От американских военных экспертов потребовались специальные усилия во время «холодной войны», чтобы понять причины советского военного превосходства на море.
Английский корабль «Портланд» и российский «Адмирал Чабаненко» в порту американской военно-морской базы Норфолка 15 июня 2007 года. На смену противостоянию пришло сотрудничество — и это тоже можно считать одним из итогов «холодной войны». Фото: US Navy / Mass Communication Specialist 3rd Class Kenneth R. Hendrix
В этом году Международный военно-морской салон начался с презентации экспортного варианта корвета, известного российским морякам под именем «Стерегущий»…
При небольшом водоизмещении — всего около 2 тыс. тонн — корвет несет мощное вооружение, в том числе противокорабельные ракеты «Яхонт», зенитно-ракетный комплекс «Клинок», универсальную артиллерийскую установку калибра 100 мм, малокалиберную зенитную артиллерию, торпеды и глубинные бомбы. Более того, конструкторам впервые удалось разместить на корабле третьего ранга ангар и вертолетную площадку. И все это — на палубе длиной 105 м и шириной 13 м.
(«НВО», 06.07.2007)
«Советы превосходят нас в кораблестроении…»
В конце 1960-х — начале 1970-х годов противостояние СССР и США в «холодной войне» в океане достигло небывалой прежде остроты. Все чаще и чаще корабли военных флотов двух супердержав оказывались буквально борт к борту в многочисленных «горячих точках». И все чаще среди офицеров ВМФ США возникали тревожные вопросы: «Почему советские надводные корабли, будучи меньше в размерах, тем не менее оказываются более быстроходными и лучше вооруженными, чем корабли США? Почему они обладают лучшей мореходностью? Означает ли это, что Советы превосходят нас в кораблестроении? Почему мы не можем построить такие же корабли?». Эта обеспокоенность стала первопричиной целой серии интереснейших исследований, проведенных за рубежом в 1970–1980-е годы.
Для начала было необходимо выяснить, а что же именно означает «быть лучше». Сотрудник инженерного центра ВМФ США Джеймс Кихоу (James W. Kehoe Jr.), исходя из убеждения, что «боевая эффективность военного корабля определяется как возможностями его оборудования и вооружения обнаружить и уничтожить противника, так и способностью корабля … доставить оборудование, вооружение и обслуживающий их экипаж к месту боевых действий», сосредоточился на сравнении «эффективности кораблей в качестве боевых платформ для систем вооружения».
Аналогичный подход использовал в своем исследовании и консультант того же центра Герберт Мейер (Herbert A. Meier), полагавший, что «ключ к пониманию особенностей национальной школы корабельного дизайна… лежит в анализе сравнительного распределения не только масс различных видов нагрузки, но и их объемов в пределах корабля…». Главная идея Герберта Мейера заключалась в том, что «проектирование любого военного корабля есть, в первую очередь, проблема компоновки различного рода полезной нагрузки».
Тогда эта идея и использовалась при обширных сопоставлениях боевых кораблей ВМФ СССР и США.
В своей статье 1977 года Джеймс Кихоу показывает, сколь велико превосходство по вооруженности российского противолодочного корабля «Николаев» в сравнении с американским крейсером «Виргиния». Но уже в начале 1980-х очевидный разрыв сократился, и на борту «Виргинии» появилось дополнительное вооружение (на рисунке показано красным). Иллюстрация: Kehoe J. W. Warship Design: Ours and Theirs / The Soviet Naval Influence: Domestic and Foreign Dimensions. 1977. Р. 376
Один из самых интересных результатов американские специалисты получили, исследовав тенденции изменения уровня боевой нагрузки советских и американских кораблей на протяжении всего периода 1945–1975 годов. При этом под термином «боевая нагрузка» (payload) понималась совокупность снаряжения корабля, необходимого для выполнения им своего боевого предназначения: вооружение, боеприпасы, корабельная авиация, системы обнаружения, управления оружием и связи.
