17

Продолжение темы «Неэкономные крейсера» — другая жизнь адмирала Алексеева.

"Неэкономные крейсера" - эскадра номер полтора.

Таймлайн разных событий — альтернативных и не очень. Часть вторая

15 июля 1904 — Совещание у командующего Владивостокским отрядом крейсеров гв. К-А В. И. Бэра. Присутствуют:
— командир 1-го дивизиона ВОК и БрК «Князь Меншиков-Ижорский» капитан 1-го ранга Н. О. фон Эссен.
— командир 2-го дивизиона ВОК капитан 1-го ранга Н. К. Рейценштейн.
— командир 3-го дивизиона ВОК капитан 1-го ранга К. П. Иессен.
— командир БрК «Россия» капитан 1-го ранга К. П. Арнаутов.
— командир БрК «Громобой» капитан 1-го ранга Н. Д. Дабич.
— командир БпК «Богатырь» капитан 1-го ранга А. Ф. Стемман.
— командир Владивостокского порта контр-адмирал Н. А. Гаупт.

— Итак, господа, — начал Бэр, — давайте подведём предварительные итоги того бедственного положения, в котором мы оказались. На данный момент единственным боеготовым кораблём владивостокского отряда является вспомогательный крейсер «Лена». — Всё могло быть по иному, — заметил Эссен, — ежели бы не гордыня и алчность власти нашего покойного адмирала. Бэр медленно поднялся с кресла. — Вы забываетесь, господин капитан. Адмирала Алексеева я знал четверть века. Его заслугами создан как сам Владивостокский отряд, так и многие его корабли. Его Высокопревосходительство в прошлом году сюда из Артура изъял даже вас самого. Не угодно ли вам будет обменять свой нынешний крейсер обратно на рубку «Новика»?
— Владимир Иосифович, я вовсе не утверждал, что наш адмирал был глуп или некомпетентен. Я лишь высказал своё мнение о его алчности к славе и желании ввязаться в неподготовленное сражение…

— Господа, — в разгоравшийся конфликт вмешался адмирал Гаупт, — предлагаю закончить склоки и перейти к решению более актуальных вопросов. Начну первым, ежели никто не возражает. Как вам должно быть известно, владивостокский порт обладает только одним сухим доком, в котором на данный момент квартирует снятый с камней крейсер «Богатырь». Умоляю вас господа, старайтесь при дальнейших активных действиях не допускать получение подводных пробоин. Ремонтировать вас мне будет негде и нечем. Тем не менее,  наше положение весьма неприятно даже сейчас. Представлю свой график обеспечения ремонтных работ на кораблях эскадры:
Крейсер «Полтава» — многочисленные повреждения и разрушения настройки, замена разрушенной кормовой башни ГК на аналогичную снятую с крейсера «Россия». Cкорее всего, корабль будет исправлен только в следующем году.
Крейсер «Пётр Великий» — надводные повреждения корпуса, замена части орудий. Справимся за два месяца.
Крейсер «Меншиков» — незначительные повреждения корпуса, также необходимо ставить новую грот-мачту вместо потерянной в бою. За месяц сделаем.
Крейсер «Россия» — помимо исправления значительных надводных повреждений, нам нужно демонтировать башню ГК крейсера для «Полтавы». Как мне сказали в Морведе, до конца года мы можем ожидать прибытия во Владивосток только одного сменного 340-мм орудия. Так что повреждения этих орудий есть ещё один момент, которого вам предстоит избегать. Крейсер также будет готов в следующем году.
Крейсер «Громобой» — по сравнению с «Россией» повреждения менее значительны. Исправим через три месяца.
— Если говорить в целом, то всё могло быть хуже. Два года назад адмирал Алексеев распорядился расширить ремонтные мощности порта исходя из потребностей полудюжины крупных боевых кораблей, так что в отличие от сухого дока, мастеровых для ремонта мы найдём. У меня всё…

— Как ни тяжело мне это говорить, — сказал командир «Богатыря» Стемман, — но в условиях ограниченных мощностей Владивостока, нехватки артиллерии и наличия более значимых повреждённых тяжелых кораблей, я прошу рассмотреть предложение об отмене ремонта моего крейсера и его общей консервации. Прошу установить на корпус черновую заплату, вывести корабль из сухого дока и разоружить. Начните ремонт с «Меншикова», ему досталось меньше всех.

