Наземные самолеты Leyat: самые необычные машины начала ХХ века

18

Наземные самолеты Leyat: самые необычные машины начала ХХ века

Статья с канала «AutoHS — история автомобилей» на яндекс-дзене.

На заре автомобилестроения мир познал немало изобретательных и удивительных конструкций имевших больше общего с аэропланами, нежели с автомобилями. Особое место среди них занимали машины Марселя Лейата, строившего, в буквальном смысле, автомобили-самолеты.

Впервые идея создания аэромобилей — транспортных средств, приводимых в движение реактивной силой, создававшейся потоком воздуха от пропеллера, зародилась еще в начале ХХ века. Однако именно Марселю Лейату удалось довести ее до серийного воплощения. Лейат болел воздухоплаванием с самого детства и после получения профильного образования приступил к изготовлению летательных аппаратов. Первый планер-биплан он построил в 1908-м, а годом спустя Лейат поднялся в воздух на собственном самолете оснащенным двигателем De Dion-Bouton мощностью 5 л.с. В 1911 году он загорелся новой идеей — приспособить воздушный винт к колесному шасси.

Первый аэромобиль Leyat Helicocycle был построен в 1913 год

Первый аэромобиль Leyat Helicocycle был построен в 1913 год

Преимущества этой конструкции были очевидны. Прежде всего, такой аэромобиль был значительно проще и дешевле в производстве. Он требовал лишь один мотор воздушного охлаждения и простенький пропеллер, закрепленный на коленчатом валу двигателя. Ни тебе дорогой и тяжелой трансмиссии, ни сложных органов управления. Кроме того, теоретически аэромобиль мог разгоняться до огромных скоростей — 200, а то и 300 км/ч, при этом потребляя значительно меньше топлива, так как работа воздушного винта осуществлялась в равномерном, экономичном режиме. Конечно, имелись и недостатки. Главный из них — сам лопастной движитель, производивший огромный, сбивающий с ног и поднимающий тучу дорожной пыли, поток воздуха. Кроме того, он создавал сильный шум, от которого было невозможно избавиться в принципе. Аэромобиль с крупногабаритным винтом, заключенным в стальной кожух, было невозможно эксплуатировать в городе, а на загородном шоссе и на большой скорости он имел весьма сложное управление.

Диаметр пропеллера Leyat Helica 2E составлял 1390 мм, частота вращения — 1200 об/мин

Диаметр пропеллера Leyat Helica 2E составлял 1390 мм, частота вращения — 1200 об/мин

Однако для Марселя Лейата все эти минусы не имели никакого значения. В 1913 году он построил свой первый «сухопутный самолет» названный Геликоциклом (Helicocycle). Проведенный на песчаных отмелях реки Соны цикл испытаний доказал полную жизнеспособность конструкции, и вскоре Лейат решил организовать серийное производство аэромобилей. Из-за войны планы пришлось отложить, однако уже в 1920 году из ворот парижской мастерской выехал первый серийный аэромобиль с гордым названием Leyat Helica (helica с фр. пропеллер).

Leyat Helica

Leyat Helica

Он напоминал фюзеляж небольшого самолета, поставленного на узенькие велосипедные колеса. Спереди, по-самолетному, находился четырехлопастной винт в защитном проволочном кожухе. Он приводился при помощи 2-цилиндрового оппозитного авиационного мотора объемом 1 л и мощностью 8 л.с. Геликоцикл имел переднюю рессорную подвеску, задние барабанные механические тормоза и деревянный несущий кузов с двумя сиденьями в ряд. Он поворачивал за счет всей задней оси, которая вращалась вокруг вертикальной стойки при помощи двух стальных тросиков, намотанных на шкив рулевой колонки. Благодаря использованию легкого авиамотора и специальной, хорошо просушенной древесины, машина весила всего 250 кг и легко разгонялась до 100 км/ч.

Марсель Лейат

Марсель Лейат

За первой Хеликой последовала модель второго поколения с V-образным 2-цилиндровым мотором и новым двухлопастным винтом, а затем в лейатовских геликоциклах начали устанавливаться 2- и 3-цилиндровые двигатели фирмы Anzani с предельной мощностью 10 л.с.

Лейат предлагал использовать свои аэромобили как скоростное междугородное такси или для доставки срочной почты. Специально для этого в дополнение к 2-местному родстеру и закрытой «берлине» он наладил сборку небольших грузовичков с глухим кузовом грузоподъемностью 100 кг. К сожалению, к тому моменту все надежды по массовому внедрению геликоциклов уже рухнули. Французская публика не оценила шумные и трудные в управлении аэромобили, а с развитием сети скоростных междугородних дорог отпала надобность и в почтовых геликоциклах.

Салон Хелики был до безобразия примитивен

Салон Хелики был до безобразия примитивен

В 1925 году Марсель Лейат закрыл производство своих необычных машин, напоследок выпустив облегченную трехосную версию Leyat Helica, которая в 1927 году на гоночной трассе Монлери достигла рекордных (для этого класса машин) 170 км/ч. Сегодня причудливые наземные самолеты находятся во многих музеях мира, служа наглядным доказательством трудного и тернистого пути к современным автомобилям.

источник: https://dzen.ru/a/ZuQ33vmSEwMf4VOF

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account