной маной, то он, по сути, маг трансмутации (МТМ).

Ещё можно рассмотреть землетрясение под ногами вражеской армии. Но как можно трясти землю? Вижу только один способ — телекинезом. То есть маг земли это МТМ+МТК.

Кстати, большой участок землю трясти, наверное, очень энергозатратно. Не проще ли потрясти непосредственно армию, по этой земле наступающую?  Если хорошенько потрясти, к примеру, разъярённого боевого слона, более чем уверен, очень скоро тот растеряет азарт и попросится обратно в маму.

Получается в основе любой магии лежит телекинез. Причём именно телекинез определённого агрегатного состояния и определяет основную специализацию мага, на которую накладывается дополнительная специализация. Но ведь телекинез сосульки ничем не отличается от телекинеза камня. Так что даже эта градация оказывается очень условной.

Вот такие вот скороспелые мысли. Дальше рассуждать не имеет смысла.

Что мы имеем в итоге?

Очевидно, общепринятые в литературе магические приёмы не могут работать в паре с Ньютоновской физикой. Чтобы сработало, надо в районе действия заклинания менять базовые законы природы. Но если маг меняет законы, то в его присутствии бесполезно размахивать остро заточенной полосой железа, метать тяжёлые предметы, да и вообще находится рядом может быть смертельно опасно.

Выходит, все шаблоны фэнтезийной магии надо менять? Но зачем менять? Зачем нам нужна достоверность магических приёмов,  если как мы все знаем,  магии на нашей планете нет и всё это выдумки? Так что пусть книжные и экранные маги и дальше швыряются искрящимися огненными шарами, запускают молнии снизу вверх и творят прочие непотребства.

Вот только читать про всё это мне будет уже не так интересно.

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account