— Весьма радикальное предложение Александр Федорович, — заметил Бэр, — но я его также обдумаю. Николай Оттович, какие можете сделать предложения относительно кандидатур командующих «Полтавой» и «Петром»? Как вам известно, помимо гибели Вирениуса, тяжелые ранения груди и плеча получил Бойсман.
— На «Полтаву» прошу назначить капитана Иессена. Полагаю, что Карл Петрович запомнил свою ошибку во время похода «Богатыря» и более её не повторит. Для командования же «Петром Великим» предлагаю кандидатуру Константина Петровича Арнаутова. За время командования крейсером «Россия» капитан Арнаутов уже приобрёл опыт работы с особой крупнокалиберной артиллерией, так что он должен быстро войти в курс дела.

— Я вас услышал Николай Оттович, сказал Бэр после небольшой паузы. Что можете предложить относительно действий нашего отряда на будущее?

— Господин адмирал, начнем с того, что до падения Артура осталось не более семи-восьми месяцев, после чего весь японский флот обрушится на Владивосток. Наша безусловная задача заключается в потоплении как минимум одного японского броненосца. Как показал наглядный пример прошедшего сражения, принимать участие в большом эскадренном бою нам весьма противопоказано, так что для предотвращения сего возможного прискорбного случая нам за полгода требуется ослабить японский флот в объёме от одного до двух тяжелых кораблей. Также у нас отвратительно обстоит дело с разведкой. С «Богатырём» мы потеряли единственного лёгкого и защищённого ходока эскадры. Да что там говорить, если мы лишены даже миноносцев, сравнимых с 450-тонными японскими образцами. Нам придётся брать в море наших номерных малюток, в тёмное время суток пополняя их угольные запасы прямо с борта крейсера. Было бы весьма желательно переслать во Владивосток по железной дороге хотя бы пару крупных миноносцев более-менее современных проектов. Пока же я предлагаю снять торпедные аппараты и разнокалиберную мелкую артиллерию с имеющихся у нас номерных судов, перевооружив их каждого на три 75-мм орудия, взятые с «Богатыря».
— Я рассмотрю все ваши предложения, — ответил Бэр. Если других вопросов или просьб нет, то не смею больше никого задерживать…

19-24 июля 1904 — Набеговая операция отряда владивостокских миноносцев на Гензан под командой капитана 2 ранга Радена.
Выйдя 19 июля из Владивостока, отряд из восьми миноносцев («№ 201», «№ 202», «№ 203», «№ 204», «№ 205», «№ 206», «№ 210», «№ 211») в сопровождении вспомогательного крейсера «Лена» 22 июля подошел к Гензану. После отделения миноносцев от крейсера, последний остался для прикрытия операции в море в 20 милях к северу от Гензана. При входе в бухту Гензан тремя группами через северный, средний и южный фарватеры миноносец «№ 204» ударился пяткой руля о камень и заклинил себе руль в положении «на борт», что лишило его возможности управляться. Остальные миноносцы, войдя в бухту, уничтожили здесь один каботажный пароход, одну шхуну, ряд барж, стоявших у берега и на берегу, обстреляли здания и воинские части, отступившие в горы.
Закончив набег и собрав миноносцы для возвращения во Владивосток, командующий отрядом капитан 2 ранга Раден выяснил, что миноносец «№ 204» не в состоянии двигаться с отрядом. После ряда неудачных, продолжавшихся до темноты попыток, исправить руль и буксировать миноносец вспомогательным крейсером «Лена» командующий отрядом капитан 2 ранга Раден ввиду начавшейся непогоды принял решение потопить миноносец, что и было выполнено после снятия с него артиллерии и прочего вооружения.

1 августа 1904 — Правительство Японии через посредничество Великобритании, Германии и США начало предпринимать попытки склонить Россию к переговорам о мире.

9-е августа 1904 — совещание командующего 1-й ТОЭ вице-адмирала Макарова.
Присутствуют:
— младший флагман 1-й ТОЭ контр-адмирал В.К. Витгефт.
— командир ЭБР «Ретвизан» капитан 1 ранга Э.Н. Щенснович.
— командир ЭБР «Цесаревич» капитан 1 ранга Н.М. Иванов.
— командир ЭБР «Петропавловск» капитан 1 ранга Н.М. Яковлев.
— командир ЭБР «Победа» капитан 1 ранга В.М. Зацарённый.
— командир БрК «Баян» капитан 1 ранга А.А. фон Ливен.
— командир БпК «Аскольд» капитан 1 ранга К.А. Грамматчиков.
— командир БпК «Диана» капитан 1 ранга Л.А. Брусилов.
— командир БпК «Паллада» капитан 1 ранга Н.Г. Лишин.
— командир БпК «Новик» капитан 2-го ранга М.Ф. фон Шульц.
— начальник 1-го отряда миноносцев капитан 2 ранга Е.П. Елисеев.
— начальник 2-го отряда миноносцев лейтенант А. С. Максимов.