Проведенный сравнительный анализ уровня вооруженности кораблей флотов СССР и США в весовых измерениях — процентная доля от общего водоизмещения и количество артиллерийских, ракетных, торпедных установок и летательных аппаратов на 1000 т водоизмещения, выявил почти трехкратное превосходство советских фрегатов и двукратное — эсминцев и крейсеров.
На практике это означало, что советские корабли, будучи меньшими по водоизмещению и размерам, превосходили американские аналоги по вооруженности в два-три раза. С точки зрения зарубежных специалистов, они отличались явной перевооруженностью, будучи буквально «напичканы оружием». Это превосходство американские исследователи объясняли рядом «ключевых различий в практике проектирования». Советские конструкторы уделяли гораздо меньше внимания проблеме пополнения припасов на ходу в море, что позволяло им размещать вооружение по обоим бортам корабля и полностью занимать носовую и кормовую часть верхней палубы. Учитывая трудность перезарядки систем противокорабельного и противолодочного ракетного оружия и торпедных аппаратов, советские кораблестроители применяли установки с большим числом направляющих без возможности их перезарядки из магазинов, размещенных под верхней палубой корабля.
Проекция силы в окружающее пространство
Высокая насыщенность советских кораблей вооружением и особенности его размещения дали основания зарубежным специалистам для вывода о том, что «советская конструкторская философия была нацелена на создание кораблей для упреждающего удара в скоротечном и напряженном конфликте». Этот «советский подход» к вооружению имел и обратную сторону — корабли не могли вести длительный бой. Но неожиданным его преимуществом стало большее соответствие задачам «демонстрации силы в целях поддержки внешней политики государства». Размещение большого количества вооружения на верхней палубе «делало советские военные корабли более грозными, независимо от их реальной боевой эффективности». В условиях множившихся локальных конфликтов и необходимости постоянной «демонстрации силы» в странах «третьего мира» это качество оказывалось едва ли не самым важным.
Залп из всех девяти орудий главного калибра американского линкора «Нью-Джерси» (его называли «черным драконом»). «Нью-Джерси» был спущен на воду в 1942 году, в годы Второй мировой войны. В 1969-м его сняли с вооружения и отправили в запас. Однако в начале 1980-х его снова вернули в строй, установив дополнительное вооружение на палубе. Фото: US Navy
«В случае возникновения значительного конфликта в третьем мире американские политики, как правило, в качестве первого средства использовали военно-морскую группировку, обычно включавшую по крайне мере один авианосец. Типичной реакцией Кремля на эти действия, — отмечал в своем исследовании сотрудник Брукингского института (Brookings Institution) Стивен Каплан (Stephen S. Kaplan), — было появление противостоящего американцам соединения советских военно-морских сил с целью нейтрализации политического эффекта присутствия в этом районе кораблей ВМФ США».
Американский исследователь подчеркивал:
«Советское руководство было уверено, что появление надводных кораблей способно оказать огромное воздействие на иностранных лидеров».
В поисках ответа на вопрос «Почему внешний облик советских кораблей производит впечатление большей военной мощи, чем облик американских?» уже упоминавшийся Герберт Мейер совместно с офицером флота США Джоном Роучем (John Ch. Roach) предприняли попытку анализа архитектурного дизайна советских и американских боевых кораблей. Обосновывая свой подход к решению проблемы и использованную методику, авторы отмечали:
«В истории морских народов существует давняя традиция, касающаяся эстетики дизайна военных кораблей. Помимо своей основной роли ведения войны, боевые корабли служили политическим инструментом эффективной проекции морской мощи, престижа и влияния нации…».
В качестве основного метода авторы использовали сопоставительный анализ базовых визуальных элементов, к которым они относили: «линии силы» силуэта корабля, контур корабля, линии фронтальной проекции надстроек и выступа борта, размер горизонтального интервала между линиями палуб и надстроек.
