3

Создав при помощи «линкоров апокалипсиса» реальную ядерную угрозу для территории США, советское руководство потребовало от разработчиков военно-морских вооружений сделать упор на качество и не форсировать сроков создания атомных субмарин и ракет морского базирования.

Небольшое дополнение к "Линкорам апокалипсиса"

Тем более что первая советская атомная субмарина пр. 627 (сдана флоту в 1959-ом) получилась не особо удачной. И начав строительство серии из 12 субмарин по несколько усовершенствованному проекту 627А, командование флота, столкнувшись с целым ворохом проблем (одна из которых ненадёжность атомного реактора типа ВМ-А) пыталось даже прекратить их постройку.

Небольшое дополнение к "Линкорам апокалипсиса"

В АИ, лодку пр. 627 дорабатывают более основательно, и в строй она вступает на год позже – только в 1960-ом. Соответственно ни серии из 12 субмарин пр. 627А, ни шести ракетоносцев пр. 658 в 1959-ом не закладывают.

Небольшое дополнение к "Линкорам апокалипсиса"

Вместо этого, весь 60-й год единственная 627-я проходит дополнительные усиленные испытания и, по сути, её проект кардинально перерабатывается и единственная субмарина пр. 645 строится уже не в экзотическом виде (жидкометаллическое охлаждение первого контура реактора ВТ-1), а лишь в виде улучшенного 627-го проекта.

По результатам испытаний,  эта, уже значительно более надёжная  субмарина под индексом пр. 627А становится эталоном для закладки в 1960-ом году первой серии из четырёх торпедных АПЛ.

В то же время, руководство СССР получило подтверждение, что развединформация о том, что в США на базе удачной торпедной АПЛ типа «Скипджек», путём банальной вставки длинного отсека на 16 ракет строится (точнее уже достраивается) серия носителей баллистических ракет «Поларис» типа «Джордж Вашингтон» – абсолютно достоверная.

Небольшое дополнение к "Линкорам апокалипсиса"

Решение не только гениальное по своей простоте, оно ещё и архипривлекательное с экономической точки зрения. Зачем разрабатывать два проекта – когда можно обойтись одним?!

В результате, строительство четырёх АПЛ пр. 627А продолжается в полном соответствии с изначальными планами, а вместо закладки второй серии аналогичных торпедных АПЛ, начинается серьёзная модернизация проекта с целью сделать его базовым и для торпедной АПЛ, и для носителя БР. Что было достаточно сложно – ведь если взять нашу РИ АПЛ пр. 627 в её первозданном виде и сделать с ней тоже самое, что американцы сделали со своей «Скипджек», она, скорее всего, оформит банальный оверкиль – диаметр корпуса слишком мал, чтоб встроить в него ракетный отсек, да ещё с двумя рядами пусковых установок и при этом сохранить правильную центровку. Поэтому модернизация главным образом заключалась в изменении пропорций субмарины. Диаметр прочного корпуса стал больше на одну палубу, а длина соответственно уменьшилась. Всё прочее оборудование претерпело лишь те изменения, которые оказались возможны благодаря его модернизации, совершенствованию и замене на новое. В общем, по сути, это уже была другая АПЛ – первая в СССР построенная не по пропорциям дизельных субмарин.

В 1962-ом году в СССР закладываюся одновременно две серии АПЛ: 12 торпедные (пр. 628А), и 8 носителей десяти БР Р-13 (пр. 628Б). Ракетоносец получен по американскому методу вставкой большого ракетного отсека с двухрядным размещением пусковых шахт (всего 10 шт.) в разрез корпуса торпедной.

Поскольку ракета Р-13 мола запускаться только из надводного положения, а даже существенно модернизированная АПЛ первого поколения по прежнему имела много недостатков, в руководстве СССР принимается решение о разработке опять-таки базовой конструкции АПЛ второго поколения. Причём от разработчиков ракет требовали создать комплексы подводного старта и баллистических и крылатых ракет, а от разработчиков субмарин, обеспечить самые современные ТТХ.

Опытная торпедная АПЛ пр. 700 была передана флоту в 1966-ом году.

В том же 1966-ом, на базе опытной 700-ой, в серию были запущены сразу 24 многоцелевых АПЛ пр. 701, вооружённых вместо 6 носовых 533 мм ТА (как на эталонной «семисотой»), 4 носовыми 650 мм универсальными ПУ, предназначавшимися для стрельбы сверхтяжёлыми торпедами и крылатыми ракетами подводного пуска, плюс 2 носовых и 2 кормовых ТА, предназначавшихся для стрельбы 400 мм оборонительными электроторпедами. Ещё четыре таких же 400 мм ТА располагались под лёгким корпусом в районе надстройки.