Адмирал Макаров тяжело прошёлся по кабинету. — Я не буду говорить вам о всей тяжести нашего положения, господа. Японская армия вышла на подступы к городу и в самом скором времени начнёт бомбардировку портового района. Оставаться в Порт-Артуре нам больше нет никакой возможности. В самое кратчайшее время мы предпримем попытку прорыва из крепости. Единственной задачей эскадры станет спасение наибольшего числа крупных кораблей. Кто может, тот и прорвётся, никого не ждать, даже не спасать, не задерживаясь из-за этого; в случае невозможности продолжать путь, выкидываться на берег и по возможности спасать команды, а судно топить и взрывать; если же не представится возможности продолжать путь, а представится возможным дойти до нейтрального порта, то заходить в нейтральный порт, даже если бы пришлось разоружиться, но никоим образом в Артур не возвращаться, и только совершенно подбитый под Порт-Артуром корабль, безусловно не могущий следовать далее, волей-неволей возвращается в Артур.
Со своего места встал командир «Петропавловска» капитан Яковлев. — Позвольте заметить, ваше Превосходительство, мы с капитаном «Победы» Зацарённым обсудили скорый бой и хотели бы кое-что предложить. Наши корабли нельзя назвать хорошими ходоками, да и бронированы они не очень. В общем эскадренном бою мы будем вас только стеснять. Однако, ежели японские броненосцы атакуют с восточного направления, то мы могли бы на некоторое время связать их боем, тем самым позволяя основным силам эскадры прижаться к китайскому берегу и прорвать блокаду.
— Николай Матвеевич, вы же понимаете, что спастись вы не сможете?
На своём месте вздохнул капитан Зацарённый. — Спасутся основные силы эскадры, нам этого будет достаточно. Мы не сможем принять участие в бою с лёгкими силами японцев. Постарайтесь пройти через них. Будет весьма печально, ежели все наши жертвы пойдут впустую…

10 августа 1904 — Бой в Жёлтом море. Соотношение сил:
1-я эскадра флота Тихого океана:
— Главные силы эскадры (командующий эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров) — 4 эскадренных броненосца ( «Петропавловск», «Цесаревич», «Ретвизан» (флаг), «Победа»);
— Отряд крейсеров (начальник отряда контр-адмирал В. К. Витгефт) — 1 броненосный крейсер («Баян» (флаг)), 4 бронепалубных крейсера («Аскольд», «Паллада», «Диана» и «Новик»);
— 8 эскадренных миноносцев:
1-е отделение «Выносливый» (под брейд-вымпелом начальника 1-го отряда миноносцев капитана 2 ранга Е. П. Елисеева), «Властный», «Грозовой», «Бойкий»;
2-е отделение «Бесшумный» (командир отделения — командир миноносца лейтенант А. С. Максимов), «Бесстрашный», «Беспощадный» и «Бурный».

Японский Объединённый флот:
— 1-й боевой отряд (адмирал Х. Камимура): 4 эскадренных броненосцев («Асахи», «Сикисима», «Хацусе», «Ясима» ) и 2 броненосных крейсера («Кассуга», «Ниссин» ).
— 3-й боевой отряд (контр-адмирал С. Дева):  1 броненосец («Фудзи»), 1 броненосный крейсер («Ивате») и 3 бронепалубных крейсера («Касcаги», «Такасаго» и «Читосэ»).
— 5-й боевой отряд (контр-адмирал Х. Ямада): 1 броненосный крейсер («Якумо») и 2 бронепалубных крейсера («Хасидатэ» и «Ицукусима»).
— 6-й боевой отряд (контр-адмирал М. Того): 1 броненосный крейсер («Асама») и 3 бронепалубных («Акаси», «Сума», «Акицусима»).
-18 эскадренных миноносцев и 30 миноносцев.
Основные быстрые силы русской эскадры смогли прорваться через позицию отряда адмирала Дева, уничтожив броненосец «Фудзи», крейсера «Касcаги» и «Читосэ», однако атаковавшие группу японских броненосцев более медленные и слабозащищённые «Петропавловск» и «Победа» были потоплены артиллерией и сосредоточенными атаками минных сил. Из экипажей двух броненосцев погибло около половины личного состава, включая командира «Петропавловска» капитана Яковлева.  Приблизительно в 17:45 от попавших в рубку «Цесаревича» осколков 305-мм снаряда получили ранения и отравления газами все находившиеся в рубке: командир корабля капитан 1 ранга Н. М. Иванов, лейтенанты: старший штурман броненосца С. В. Драгичевич-Никшич (смертельно), старший артиллерийский офицер Д. В. Ненюков, старший минный офицер В. К. Пилкин, флагманский артиллерист К. Ф. Кетлинский, а также 5 матросов. Тем не менее, корабль смог сохранить свою управляемость и удержать место в строю эскадры.