Согласно предлагаемой методике, «линии силы» объединяют визуальную композицию объекта, проецируя его силу в окружающее пространство. Такие линии корабля, как кривизна борта, продольная погибь корпуса являются самым подлинным выражением его характера.
При этом вертикальные линии создают впечатление относительной статичности, в то время как линии наклона задают ощущение динамичности и целеустремленности. Линии наклона от визуального центра в сторону носа и кормы отражают степень выдвижения надстроек вперед-вверх, создающей впечатление устремленности и готовности к активному действию. Большие горизонтальные интервалы между линиями палуб и надстроек при определенной длине корабля формируют ощущение раздутости и приземистости, малые же интервалы, напротив — эффект сглаженности, стремительности. Впечатление динамичности корабельной архитектуры также задается наклоном линий фронтальной проекции надстроек в противоположность статике перпендикулярных линий. Наклон надводного борта и форштевня корабля подчеркивает мощь линий силы.
Силуэт корабля представляет собой непрерывную линию, включающую все корабельные устройства, видимые под разными углами. Мачты, радарные установки, системы вооружения привлекают внимание и придают силуэту ощетинившийся, угрожающий вид. В своей комбинации «линии силы» и силуэт корабля определяют, насколько грозно выглядит сам корабль.
Таким образом, американские исследователи проанализировали внешний вид новых кораблей флота США и сравнили их с кораблями новейших типов советского флота. И это сравнение оказалось не в пользу первых:
«Современные боевые корабли американского флота выглядят громоздкими, неустойчивыми, плоскобокими, статичными и недовооруженными и, в целом, кажутся менее устрашающими, чем должны казаться. При сравнении с кораблями других флотов, такими как новые корабли советского флота, видимый контраст разителен, советские корабли кажутся более зловещими и угрожающими».
Так, вошедший в состав американского флота в середине 1970-х годов ракетный крейсер «Калифорния» (CGN-36), по мнению авторов, отличался преобладанием вертикальных линий крупногабаритных надстроек, что придавало крейсеру исключительно «массивный, статичный внешний вид, исключающий динамику и подвижность». В то же время близкий по классу и времени вступления в строй советский большой противолодочный корабль (БПК) «Николаев» (проект 1134Б) производил впечатление «бойца, приготовившегося к схватке». Надстройки и корпус крейсера «демонстрировали согласованные и целенаправленные линии силы».
Герберт Мейер и Джон Роуч пришли к заключению, что
«внешний вид советских военных кораблей являл собой сознательную попытку обеспечить максимальный пропагандистский эффект использования флота благодаря применению художественного дизайнерского стиля».
Это приобретало особое значение исходя из убежденности авторов в том, что
«военный корабль есть инструмент политики, главным оружием которой является эффективное убеждение. Эстетическое совершенство усиливает убедительность военного корабля, усиливая доверие к национальной политике».
Секрет успеха
Общим итогом масштабных сравнительных исследований стало выявление ряда факторов, обусловивших преимущества советских кораблей, которые так обеспокоили флот США. Источник преимуществ советских кораблей скрывался, по их мнению, в приоритетах при проектирования кораблей. Советские конструкторы сознательно сделали ставку на мощное вооружение и высокую скорость, сознательно жертвуя условиями, в которых были вынуждены жить и выполнять боевые задачи члены экипажа, и дальностью плавания.
Выбор дизайнерских приоритетов и их иерархия — своего рода визитная карточка национальной конструкторской школы. Именно они определяют специфическое видение оптимальных способов решения тех или иных задач. На это обращал внимание, подводя итоги проведенного исследования, Джеймс Кихоу:
«Будучи компетентными дизайнерами и кораблестроителями, советские инженеры строили большое число относительно небольших, быстроходных кораблей, имеющих впечатляющее вооружение, чтобы обеспечить выполнение их главного предназначения — воспрепятствовать использованию моря противником… Эта миссия определила неизбежный акцент в проектировании на мощном вооружении, способности нанесения первого удара по противнику в воздухе, на воде и под водой, высокой скорости и мореходности…».
