Широко известна «крылатая фраза» авиаконструктора А. Н. Туполева (хотя иногда ее приписывают А. С. Яковлеву и даже О. К. Антонову): «Некрасивые самолеты не летают» (вариант: «Хорошо летают только красивые самолеты»). Ее часто цитируют, когда хотят похвалить тот или иной красивый, по мнению цитирующего, летательный аппарат, либо – наоборот, поругать некрасивый. Между тем, если вдуматься, смысла в этой фразе нет никакого.
Во-первых, красота – понятие относительное и целиком зависящее от эстетических предпочтений оценщика. Как говорится, одному нравится поп, другому – попадья, а третьему — арбуз или свиной хрящик. А во-вторых, эстетика и аэродинамика – понятия, никак между собой не связанные. И далеко не всегда то, что кажется красивым, одновременно имеет высокие летные качества. Или – наоборот.
А вспомнил я об этом сегодня, потому что ровно 80 лет назад, 21 декабря 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип самолета «Юнкерс» Ju.88, который мало кто считает эталоном красоты и изящества. Однако эта машина стала одним из лучших и наиболее успешных бомбардировщиков Второй мировой войны. В 1940 году у нас в НИИ ВВС проходил испытания закупленный в Германии экземпляр Ju.88. И в отчете об этих испытаниях есть довольно необычная для подобных документов фраза:
«Самолет выглядит уродливо, но при этом хорошо летает и легко управляется».
Как видно, довлело над нашими инженерами и испытателями туполевское заблуждение (хотя сам Туполев уже сидел в «шарашке»), а его несоответствие с реальностью вызвало у них когнитивный диссонанс.
Между тем, дальнейшим развитием Ju.88 стал принятый на вооружение в 1943 году «головастик» Ju.188, выглядевший еще более нелепо и неказисто, но при этом обладавший еще более высокими летно-тактическими характеристиками. В общем, красота в авиации – дело далеко не главное.
источник: http://vikond65.livejournal.com/574647.html
++++++++++
++++++++++
Очень субъективно. По мне так
Очень субъективно. По мне так семейство 88ых — одно из самых красивых в ВМВ.
В отличие от 87, 86, Не-111, ранних 109.
Тоже не считаю Ju 88
Тоже не считаю Ju 88 уродливым. Может, он не шедеврально красив, но не урод точно. Уродливые самолёты – это, например, Уитли или F-117. И летают подобные экземпляры, как правило, из рук вон плохо.
Хотя бывают и исключения: например, Ar 240 на мой взгляд урод настоящий, а вроде хорошо летал. Впрочем, некоторым он и внешне нравится (лично знаю таких). Так что да, красота – понятие субъективное.
И если на то пошло, то и Ju 88 не отличался какими-то особо выдающимися ЛТХ. Да, это была надёжная "рабочая лошадка", но не более.
Для того и приведена цитата из отчета того времени. Привычное перестает быть уродливым.
Не буду делиться своим представлением о красоте самолетов. Факт, что эстетика воспитуется и развивается. Если кто-то не пересмотрел детские представления о красоте, то значит он — нет.
Фразу французы приписывают Марселю Блоку. И фраза как фраза. Она, полагаю, о чувстве прекрасного у настоящего инженера. Потому что внешность самолета важна, а основание многих решений творческие и эстетические.
Хотя бывают и исключения:
по воспоминаниям летчика-испытателя гюнтера эхайма управляемость 240-го была не очень хорошей
Между тем, дальнейшим
У "головастика" Ju-188 просто идеальное расположение оборонительного вооружения для двухмоторного бомбера
Кстати, эстетика авиастроения СССР именно тогда порвала прямые связи с мировой. Итог слишком бурного развития. Одних убивали и сажали, другие приходили нахрапом, силы тратились с размахом и бессистемно.
Ту-2, Ла-7, Як-3 — на мой взгляд красивее аналогичных немцев…
А я не буду высказываться. Это не предмет голосования.
Да я так… Субъективно все это…
Не обязательно. Есть красота, которую надо знать. Даже для пейзажистов или литераторов, не в авиации.