Нам иностранцы не указ! Альтернативное развитие советских БТТ. Колёсно-гусеничный ход для Машины Смерти

23

1935-й год охарактеризовался для советских БТТ повальным увлечением колесно-гусеничной темой. В руководстве РККА бредили колесным ходом для танков и требовали перевода на комбинированный (сейчас бы сказали – гибридный) ход вплоть до артиллерийских тягачей. Не минуло это увлечение и малого танка сопровождения (пехотного танка) МС-3. Как мы помним, для этого пришлось «сочинить» новый мотор – рядную шестерку, рабочим объемом в 10,3 литра и мощностью на валу в 150 л/с.

Нам иностранцы не указ! Альтернативное развитие советских БТТ. Колёсно-гусеничный ход для Машины Смерти

Мотор, по уже сложившейся традиции, установили в корпусе поперек. Длинный мотор встал враспор между стенками корпуса, пришлось главный фрикцион переносить и ставить на валу КПП. Кстати, о КПП. Ее разработали заново, на основе коробки передач автомобиля Л-1 (в девичестве — Бьюика, который,  в последствии стал ЗИС-ом 101). Главным преимуществом новой коробки стали синхронизаторы на 2, 3, и 4-ой передачах. Обосновали конструкторы такое решение необходимостью  быстро переключать передачи на высокой скорости. Старая коробка требовала умелых действий опытного мехвода с двойным жимом педали ГФ-а, из-за чего танки при переключении передач часто теряли скорость, а то и вовсе глохли. Новая коробка позволяла переключаться на ходу, без всяких ухищрений, что впоследствии очень положительно сказалось на подвижности танка. Проектируя механизмы поворота, обратили внимание, что сделанные по Кристевским чертежам бортовые фрикционы и тормоза харьковского среднего танка Т-24М (БТ-3) меньше, легче, проще и надежнее агрегатов, доставшихся МС-3 от Виккерса 6тн. Поэтому, было принято решение унифицировать эти агрегаты у МС-4 и БТ-3. Новая КПП с механизмами поворота, несмотря на увеличение крутящего момента практически вдвое, стала гораздо компактнее.

Нам иностранцы не указ! Альтернативное развитие советских БТТ. Колёсно-гусеничный ход для Машины Смерти

Охлаждение двигателя осталось без больших перемен: большой маслорадиатор и центробежный вентилятор обеспечивали работу мотора даже в самых тяжелых условиях. Воздух забирался через большой «грибок» в центре крыши МТО и выбрасывался через выхлопное отверстие у правого борта. Важным отличием от прежних моторов было то, что карбюраторы обдувались теплым воздухом, прошедшим через маслорадиатор и цилиндры мотора. Это обеспечивало стабильную работу мотора при низких температурах воздуха. Воздушные фильтры карбюраторов разместили по углам боевого отделения, рядом с перегородкой МТО. Так в мотор попадало меньше пыли, а кроме того, обеспечивалась дополнительная вентиляция БО.

Бензобак расположили в задней части МТО, закрепив на откидной задней стенке. Откинув назад заднюю стенку МТО вместе с бензобаком, обеспечивался доступ к КПП.

Большой проблемой стал колесный ход. Делать сложный и тяжелый комбинированный привод по Кристевскому образцу, питерцы не захотели. Слишком сложный и тяжелый комбинированный привод сжирал большую часть прироста мощности мотора. Было решено объединить ведущий каток и ленивец в единый опорно-ведущий каток. Привод на этот каток сделали качающимися бортовыми редукторами, наподобие Кристевских гитар. Отсутствие ленивца ухудшило проходимость задним ходом, но это посчитали несущественным. Катки использовали аналогичные Т-24К (БТ-3), но облегченные.

Еще конструкторы, очень не желали переходить с цевочного зацепления гусениц на гребневое. Поэтому, опорно-ведущий каток получил особую конструкцию. Внешний обрезиненный обод был очень жесткий и тонкий, его основное предназначение – обеспечивать сцепление с грунтом. Основная амортизация была сделана на ступице. Так, в последствии, делали катки с внутренней амортизацией для Т-34.

ms-4.6.jpg

Нам иностранцы не указ! Альтернативное развитие советских БТТ. Колёсно-гусеничный ход для Машины Смерти

К ободку катка крепились шпильками два зубчатых венца. Для перехода на колесный ход венцы приходилось демонтировать, из-за чего внутренний венец был из двух половинок.

Пружины подвески, разместили снаружи бронекорпуса, прикрыв с боков 7мм бронеэкраном.

В итоге, бронекорпус МС-4 стал уже, чем у МС-3. Также пересмотрели место мехвода, сделали его ниже на 5 см, соответственно снизили бронекорпус. Перископические смотровые приборы мехвода перенесли с лобовой брони на крышу. Смотровую щель, перекрытую триплексом оставили. Слева от мехвода сделали эвакуационный нижний люк. Решено было иначе разместить боекомплект, снарядную укладку убрали из под полика башни. Уж очень сложно получалось их доставать оттуда.  Чтобы место не пустовало, опустили в полик к самому днищу и понизили башню. В итоге, танк стал ниже, уже и длинее МС-3, что хорошо сказалось на ходовых качествах и проходимости, но слегка ухудшило поворачиваемость.

Нам иностранцы не указ! Альтернативное развитие советских БТТ. Колёсно-гусеничный ход для Машины Смерти

Основным вооружением танка осталась 45мм пушка 20К. В качестве вспомогательного предлагался спаренный с пушкой пулемет ДТ. Однако, танкисты подняли бучу, заявив, что менять диски у пулемета приходится слишком часто, и им нужен пулемет с ленточным питанием. Еще проблемой был назван перегрев ствола. В итоге, в качестве спаренного пулемета, танк МС-4 получил ДТ-32 с ленточным питанием и охлаждением ствола эжекторным кожухом, по типу Льюисовского. Кожух просасывая охлаждающий воздух вдоль стола, еще и удалял из башни пороховые газы. Да, пулемет требовал дефицитную металлическую ленту, но все-таки потребность в лентах для танков посчитали не слишком большой, тем более, что использованную ленту танкисты не теряли. Кроме всего, стреляные гильзы удалялись через отверстие в  лобовой бронировке башни.

Нам иностранцы не указ! Альтернативное развитие советских БТТ. Колёсно-гусеничный ход для Машины Смерти

Ленточное питание ДТ-32 освободило от необходимости постоянно менять магазины и обеспечило командиру больше свободного времени для главной задачи.

Нам иностранцы не указ! Альтернативное развитие советских БТТ. Колёсно-гусеничный ход для Машины Смерти

Новый танк весил 10,5 тонн, разгонялся на гусеницах до 40 км/ч, на колесах – до 50-ти. Бронирование – 15 мм по кругу.

Такие ТТХ на 1936-й год посчитали очень достойными, и танк запустили в серийное производство. Как стало уже традицией, танк собирался из двух половинок: МТО и БО. Это упрощало и ускоряло сборку и капитальный ремонт танков.

 

 

 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

41 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account