Вслед за Кихоу и другие американские исследователи пришли к заключению, что для советской модели проектирования было характерно стремление к обеспечению таких характеристик как скорость, большая ударная сила, боевая эффективность, акцент на ударных возможностях. Выбор данной модели позволил осуществить строительство большого числа относительно простых и недорогих кораблей, спроектированных с большим искусством, построенных на соответствующем уровне, удобных в эксплуатации. Американские проектировщики делали ставку на дорогостоящие качественные характеристики: экономию силы, сохранение жизни, высокую боевую эффективность, передовые технологии. В результате, при больших затратах в США было построено меньше кораблей, чем в СССР. При этом американские корабли, хотя и превосходили советские аналоги по качественным характеристикам, но оставались дорогими, сложными в эксплуатации и техническом обслуживании.
Макет многоцелевого американского корабля, относящегося к классу «Зумвельт» (Zumwalt), корабля будущего. Фото: US Navy / Northrop Grumman
Но особенно тревожным был такой вывод:
«Вследствие трудностей в использовании и обслуживании новейших в техническом отношении корабельных систем флот США часто был не в состоянии реализовать весь потенциал, заложенный в проектах кораблей и систем их вооружения. Корабельные системы Советов, напротив, часто были не так совершенны, как американские, но гораздо проще в использовании и обслуживании, и гораздо полнее использовали заложенный потенциал. В итоге, в ряде областей советские корабли обладали превосходством над американскими, и США были не способны компенсировать количественное отставание качественным превосходством…».
В своей статье 1977 года
Совершенно дурацкое сопоставление разноклассовых кораблей по принципу "чего на картинке больше". "Вирджиния" — крейсер ПВО с дальнобойными ЗРК, способными обстреливать самолеты и крылатые ракеты за 70-100 км, но слабым противолодочным вооружением. "Николаев" — БПК, с мощным противолодочным вооружением но рудиментарным зенитным (только самооборона).
Сравнивать их — это все равно что сравнивать телефон с магнитофоном. Оба электроприборы, но функции у них как-то не пересекаются.
«Почему советские надводные
Потому что СССР ляпал ошибку за ошибкой, с одной стороны не понимая. что в эпоху авиации и ПКР превосходство кораблей в скорости не значит почти ничего, с другой — пытаясь впихнуть невпихуемое в максимально ограниченный объем.
При внимательном же рассмотрении выяснялось, что СССР попросту пихал больше вооружения самообороны. Советские ЗРК значительно уступали американским по большинству параметров аж до 1970-ых-1980-ых.
В общем, статья написана человеком, явно поверхностно разбирающемся в вопросе и считающем, что надерганные из контекста цитаты профессионалов усыпят внимание читателей.
На сколько понимаю, стать
На сколько понимаю, стать написана на основе опубликованного матриала авторов указанных в самом начале. Может стоило привести ссылку на это материал?
В 60-70-е года, в кораблестроении СССР был лидером и новатором. Были созданы и построенны очень удачные проекты. Однако, при создании самого флота, было совершенно несколько системных ошибок (по большей части вынужденных).
Первое, непропорциональное развитие сил флота.
Второе, постоянная оглядка не веротного противника. Что шло в ущер обеспечению выполнения собственнх задач.
Третье, после создания ракетного флота, был упущен момент в развитии авианосного флота.
Ещё много чего, но это главное в создании боевых кораблей.
тем не менее, на мой личный
тем не менее, на мой личный вкус, корабли СССР действительно красивее примерно-однотипных американских (скажем крейсер проекта 1164 против Тикондерога, эсминец проекта 956 и БПК против Арли Бёрк, и так далее) Даже Кузя красивее типа Нимиц!
ударные средства (бомбометы, пушки, ракеты, торпеды) у советских кораблей были не хуже, иногда даже чуть лучше.