Подводный ракетоносец имел ту же конструкцию, то же вспомогательное вооружение, а в качестве основного, нёс 16 ампулированных  МБР Р-29, запускаемых из подводного положения. Таких ПЛАРБ планировалось построить 16.

Толчком к разработке АПЛ третьего поколения, стала информация о постройке в США огромных серий новых АПЛ: БЛАРБ «Лафайет» (31 ед. в промежутке 61-67 г.г.) и ПЛАКР «Стёрджен» (41 ед. с 63-74 г.г.).

В качестве ответа, появился прототип АЛП третьего поколения пр. 800. Это была полуторакорпусная субмарина с освобождённой под новейшее оборудование носовой частью, новыми реакторами и малошумными соосными винтами. Год сдачи флоту опытной «восьмисотой» – 1974-й.

Разница между ПЛАРБ (пр. 802) и ПЛАКР (пр. 801) заключалась во вставке. У ПЛАРБ это был очень большой отсек на 20 твердотопливных двухступенчатых ракет Р-31 (аишных конечно), а у ПЛАКР, во вставке располагались тоже 20, но крылатых ракет большой дальности. Вспомогательное вооружение было идентичным: в средней части корпуса 6 650 мм ТА приспособленных для стрельбы как любыми боеприпасами калибра 650 мм, так и оборонительными 400 мм элетроторпедами. В надстройке всплывающая камера спасения на весь экипаж и 4 контейнера с зенитными ракетами.

Эти АПЛ планировалось строить самыми большими сериями – 32 ПЛАКР и 24 ПЛАРБ в период с 1976-го по 1989 г. Причём ракетное вооружение за эти годы неоднократно менялось, совершенствовалось.

И главное отличие от РИ СССР. Ввод в строй каждой АПЛ третьего поколения означал автоматическое списание АПЛ второго поколения того же класса (аналогично тому, как при вводе в строй АПЛ второго поколения, списывали субмарины первого).

Когда в конце 80-х СССР начал испытывать определённые экономические трудности, программа строительства АПЛ третьего поколения была сокращена с 24 ПЛАРБ и 32 ПЛАКР до 16 ПЛАРБ и 24 ПЛАКР.

А вместо строительства попавших под сокращение последних 12 АПЛ третьего поколения, начались НИОКРы по созданию однокорпусных АПЛ четвёртого поколения (пр. 900), ТТХ которых должны были позволить заменять лодки предыдущего поколения в пропорции 1:2, выйдя на уровень 8 ПЛАРБ и 12 ПЛАКР четвёртого поколения к концу первого десятилетия двухтысячных годов.

В заключении, хочу представить небольшую табличку. В ней расписаны основные боевые АПЛ США, СССР и альт СССР. Кроме первых образцов, в ней не отражены очень многие опытные и экспериментальные АПЛ, а так же откровенно провальные проекты, которые хоть и строились сериями, но не были боеспособными (вроде наших пр. 705).

В общем подсчёте внизу таблицы учтены только боевые лодки проектов, закладка основной массы которых состоялась до развала СССР в РИ.

 

США

 

СССР

 

Альт. СССР

52-55

Nautilus (1) т

54-59

Пр. 627 (1) т

54-60

Пр. 627 (1 )т

53-57

Seawolf (1) т

56-63

Пр. 627А (12) т

60-62

Пр. 627А (5) т

55-59

Skate (4) т

58-64

Пр. 658 (8) 3

62-64

Пр. 628А (12) т

56-61

Skipjack (6) т

57-62

Пр. 659 (5) ткр

62-65

Пр. 628Б (8) 10

57-61

George Washington (5) 16

60-67

Пр. 675 (29) ткр

64-66

Пр. 700 (1) т

59-67

Permit (11) ткр

64-73

Пр. 667А (34) 16

66-74

Пр. 701 (24) ткр

59-63

Ethan Allen (5) 16

64-73

Пр. 670 (11) ткр

66-75

Пр.702 (16) 16

61-67

Lafayette (31) 16

63-74

Пр. 671 (15) т

69-74

Пр. 800 (1) ткр

63-74

Sturgeon (41) ткр

71-77

Пр. 667Б (18) 12

76-88

Пр. 801 (24) ткр

72-95

Los Angeles (62) ткр

71-78

Пр.671РТ (7) т

76-90

Пр. 802 (16) 20

79-96

Ohio (18) 24

72-81

Пр. 670М (6) ткр

85-90

Пр. 900 (1) ткр

 

 

73-75

Пр. 667БД (4) 16

 

 

 

 

75-81

Пр. 667БДР (14) 16

 

 

 

 