Ночь 12 августа 1904 — Оценив на траверзе Циндао положение эскадры и возможность прорыва во Владивосток через противодействие основным силам японского флота, адмирал Макаров принял следующее решение — передать на повреждённые крейсера «Диана» и «Паллада» всех раненых и пострадавших в этом сражении (включая и раненого на борту «Баяна» адмирала Витгефта), после чего интернировать данные корабли в немецком порту вместе с пострадавшими миноносцами «Грозовой», «Бурный» и «Властный».

Адмирал Макаров во время инспекции повреждённого крейсера "Паллада".

Адмирал Макаров во время инспекции повреждённого крейсера «Паллада».

15 августа 1904 — Высланные на юг крейсера «Аскольд» и «Новик» остановили в районе Шанхая американское транспортное судно с военным грузом угля в Японию. Опасаясь возможного перехвата эскадры японскими или британскими кораблями, Макаров принял решение идти во французский Мадагаскар в обход Сингапура Зондским проливом.

16 августа 1904 — Порт-Артур — Части 1-й пехотной дивизии 3А(яп) генерала Ноги взяли п.Сигоу в 5км севернее Порт-Артура. Циндао(герм) — Немецкими властями интернированы русские крейсера «Диана», «Паллада» и три миноносца 1-й ТОЭ.

18 августа 1904 — При проводке в Порт-Артур французского парохода «Georges», прибывшего из Чифу с грузом продовольствия, канонерская лодка «Кореец» наскочила на мину и затонула. Погибло 8 человек.

21 августа 1904 — Окончание ремонта броненосного крейсера «Князь Меншиков-Ижорский», повреждённого во время боя в заливе Петра Великого.

Порт Владивостока - 1904.

Порт Владивостока — 1904.

22 августа — 3 сентября 1904 — Поход отряда ВОК в составе БрК «Князь Меншиков-Ижорский», ВсКр «Лена», и сводного дивизиона миноносцев:
— миноносец №203, командир капитан 2-го ранга И. А. Виноградский (командующий отделением).
— миноносец №201, командир лейтенант Я. М. Пышнов.
— миноносец №202, командир лейтенант Б. М. Пышнов.
— миноносец №205, командир лейтенант А. Н. Пелль.
— миноносец №211, командир лейтенант М. К. Бахирев.
через Цугарский (Сангарский) пролив для операций на японских тихоокеанских путях сообщения. Пройдя 25 августа Цугарский пролив, отряд вышел в Тихий океан и, спустившись на юг вдоль восточных берегов Японии в расстоянии 40–50 миль от побережья о.Хонсю, дошел до 34 параллели, после чего 27 августа повернул обратно. 1 сентября, снова пройдя через Цугарский пролив, отряд вошел в Японское море и вернулся в базу. За время крейсерства отряд встретил 13 парусных и паровых судов, из которых 8 потопил (4 японские шхуны, 2 японских каботажных парохода, 1 английский пароход «Найт-Комендер» и 1 германский пароход. «Tea»). Германский пароход «Арабия» и английский пароход «Калхас» с призовыми командами были отправлены во Владивосток через пролив Лаперуза.

24 августа 1904 — Порт-Артур — в результате второго штурма крепости (19-24.08.1904), японские войска 3А генерала Ноги взяли высоту N 174, потеряв 15 тыс.чел. Потери русских войск составили 6 тыс.чел. Японские войска 1А генерала Куроки, 2А генерала Оку и 4А генерала Нодзу (125 тыс.чел, 508 орудий) вступили в сражение с русской Манчжурской армией генерала Куропаткина (152 тыс.чел, 606 орудий) под г.Ляоян (Ляоянское сражение 24.08-3.09.1904 г). 1А ген.Куроки нанесла удар по русским частям Восточной гр.войск ген.Бильдеринга на р.Танхэ, юго-восточнее Ляояна.