верно и то, что американские конкуренты намного совершеннее технически, универсальнее, дают лучшие условия обитаемости (комфорт), ломаются реже, долговечнее.
однако. на примере подводных лодок, сообщу любопытную деталь — знакомый подводник говорил мне: "у нас лодки намного более шумные, но мы тут моделировали комплексную атаку конвоя — там стоит такой грохот, что вся эта шумность в момент атаки не важна".
«на примере подводных лодок,
"на примере подводных лодок, сообщу любопытную деталь — знакомый подводник говорил мне: "у нас лодки намного более шумные, но мы тут моделировали комплексную атаку конвоя — там стоит такой грохот, что вся эта шумность в момент атаки не важна"."
С их шумностью никакой атаки бы не случилось. Пл просто бы не успели подойти к конвою.
КосмонавтДмитрий
[quote=КосмонавтДмитрий]
верно и то, что американские конкуренты намного совершеннее технически, универсальнее, дают лучшие условия обитаемости (комфорт), ломаются реже, долговечнее.
[/quote]
На мой взгляд, спорное утверждение.
тем не менее, на мой личный
Ну, как вы говорите — красота, понятие субъективное. Мне как раз очень нравятся тяжелые надстройки и массивные мачты.
Советские корабли
Советские корабли действительно были более красивыми чем американские, но на их боевх качествах это не отражалось ни в лучшую, не в худшую строну.
Отсутствие ударного вооружения на кораблях США было вызвано их эскортными функциями, ведь главную ударную силу американского флота представляла палубная авиация. В то же время американские корабли имели более мощную артиллерию и в ближнем бою явно превосходили советские.
Самым неудачным проектом СССР был СКР проекта 1135, не имевший вертолета, но в то же время вооруженный ПЛРК с дальностью 55 км., в то время как подводная лодка, могла быть им обнаружена с дистанции не больше 18 км, в самых благоприятных условиях. В американских и европейских военно-морских журналах 70-х гг не раз публиковались недоуменные статьи по поводу Криваков.
Aley пишет:
Самым неудачным
[quote=Aley]
Самым неудачным проектом СССР был СКР проекта 1135, не имевший вертолета, … В американских и европейских военно-морских журналах 70-х гг не раз публиковались недоуменные статьи по поводу Криваков.
[/quote]
Странное мнение. 1135 один из удачных проектов. Если честно, то не припоминаю статей с нелестными отзывами об этом проекте.
Самым неудачным проектом СССР
Позвольте не согласится. Во-первых, дальность обнаружения при благоприятных гидрологических условиях 20 км. Во-вторых, на базе 1135 создали "Нереев", а там уже вертолет штатно стоял. Да и в процессе модернизации базового проекта предусматривалось установка ПКР вместо РБУ. В третьих, проектировался корабль в 60-х годах, а на тот момент ПЛРК считались более перспективными, чем вертолет (замечу, что американские экскортные корабли несли вертолеты ПЛО "Си-спрайт", на тот момент имевшие ограниченные возможности ПЛО — не было на них погружаемых ГАС; у французов вертолеты ПЛО на тот момент "Алуэтт-3", та-же беда).
А вот эсплуатационные характеристики были весьма хороши — и мореходность, и надежность.
А вот эсплуатационные
Здесь согласен, по мореходности наши корабли превосходили америкаеские, но в остальном:
Пусть 20. Но с 55км дальности ПЛУР. Зачем? В итоге корабль таскал на себе лишний, совершенно бесполезный груз. Для оправдания совершонной глупости разрабатывалась совершенно нетривиальная тактика пар СКРов: Один обнаруживает ПЛ, а другой издали по ней стреляет. Это не маразм?
1135П или 11351 строились по заказу пограничников. Те, как не странно, имели лучшее представление о нужном типе СКРа.
Разумеется — это АСРОК с его дальностью не превосходящей радиус обнаружения ПЛ.
