1

 

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева. Данная статья дополняет этот материал.

164 года назад, 24 сентября 1852 года впервые поднялся в воздух первый в мире паровой дирижабль, а одновременно – первый в мире летательный аппарат с механическим двигателем. Его создатель – 27-летний французский инженер и воздухоплаватель Анри Жиффар, воспользовался паровой машиной, поскольку никаких иных силовых установок, способных привести в движение воздушное судно, в те времена просто не существовало. Электрический мотор не годился, так как до изобретения аккумулятора оставалось еще семь лет.

Масса сконструированного Жиффаром "легкого" одноцилиндрового паровика с котлом и топкой составляла 150 кг, а его мощность – три лошадиные силы. По тем временам это считалось неплохим показателем. Машина работала на угле, то есть, пилот дирижабля одновременно являлся кочегаром. Двигатель вращал трехлопастный винт диаметром примерно 4 метра с лопастями из тонких листов металла. Чтобы избежать воспламенения водородного баллона искрами, летящими из дымовой трубы, ее пришлось делать коленчатой, в виде буквы "П", и выводить вниз, под гондолу.

Шелковый баллон дирижабля имел длину 44 метра и объем 2500 кубометров. Под ним на веревках была подвешена открытая деревянная гондола с двигателем и небольшой площадкой для пилота. По курсу дирижабль управлялся большим треугольным полотняным рулем поворота, а по высоте – выпуском газа и сбросом балласта. При необходимости можно было бросить якорь и подтянуть аппарат к земле.

В ходе испытаний дирижабль Жиффара под управлением его создателя пролетел 27 километров за три часа, то есть, его скорость составляла 9 км/ч. Правда, частично она обеспечивалась попутным ветром. В полете Жиффар набрал солидную высоту 1800 метров и несколько раз совершал развороты, убедившись в эффективности воздушного руля. Однако в обратном направлении, против ветра, дирижабль лететь не смог: не хватало мощности двигателя. Таким образом, испытания завершились лишь частичным успехом, подтвердив принципиальную возможность управляемого моторного полета аппарата легче воздуха.

В 1855 году Жиффар построил новый дирижабль увеличенного объема и с более мощным мотором, способный поднимать двух человек. Однако это уже другая история.

Небесный пароход

Гравюра XIX века, изображающая полет дирижабля Анри Жиффара, а внизу — его современная 3D-модель.

Небесный пароход

Небесный пароход

Гондола дирижабля Жиффара крупным планом и портрет изобретателя.


источник: http://vikond65.livejournal.com/540927.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account