26 августа 1904 — Части 2А(яп) ген.Оку и 4А(яп) ген.Нодзу перешли в наступление против русских войск Южной группы ген.Зарубаева из р-на ст.Хайчэн вдоль ж/д в направлении г.Ляоян. Несмотря на то, что все атаки японцев были отбиты, ком. русской Манчжурской армией генерал Куропаткин отдал приказ об отходе к городу Ляоян на 2-й оборонительный рубеж.

Сентябрь 1904 — В течение сентября противник систематически производил ежедневные бомбардировки Порт-Артура, его внутреннего рейда и стоящих на нем кораблей перекидным огнем осадной артиллерии с укрытых сухопутных позиций, за исключением десятидневного перерыва с 8 по 16 сентября и 24 сентября.

Осень 1904 — Попытка русского правительства приобрести для усиления 2-й Тихоокеанской эскадры у Аргентины и Чили семь крейсеров, для укомплектования которых был выделен личный состав из Черноморского флота. Однако ввиду вмешательства Англии, оказавшей давление на обе южно-американские республики, эта покупка не состоялась.

3 сентября 1904 — Завершено сражение за Ляоян, в ходе которого японские войска потеряли 23 тыс.чел., русские — 19 тыс.чел. Командующий русскими войсками генерал Куропаткин, однако, счел себя побежденным и начал отступление на север, к г.Мукден.

15 сентября 1904 — Окончание ремонта броненосного крейсера «Пётр Великий», повреждённого во время боя в заливе Петра Великого.

16 сентября 1904 — Находясь в дозоре между островами Айрон (Iron) и Риф (Reef), японская канонерская лодка «Хэйэн» наскочила на мину и после взрыва через 4–5 минут пошла ко дну. Погибли командир, 12 офицеров, 4 кондуктора и 185 матросов.

26 сентября 1904 — Русские войска генерала Куропаткина (214 тыс.чел., 758 орудий, 32 пулемета) перешли в наступление против 1А(яп) генерала Куроки на р.Шахе.
"Неэкономные крейсера" - эскадра номер полтора.

"Неэкономные крейсера" - эскадра номер полтора.

Погиб в бою 28-29 сентября 1904 года в сражении на реке Шахэ. Рядом погиб его сын.

Погиб в бою 28-29 сентября 1904 года в сражении на реке Шахэ. Рядом погиб его сын.

Октябрь 1904 — В Германии приобретён быстроходный пароход «Лан» (постройки 1887 г., 9600 т. водоизмещения, ход 17 узлов). Пароход «Лан» предназначался в качестве базы для аэростатов наблюдения.
Корабль этот по прибытии в Либаву в декабре 1904 г. был включен в состав отряда адмирала Бирилёва, но для похода оказался непригодным по состоянию котлов и механизмов. В одинаковой степени он оказался неприспособленным и в отношении воздухоплавательного оборудования. В результате осмотра корабля (он получил ранг крейсера 2 ранга и название «Русь») контр-адмирал Бирилёв донес высшему морскому начальству о полной непригодности крейсера к плаванию и для боевого использования. Однако морское министерство все же приказало готовить «Русь» к походу в сводного отряда Балтийского флота.
Первый же переход крейсера из Либавы до Скагена подтвердил его негодность: на корабле вышел из строя холодильник главной машины, а воздухоплавательное оборудование оказалось в таком состоянии, что корабль не мог выполнять воздухоплавательной службы при эскадре. Поэтому Бирилёв отказался от корабля и вернул его из Скагена обратно в Либаву.

2 октября 1904 года — Из Либавы выходит 2-я Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Николая Ивановича Небогатова. В состав эскадры входят следующие корабли:
1-й броненосный отряд:
— эскадренный броненосец «Князь Суворов» (капитан 1-го ранга В. В. Игнациус) — флаг командующего эскадрой контр-адмирала Н.И. Небогатова.
— эскадренный броненосец «Император Александр III» (укомплектован из состава Гвардейского экипажа, капитан 1-го ранга Н. М. Бухвостов).
— эскадренный броненосец «Бородино» (капитан 1-го ранга П. И. Серебрянников).
— крейсер II ранга (бронепалубный) «Жемчуг» (капитан 2-го ранга П. П. Левицкий).