Но с 55км дальности ПЛУР. Но с 55км дальности ПЛУР. Зачем? Вот чего пишут про так охаиваемую Вами "Метель": "Стрельба УРПК-3 и УРПК-4 осуществлялась по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля и внешних источников целеуказания (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи) на дальностях от 6 до 50 км. С помощью корабельной системы управления решались стрельбовые задачи, осуществлялась предстартовая подготовка, производился старт ракет, управление ракетой в полете и корректура траектории в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель." — т.е. предполагалось использование кораблей-носителей в составе соединения, либо при работе в связке с собственными гидроакустическими стационарными полями (не такие монстры, как СОСУС; но подходы к своим ВМБ прикрывали; а на Черном и Балтийском морях скорее всего и подходящте фарватеры). Замечу, я не зря упоминал про тогдашние вертолеты ПЛО, базировавшиеся на экскортных кораблях (Си-Спрай, Алуэтт-3) — без собственной ГАС они тоже должны были применять свое штатное противолодочное вооружение по внешнему целеуказанию. Радиус действия больше, реакция похуже, чем у ПЛРК. Рискну предположить такую версию: на момент принятия комплексов УРПК-3 и УРПК-4 на вооружение основной проблемой считались американские АПЛ с БР "Поларис-Посейдон". Основная тусовка оных АПЛ была в Средиземном море. При использовании спец БЧ вероятность поражения была приемлимой. 1135П или 11351 строились по заказу пограничников. Те, как не странно,… Подробнее »
Коллега, охаивают не Коллега, охаивают не "Метель", а отсутствие нормального целеуказания для нее у пр.1135 (или у группы однотипных пр. 1135). На пр.1134А/Б с Ка-25 она была очень даже к месту. АСРОК с его 10 км дальности (меньше дальности хода пущенной с ПЛ торпеды) — чушь и оружие самообороны. Янки сами отзывались о нем не очень лестно. Получился он в общем случайно: сделали аналог РПК-1 "Вихрь", чтобы кидать глубинные нюки, а потом уже прикрутили к нему торпеду. По большому счету, они никогда на него всерьез не рассчитывали. Вот "Малафон" и "Икара" (по моим данным, у нее тоже 19 км=10 миль дальность полета) — хорошие, годные ПЛРК, которым ЭМ/ФР с БУГАС могли уверенно выдавать ЦУ. Другое дело, что в размерения ЭМ/ФР того времени (4-5 тыс тонн) удавалось вместить либо ПЛРК, либо вертолет. Западники в общем обоснованно считали, что вертолет лучше. Даже без опускаемой ГАС. Поэтому ПЛРК не получили у них широкого распространения. (Потому-то и вызывает недоумение пр.1135, в котором все наоборот). К 80-м "Малафон" и "Икара" устарели. В первую очередь — применявшиеся в них торпеды. На смену им делали франко-итальянский MILAS. С дальностью 55 км — но тут уже рассчитывали на получение ЦУ с вертолетов, так как размеры ЭМ подросли, вертолеты прочно на них прописались, да и ПЛУР на базе "Отомата" получалась… Подробнее »
Вот «Малафон» и «Икара» (по
Да? У меня тоже данные о большей дальности, впрочем довольно старые, так что могут быть просто рекламным трюком.
Тем не менее устанавливался на все многоцелевые корабли США. Да и от торпеды выпущеной с 10 км можно увернуться, а вот от ракетоторпеды вряд ли.
Нокс имел и то и другое. Опять же вспоминается пр. 11351, где вертолет прописался без проблем. Тут скорее дело в нашем ракетном лобби, да и вообще в примате промышленности над нуждами армии и флота.
