NACA SST — самый первый концепт сверхзвукового авиалайнера родом из 1947 года
Небольшая, но интересная статья с канала «Основной аэродром» яндекс-дзена.
Содержание:
Проектов сверхзвуковых пассажирских самолётов было больше 20. Разной степени законченности — от эскизов до полномасштабных моделей. В комментариях просили продолжить рассказывать о них, поэтому сегодня поговорим о самом первом концепте сверхзвукового авиалайнера родом из 1947 года (ещё до появления реактивной гражданской авиации!)
NACA
Пару слов хочу сказать о NACA и почему именно его инженеры стали авторами этого проекта. К 1947 году NACA (англ. National Advisory Committee for Aeronautics, рус. Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию) располагал несколькими исследовательскими лабораториями, в которых изучались перспективные направления развития авиации и авиационной техники. В том числе и сверхзвуковых полётов. На практике это вылилось в создание экспериментального самолёта с ракетным двигателем Bell X-1. Совершив первый полёт в 1946 году, уже через год X-1 преодолеет скорость звука. Неудивительно, что с таким «багажом» именно инженеры NACA стали авторами первого концепта сверхзвукового пассажирского самолёта.
Специально для Life
В начале 1947 года редакция журнала Life, вероятно, предчувствовала, что вслед за экспериментальным самолётом появятся проекты боевых, а затем и гражданских самолётов со скоростью выше, скорости звука. Поэтому обратилась к инженерам NACA с просьбой изобразить и описать концепт сверхзвукового авиалайнера. В результате на бумаге оформился эскизный проект SST (supersonic transport).
Команда аэродинамиков NACA представила сигарообразный, узкофюзеляжный самолёт со стреловидным крылом (стреловидность 60°). Особого внимания заслуживает силовая установка этого авиалайнера:
- 3 × турбореактивных двигателя (для взлёта)
- 2 × одноразовых ракетных ускорителя (для преодоления звукового барьера);
- 4 × прямоточных воздушно-реактивных двигателя (для крейсерского режима полёта).
Очевидно, что такое число двигателей было очень прожорливым. Около половины объёма фюзеляжа занимали топливные баки суммарной вместимостью под 50 тонн. Это снижало полезную нагрузку NACA SST. На борту могло разместиться всего 10 человек. Предполагалось, что скорость авиалайнера будет превышать 1000 миль/ч (~1609,34 км/ч). Расчётная дальность полёта — до 1500 миль (2414 км).
Цена эксплуатации обусловила позиционирование этого самолёта. В публикации в журнале Life указывалось, что пассажир NACA SST — это человек, который захочет слетать из Нью-Йорка в Гавану выпить виски. Всего-то полтора часа полёта. Получался своего рода бизнес-джет на максималках.
Понятное дело, что NACA SST был всего лишь концептом и не планировался к постройке. Тем не менее, интересно понаблюдать за ходом инженерной мысли в самом зарождении сверхзвуковой авиации. Ведь уже в следующем десятилетии проекты начнут всё больше и больше походить на летавшие сверхзвуковые авиалайнеры — Ту-144 и Aérospatiale/BAC Concorde.