2-й броненосный отряд:
— эскадренный броненосец «Орёл» (капитан 1-го ранга Н. В. Юнг) — флаг младшего флагмана контр-адмирала Д.Г. Фелькерзама.
— эскадренный броненосец «Наварин» (капитан 1-го ранга барон Б. А. Фитингоф).
— крейсер I ранга (броненосный) «Адмирал Нахимов» (капитан 1-го ранга А. А. Родионов).
— крейсер I ранга (броненосный) «Дмитрий Донской» (капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев).

Крейсерский отряд:
— крейсер I ранга (бронепалубный) «Олег» (капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский) — флаг младшего флагмана контр-адмирала О. А. Энквиста.
— крейсер I ранга (бронепалубный) «Аврора» (капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев).
— крейсер I ранга (бронепалубный) «Светлана»,  капитан 1-го ранга С. П. Шеин.

Отряд разведки:
— крейсер II ранга (бронепалубный) «Изумруд» (начальник отряда и командир корабля капитан 2-го ранга барон В. Н. Ферзен).
— крейсер II ранга (безбронный) «Алмаз» (флигель-адъютант, капитан 2-го ранга И. И. Чагин).
— вспомогательный крейсер (безбронный) «Урал» (капитан 2-го ранга М. К. Истомин).

1-й отряд миноносцев:
— миноносец «Бедовый», брейд-вымпел капитана 2-го ранга Н. В. Баранова (начальник отряда и командир корабля).
— миноносец «Быстрый» (лейтенант О. О. Рихтер).
— миноносец «Буйный» (капитан 2-го ранга Н. Н. Коломейцев).
— миноносец «Бравый» (лейтенант П. П. Дурново).

2-й отряд миноносцев:
— миноносец «Блестящий», брейд-вымпел капитана 2-го ранга А. С. Шамова (начальник отряда и командир корабля).
— миноносец «Громкий» (капитан 2-го ранга Г. Ф. Керн).
— миноносец «Грозный» (капитан 2-го ранга К. К. Андржиевский).
— миноносец «Безупречный» (капитан 2-го ранга И. А. Матусевич).
— миноносец «Бодрый» (капитан 2-го ранга П. В. Иванов).

Суда, состоящие при эскадре:
— транспорт (мастерская и снабжения) «Анадырь» (капитан 2-го ранга В. Ф. Пономарёв).
— транспорт (угольный, вооружения и снабжения) «Иртыш» (капитан 2-го ранга К. Л. Егормышев).
— транспорт (мастерская) «Камчатка» (капитан 2-го ранга А. И. Степанов 2-й).
— пароход Русского Восточно-Азиатского пароходства (угольный транспорт) «Корея» (капитан 1-го разряда Баканов).
— буксирный пароход Добровольного флота «Свирь» (прапорщик по морской части Г. А. Розенфельд).
— госпитальное судно Российского общества Красного Креста «Орёл» (капитан 2-го ранга Я. К. Лахматов).

2 октября 1904 — Первая бомбардировка Порт-Артура, его рейдов и порта вновь установленными японскими 11-дюймовыми осадными мортирами.

3 октября 1904 — на Мадагаскар прибывают уцелевшие корабли 1-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала С.О.Макарова.
Броненосный отряд:
— эскадренный броненосец «Ретвизан» (флагман и командир — капитан 1-го ранга Э.Н.Щенснович).
— эскадренный броненосец «Цесаревич» (командир — капитан 1-го ранга И.К.Григорович).

Крейсерский отряд:
— крейсер I ранга (броненосный) «Баян» (флагман и командир — капитан 1-го ранга А.А.Ливен).
— крейсер I ранга (бронепалубный) «Аскольд» (капитан 1-го ранга К.А.Грамматчиков).
— крейсер II ранга (бронепалубный) «Новик» (капитан 2-го ранга М.Ф. фон Шульц).

Миноносный отряд:
— 5 эскадренных миноносцев:
1-е отделение — «Выносливый» (под брейд-вымпелом начальника 1-го отряда миноносцев капитана 2 ранга Е.П.Елисеева), «Бойкий»;
2-е отделение — «Бесшумный» (командир отделения — командир миноносца лейтенант А.С.Максимов), «Бесстрашный», «Беспощадный».