У меня тоже данные о большей У меня тоже данные о большей дальности, впрочем довольно старые, так что могут быть просто рекламным трюком. А может быть, это я что-то путаю. А может, они дальность хода торпеды приписали =). Нокс имел и то и другое. Нокс был удачным кораблем, но он не имел ЗРК. Палубная установка на 8 "Си Спарроу" — это не ЗРК, а фиговый листок. Вот "Брук" — другое дело, он был шикарен. Но очень дорогой и перенасыщенный вооружением. Я-то имел ввиду европейцев. У них-то были полноценные ПЛРК (не АСРОК) и, главное, ПКР. Вот все вместе — ПКР, ЗРК, вертолет и ПЛРК — уже не влезало. Пришлось отказываться от наименее ценного. (У янки тоже не влезло — Ноксы и Бруки не получили "Гарпунов"). Опять же вспоминается пр. 11351, где вертолет прописался без проблем. Без "Метели" же! Тем не менее устанавливался на все многоцелевые корабли США. Да и от торпеды выпущеной с 10 км можно увернуться, а вот от ракетоторпеды вряд ли. Так-то оно так, но смысл ПЛРК на эскортнике — уничтожить ПЛ до того, как она выйдет в торпедную атаку. АСРОК этого не умеет. Если же речь идет о слежении за "бомбовозом" — тот просто не подпустит к себе на 10… Подробнее »
Вот чего пишут про так Вот чего пишут про так охаиваемую Вами "Метель": Коллега, я не охаиваю Метель. я говорю, что в ней не было необходимости для 1135. На БПК 1134А и 1134Б она была вполне к месту. Наличие вертолета для высадки досмотровых партий для погранцов имело более важное значение. Для ВМФ имело значение не одиночный корабль, а корабельное соединение (к началу 70-х даже наши адмиралы в общем, и командующий флотом Сергей Георгиевич Горшков в частности это уже пониимали). См. цитату выше. "Однако расположение оружия и вооружения нельзя признать удачным.//В носовой части размещается 1х4 ПЛУР "Метель", а в кормовой оконечности размещены обе артиллерийские установки. ЗРК размещены более удачно — по одному комплексу в носу и в корме.//Во время ремонтов на крышах буксируемых ГАС устанавливались площадки для приема грузов с вертолета и его посадки в крайнем случае. Кораблю явно не хватало вертолетного вооружения.//Хорошие мореходные качества этих кораблей обратили на них внимание пограничников, когда те стали выбирать корабль для контроля экономической зоны на Тихом океане в начале 70-х годов.//Повторялась история с 61М и 61МЭ, когда экспортный вариант (61МЭ) был лучше чем базовый и показал возможность создания, при желании, многоцелевого корабля в ограниченном водоизмещении.//Однако отсутствие авиационного вооружения и слабое артиллерийское вооружение (пр.1135) снижало… Подробнее »
Aley пишет: «Однако [quote=Aley] "Однако расположение оружия и вооружения нельзя признать удачным.//В носовой части размещается 1х4 ПЛУР "Метель", а в кормовой оконечности размещены обе артиллерийские установки. ЗРК размещены более удачно — по одному комплексу в носу и в корме.//Во время ремонтов на крышах буксируемых ГАС устанавливались площадки для приема грузов с вертолета и его посадки в крайнем случае. Кораблю явно не хватало вертолетного вооружения.//Хорошие мореходные качества этих кораблей обратили на них внимание пограничников, когда те стали выбирать корабль для контроля экономической зоны на Тихом океане в начале 70-х годов.//Повторялась история с 61М и 61МЭ, когда экспортный вариант (61МЭ) был лучше чем базовый и показал возможность создания, при желании, многоцелевого корабля в ограниченном водоизмещении.//Однако отсутствие авиационного вооружения и слабое артиллерийское вооружение (пр.1135) снижало боевые возможности наших кораблей. Проведенная в 70-х годах модернизация и довооружение многих фрегатов США и Великобритании новыми ЗРК типа "Си Спарроу", ПКР "Гарпун" и "Экхосет", многоцелевыми вертолетами; привела к быстрому моральному устареванию отечественных СКР пр. 1135. Наконец строительство в США крупной серии (планировалась серия в 86 единиц) многоцелевых фрегатов типа "О.Х.Перри" привело к еще большему качественному отставанию отечественных СКР". В. П. Никольский, В. И. Кузин "Военно-морской флот СССР. 1945-1991". [/quote] Авторы прикольные дяденьки. В особенности… Подробнее »
Это они еще в начальной
Это они еще в начальной стадии болезни. Дальше у Кузина пошел вообще мрак и тихий ужас. =)
Насколько я понял, когда
Насколько я понял, когда делали "Метель", рассчитывали одновременно получить новое поколение ГАС с большой дальностью. "Не шмагли". По большому счету, к таким дальностям (свыше 50 км) подбираются только теперь, полвека спустя.