76-92

Пр. 671 РТМ (22) ткр

 

 

 

 

76-89

Пр. 941 (6) 20

 

 

 

 

78-81

Пр. 949 (2) ткр

 

 

 

 

80-92

Пр. 971 (11) ткр

 

 

 

 

81-92

Пр. 667БДРМ(7)16

 

 

 

 

82-87

Пр. 945 (2) ткр

 

 

 

 

86-92

Пр. 671РТМК(4)ткр

 

 

 

 

86-93

Пр. 945А (2) ткр

 

 

 

 

86-96

Пр.949А (12) ткр

 

 

 

59 ПЛАРБ + 124 ПЛАТКР

183

 

91 ПЛАРБ + 140 ПЛАТКР

231

 

40 ПЛАРБ + 65 ПЛАТКР

105

* АИ АПЛ пр. 627, 700, 800 и 900 – экспериментальные субмарины.

Из таблицы видно, что благодаря наличию в составе ВМФ СССР «линкоров апокалипсиса» строительство АПЛ продвигается не так бурно как в РИ. Соответственно (возможно!) американцы тоже чуток поумерят свой апээлостроительный пыл. В дальнейшем, я привожу для АИ значительно более скромные цифири строительства АПЛ, поскольку мало того, что они имеют фантастически большую стоимость, сама их необходимость в большом количестве для такой континентальной державы как СССР представляется сомнительной. У нас ведь всегда декларировался приоритет наземных РВСН над морской составляющей ядерной триады. Тем не менее, ПЛАРБ строятся и в АИ. Но! Новые заменяют старые, а не как в РИ СССР – только бесконечно дополняют их и одномоментно в строю ВМФ не более 40 АПЛ равномерно распределённых между КСФ и ТОФом.

ПЛАКР несколько больше чем ПЛАРБ. Но, в их задачу, помимо сопровождения ПЛАРБ (что, на мой взгляд, желательно) входит так же и «сопровождение» американских АУГ слишком приближающихся к нашим границам или к районам наших геополитических интересов.

Выгоды от такого сокращения поголовья АПЛ на мой взгляд очевидны даже в условиях вполне реальной «холодной войны». Кто служил, скажем, на СФ прекрасно знает насколько отставала инфраструктура мест базирования от потребностей по обслуживанию корабельного состава.

Или возьмём тот пресловутый замкнутый круг, ограничивающий коэффициент боевого напряжения наших АПЛ, из которого мы не могли выкарабкаться до самого развала СССР? Кто не в курсе, растолкую о чём речь.

Строители АПЛ задыхались от громадья спущенных адмиралами планов. К концу года, квартала (тем более пятилетки!) или даже к какой-либо крупной дате, обязательно начиналась авральная штурмовщина по сдаче АПЛ флоту. Понятно, что это самым прямым образом отражалось на качестве.

Лодки приходили в части и начиналась их служба. Из-за разных дефектов, субмарины очень быстро выходили из строя, и им требовался ремонт. А СРЗ (судоремонтные заводы), не имея мощностей для ремонта уже имеющегося количества АПЛ естественно оттягивал сроки того самого ремонта. В итоге, вопреки всем заранее свёрстанным планам, у заводов скапливались очереди из АПЛ. В базах стояли неисправные лодки. На том же 35-ом СРЗ (Мурманск) в ремонте могли одновременно находиться до десятка АПЛ, реально работы из которых велись не более чем на половине. Лодки, стоящие в ремонте (и дожидающиеся оного) организационно сводились в отдельную бригаду! Средний ремонт АПЛ мог продолжаться несколько лет! Матросы успевали свою троечку отмотать, ни разу не отходя от пирса. Но, даже ремонтируемой АПЛ могло очень не повезти, если её сдача опять-таки приурочивалась к какой либо «знаменательной» дате. Это означало очередной штурм со всеми вытекающими.

А сколько инцидентов на наших АПЛ было? Сейчас любой может узнать эту статистику. С 1956 по 1994 г.г. только официально зарегистрированных (и соответственно расследованных) 145 аварий, в которых погибло 507 человек! По сути – это жертвы вала, который СССР бросал в топку «холодной войны». Какой в этом был смысл в то время, когда и мы и США уже по несколько раз могли уничтожить всё живое на планете – для меня за пределом понимания. Это был полный и окончательный маразм и с нашей стороны и с американской. Особенно с нашей – те-то просто с жиру бесились, а у нас едва не половина населения страны по баракам и коммуналкам мыкалась.

Поэтому я за самое серьёзное сокращение поголовья АПЛ ВМФ СССР, за совершенствование их конструкции, за развитие инфраструктуры и повышение боевой подготовки сугубо профессиональных экипажей.

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account