Отряд обеспечения:
— угольный транспорт «Надежда» (бывший американский «Otsego»).
— угольный транспорт «Нева» (бывший английский «Formosa»).
— корабль снабжения и госпитальное судно «Граф Миних» (шедший в Йокогаму с грузом бобов и мясных консервов немецкий транспорт «Мозель» был остановлен в Индийском океане крейсером «Новик», после чего адмирал Макаров за тройную цену фрахта и груза предложил немецкой команде временное трудоустройство в русском флоте).

11 октября 1904 — Окончание ремонта броненосного крейсера «Громобой», повреждённого во время боя в заливе Петра Великого.

13 октября 1904 — В связи с усилением деятельности японских войск в Северной Корее и необходимостью укрепления тыла русских войск на Приморском направлении по приказанию генерала Линевича на крейсере «Громобой» было намечено перебросить в залив Посьета батальон пехоты. При следовании ко входу на рейд крейсер «Громобой» наскочил на неогражденную по случаю войны каменную банку Клыкова, прочертив по ней днищем и получив повреждение наружного дна на протяжении 50 шпангоутов (из общего числа 131) с разрывами обшивки и течью. Ремонт крейсера потребовал трех месяцев пребывания в доке.

07. Крейсер «Громобой» в «Николаевском» сухом доке (док имени Цесаревича Николая Александровича) после аварии 13 октября 1904 г. в заливе Посьета

Крейсер «Громобой» в «Николаевском» сухом доке (док имени Цесаревича Николая Александровича) после аварии 13 октября 1904 г. в заливе Посьета.

16-29 октября 1904 — набеговая операция ВОК-а на линии снабжения японской армии в Корейском проливе. Отряд капитана Эссена в составе броненосных крейсеров «Князь Меншиков» и «Пётр Великий» а также сводного дивизиона миноносцев капитана Виноградского в составе:
— миноносец №203, командир капитан 2-го ранга И. А. Виноградский (командующий отделением)
— миноносец №201, командир лейтенант Я.М.Пышнов;
— миноносец №202, командир лейтенант Б.М.Пышнов;
— миноносец №205, командир лейтенант А.Н.Пелль;
— миноносец №211, командир лейтенант М.К.Бахирев;
атаковал в Корейском проливе крупный конвой снабжения, сопровождавшийся силами 5-го боевого отряда японского флота (контр-адмирал Х. Ямада) в составе броненосного крейсера «Якумо», двух бронепалубных крейсеров («Хасидатэ» и «Ицукусима») и четырёх миноносцев («Инадзума», «Касуми», «Цубаме» и «Саги»). В ходе часового боя силы ВОК-а потопили все три японских крейсера, а также три из четырёх японских миноносцев. Распоряжением лейтенанта Бахирева, миноносцы №211 и №205 захватили потерявший ход крупный японский мореходный миноносец «Касуми», получивший значительные повреждения от вспомогательного вооружения крейсеров. Через два месяца ремонта во Владивостоке, эсминец «Касуми» был включён в состав сил ВОК, став первым эсминцем в его составе и получив новое имя «Внезапный». Тем не менее, из состава транспортных кораблей конвоя было потеряно только три из четырнадцати судов. После подхода к месту сражения отряда адмирала Катаоки в составе четырёх броненосных и шести бронепалубных крейсеров, капитан Эссен отказался от продолжения атаки рассредоточившегося конвоя и взял курс на Владивосток. Японская армия переносит основной маршрут снабжения войск в Маньчжурии на восточное побережье Японии, Восточно-Китайское и Жёлтое море.

17 октября 1904 — Русские и японские войска, не добившись решительного результата в сражении на р.Шахе, перешли к позиционной обороне. За время сражения русские войска потеряли 40 тыс.человек, японцы — 20 тыс. На р.Шахэ впервые в истории войн образовался сплошной фронт протяженностью свыше 60км.

25 октября 1904 — Потопление японской осадной артиллерией в западном бассейне Порт-Артура разоруженного ВсКр «Забияка», получившего попадания тремя крупными снарядами.

2 ноября 1904 — Ввиду вывода из строя канонерской лодки «Бобр» рядом попаданий 11» снарядов японской осадной артиллерией она была окончательно разрушена, причем артиллерия с ее расчетом была передана на сухопутные позиции, а остальной экипаж в морские батальоны для участия в сухопутной обороне.

6 ноября 1904 — Японская канонерская лодка «Атаго», находясь в районе острова Саншантао, наткнулась на подводный камень и, получив пробоину, затонула.

23 ноября 1904 — Санкт-Петербург. Безрезультатно завершились переговоры о союзе между Россией и Германией из-за нежелания России подписать документ без консультаций с Францией.