Американцы испытали
Американцы испытали дальнобойный ПЛУР еще в начале 1950-ых и от этой идеи отказались. Именно потому, что не знали как наводить.
Вообще да, американские Вообще да, американские корабли выглядят недовооруженными. Только вот модернизационные возможности больше — пример "Спьюриенсов" это наглядно показывает. С другой стороны советский подход тоже имеет право на существование: при условии отслеживания друг-друга на дистанции "пистолетного выстрела" и скоростные характеристики, и относительно большее количество систем вооружения. [quote=Fonzeppelin] "Вирджиния" — крейсер ПВО с дальнобойными ЗРК, способными обстреливать самолеты и крылатые ракеты за 70-100 км, но слабым противолодочным вооружением. "Николаев" — БПК, с мощным противолодочным вооружением но рудиментарным зенитным (только самооборона). [/quote] Кстати, БПК типа "Николаев" американцы классифицировали как крейсера, ЕМНИП. Тут есть некоторая путаница в терминологии. В 60-х годах был такой класс кораблей, как "ракетный фрегат"или "ракетный лидер" (Destroyer leader guided), типичный представитель — американский "Леги". В дальнейшем их переклассифицировали в крейсера УРО. Ради интереса можете сравнить ТТХ, весьма близки, кстати. Ну и ЗРК "Шторм" обозвать средством самообороны — черезчур смелое допущение, там характеристики на уровне SM-1ER (приняты на вооружения, кстати, почти одновременно) c ЗУР RIM-67А (дальность пуска 55 км. против 64 км., стартовый вес 1800 кг. против 1350 кг. Зато БЧ 120 кг. против 60, плюс возможность поражения надводных целей. А для самообороны на БПК проектов 1134А и 1134Б был ЗРК Оса-М — американские корабли такого сочетания ПВО на тот… Подробнее »
Тут есть некоторая путаница
О сравнительной классификации советских и штатовских кораблей я написал целый пост:
http://alternathistory.org.ua/bpk-protiv-fregatov-ili-prichudy-klassifikatorov
Впрочем все наши БПК 1134-х проектов американцы классифицировали как крейсера, а не фрегаты УРО, поскольку делали вид что считают Метель не пртиволодочным, а противокорабельным ракетным комплексом.
Тут дело скорее не вмодернизационных возможностях, а в принятой в США линии на создание "скромных", но малогабаритных ракет. Наши же монстры требовали коренной перестройки корпуса и надстроек для своего размещения.
Согласен, ошибся.
Согласен, ошибся.
До кучи:
Коллега, на
До кучи:
Коллега, на "Вирджиниях" никогда не было "Стандарта-ER", потому что в Mk.26 он тупо не лезет. Это стало главной причиной их раннего списания. Дальность "Стандарта-MR" вам известна (до 1983 — 40 км, после 1983 — 60 км).
Вообще, "Вирджиния" — большой, удобный, но явно недовооруженный корабль. Интереснее было бы сравнить "Беркута" с "Леги"/"Белкнапом" (на них-то SM-2ER поставили. Правда, к концу 80-х)
+ !
и мне больше по душе
+ !
и мне больше по душе советская кораблестроительная школа, как надводные корабли, там и подводные лодки были более фотогеничными, чем американские, особенно 671-го проекта. Американские слишком уж функциональный наружный дизайн имели.