27 ноября 1904 — Вместо переведённого на Балтику командиром крейсера «Адмирал Корнилов» капитана Арнаутова, командиром крейсера «Петр Великий» назначен капитан 2-го ранга М.К.Бахирев.

Декабрь 1904 — Решение царского правительства о посылке для усиления 2-й Тихоокеанской эскадры отряда адмирала Бирилёва в составе всех наиболее боеспособных кораблей Балтийского флота, могущих совершить поход на Дальний Восток.

12 декабря 1904 — Санкт-Петербург. Правительство России по категорическому требованию Германии гарантировало ей военную помощь в случае возникновения конфликта Германии с Великобританией из-за германских угольных поставок русскому флоту.

В ночь на 13 декабря 1904 — Гибель японского крейсера «Такасаго», несшего блокадную службу, на минном заграждении, выставленном в ночь на 15 июля миноносцем «Лейтенант Бураков» вблизи Порт-Артура. Погибло 23 офицера и 251 человек команды.

15 декабря 1904 — Тяжелое ранение руководителя обороны Порт-Артура генерал-лейтенанта Р.И.Кондратенко в результате попадания в форт № 2 11-дм японского снаряда. Потопление в восточном бассейне Порт-артурской гавани от навесного попадания 11-дм японского снаряда минного крейсера «Всадник».

16 декабря 1904 — На заседании военного совета крепости Порт-Артур, большинство офицеров высказалось за продолжение борьбы, отвергнув предложения начальника Квантунского укрепрайона генерала Стесселя и начальника сухопутной обороны генерала Фока о капитуляции.

В ночь на 25 декабря 1904 — Ввиду критического положения Порт-Артура и занятия японцами ряда укреплений последней линии обороны крепости (Большого Орлиного Гнезда, Куропаткинского люнета, форта «Б», Малого Орлиного Гнезда, Китайской оборонительной стенки) морское командование, опасаясь захвата японцами еще боеспособных миноносцев и катеров, предписало им в ночь на 22 декабря прорвать блокаду и уйти из Порт-Артура в нейтральные порты.
Прорвались в китайский порт Чифу эскадренный миноносец «Статный» (лейтенант Косинский) со знаменами порт-артурских полков и Квантунского флотского экипажа, секретными делами и документами морских и сухопутных штабов; эскадренные миноносцы «Скорый» (лейтенант Тырков 2-й), «Сердитый», (лейтенант Дмитриев), паровой катер «Ольга» (мичман С.Поливанов) и ранее оставленный минный катер броненосца «Цесаревич»(лейтенант Балк 2-й). Одновременно с этим прорвал блокаду и прибыл в порт Киао-Чао (Циндао) миноносец «Смелый» (лейтенант Беренс 2-й). Все прорвавшиеся миноносцы и катера по прибытии были разоружены и интернированы до конца войны.

25 декабря 1904 — Дополнительные подрывы затопленных во внутренней гавани Порт-Артура минных крейсеров «Всадник» и «Гайдамак»; канонерской лодки «Гиляк»; крейсера «Забияка», а также взрывы и уничтожение портовых артиллерийских и минных складов, мастерских, портовых зданий и магазинов, морских батарей и пр.
Одновременно на внешнем рейде Порт-Артура были затоплена канонерская лодка «Отважный», а в проходе из внутренней гавани на рейд крейсера «Разбойник», «Джигит», транспорт «Ермак», портовое судно «Силач» и суда землечерпательного каравана.

26 декабря 1904 — командующий обороной генерал Стессель отдал приказ о сдаче крепости. Завершена осада Порт-Артура, за время которой японские войска потеряли 79 тыс.чел и 15 боевых кораблей; русские потери составили 31 тыс. убитыми и ранеными, 32, 5 тыс.пленными.

"Неэкономные крейсера" - эскадра номер полтора.

27 декабря 1904 — Окончание ремонта броненосного крейсера «Россия», повреждённого во время боя в заливе Петра Великого.

"Неэкономные крейсера" - эскадра номер полтора.

29 декабря 1904 — Объединение сил 1-й и 2-й Тихоокеанской эскадр на Мадагаскаре. Среди молодых офицеров широкое употребление находит ироничное название объединённой эскадры — «Эскадра номер полтора». Командующим объединённой эскадрой становится вице-адмирал С.О.Макаров…

Подписаться
Уведомить о
guest

102 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account