На пути к Египту

16
На пути к Египту

На пути к Египту

Содержание:

Завоевание Египта было одним из амбициозных проектов молодого французского генерала Наполеона Бонапарта. По его замыслу, блестяще проведённая военная кампания не только позволила бы Франции завести колонию на пути между Европой и Азией, но и прославила бы организовавшего экспедицию полководца. Однако действительно ли Французская республика нуждалась в захвате Египта и являлся ли Бонапарт инициатором этого похода?

Французский флот во времена больших потрясений

Великая французская революция самым негативным образом сказалась на флоте государства. Во всех приморских городах — Гавре, Шербуре, Тулоне, Бресте и других — происходили беспорядки. Офицеры подвергались нападениям матросов, которые обвиняли их в контрреволюции и приверженности монархии. Некоторые офицеры действительно поддерживали старый порядок, другие приветствовали республику, однако попасть в тюрьму или на эшафот можно было не только за консервативные взгляды, но и за происхождение.

Революционный террор во Франции. maisonmagloyuan.blogspot.com

Революционный террор во Франции. maisonmagloyuan.blogspot.com

У руля встали совершенно некомпетентные люди. Например, Жанбон Сент-Андре, в 1793 году заведовавший морским департаментом в Комитете общественного спасения. Он пересмотрел не только комплектование офицерского корпуса, активно заменяя старое дворянство на капитанов торгового флота, но и саму стратегию:

«Пренебрегая, сознательно и по расчёту, искусными эволюциями, наши моряки найдут, быть может, более приличным и полезным стараться сваливаться с противником на абордаж в таких схватках, в которых француз всегда был победителем, и таким образом удивить Европу новыми доблестными подвигами».

Проблема заключалась в том, что до абордажа нужно было ещё сблизиться, а к этому времени французские корабли обычно были расстреляны донельзя, и речь шла уже не об абордаже, а о сдаче в плен. Отметим, что корпус морской артиллерии был распущен как рассадник монархизма.

Для контроля за деятельностью капитанов был создан институт комиссаров Конвента. Заподозрив какого-либо офицера в монархических симпатиях, они могли лишить его командования. Доходило до смешного: каждый приказ командира, даже вроде такого: «Брасопить лиселя, травить шкоты!», судовой комитет обсуждал на предмет верности идеалам революции и отсутствия монархического душка, а потом его утверждал комиссар корабля.

В 1789–1795 годах на флоте царил настоящий бардак, что привело к гигантским потерям как в кораблях, так и в людях. Париж такое положение дел не устраивало. Здравый смысл возобладал, и в 1796–1797 годах морской министр Лоран де Трюге восстановил в званиях и вернул на службу многих капитанов-дворян, начал карать за нарушение дисциплины и предпринимал другие меры по наведению порядка. Шло это дело медленно, со скрипом, и к 1798 году конца работе не было видно.

В Египетском походе Наполеона (1798–1801) участвовали капитаны совершенно разных судеб. Например, граф Франсуа-Поль Брюэ д’Эгалье в 1793 году был исключён со службы по причине дворянского происхождения. Восстановлен в звании в 1796 году. Похожая история приключилась с Пьером-Шарлем де Вильнёвом, исключённым со службы как дворянин в 1793 году и восстановленным в 1795 году, и Арманом Бланке дю Шайла, который был исключён из флота в 1793 году и восстановлен в 1796 году. Жозеф Онорэ Антуан Гантом, капитан торгового флота, командовал каперским кораблем, попал в плен и до 1793 года находился в английской тюрьме. С другой стороны, Антуан Рене Тевенар, капитан 1-го ранга, был выходцем из торгового флота.

Уничтожение французского флота в Тулоне, 1793 год. wikimedia.org

Уничтожение французского флота в Тулоне, 1793 год. wikimedia.org

Как видим, офицерский корпус был весьма разнородным, и особого доверия между капитанами не сложилось.

В Египет!

К 1798 году Франция захватила Бельгию, левый берег Рейна, Савойю и некоторую часть Италии, а также окружила себя целым рядом «республик-дочерей» — профранцузских государств. В очередной раз всплыла на поверхность идея высадки в Англии или Ирландии, но этому мешала очевидная слабость французского флота. Новой целью стал Египет. Правда, он являлся вассалом Османской империи, союзницы Франции, но кого это беспокоило? Главное захватить, а там как-нибудь договоримся.

Стратегический смысл оккупации дельты Нила остаётся неясным. Все рассуждения самого Наполеона и французских директоров о том, что захват Египта как-то повлияет на положение англичан в Индии, можно смело отбросить за несерьёзностью. Расстояние от Александрии до Бомбея составляет около 4500 км. Если захват Египта планировался как промежуточный этап на пути в Индостан, то на этом маршруте французов поджидали пустыни, горы и множество водных преград, да и думать о снабжении армии, имея настолько растянутые коммуникации, мог только безумец. Если движение в Индию всё же на самом деле планировалось, то армии приходилось надеяться только на масштабные реквизиции у мирного населения, что неизбежно привело бы к партизанской войне.

Гораздо более логичной выглядит иная версия. Виконт де Баррас и Жан-Ламбер Тальен, два лидера Директории, решили таким образом отвязаться от Бонапарта, отправив его в поход без права возврата. Конечно, молодому горячему генералу рассказывали, что экспедиция в Египет — это только первая часть плана, а далее он, подобно Александру Македонскому, завоюет Турцию, Персию, пройдёт через пустыни Афганистана, горы Пакистана и отберёт у англичан их самую богатую колонию. Честолюбивый Наполеон купился на эти сказки, как ворона в известной басне дедушки Крылова.

Французские войска садятся на корабли в Тулоне, 1798 год. ​​​​​wikimedia.org

Французские войска садятся на корабли в Тулоне, 1798 год. ​​​​​wikimedia.org

19 мая 1798 года из Тулона отплыла французская эскадра в составе 13 линейных кораблей, шести фрегатов, десяти корветов, 26 вспомогательных судов и 309 транспортов, которые увозили 23 400 пехотинцев, 4000 кавалеристов с лошадьми, 3000 артиллеристов с пушками и 1000 человек нестроевого состава. 8 июня армада появилась у Мальты. Командующий экспедицией генерал Бонапарт потребовал впустить суда в гавань Ла-Валетты для пополнения запасов воды, но капитул Мальтийского ордена отказал в этой просьбе: по правилам в порт одновременно могло зайти не более четырёх военных кораблей иностранной державы. Отметим, что на тот момент на французской эскадре запасов воды имелось на 40 дней, еды — на 100 дней, а в столице Мальтийского ордена не было источника пресной воды, поэтому повод для открытия военных действий был абсолютно надуманным.

10 июня 15 000 французских солдат высадились на Мальту, легко подавили очаги сопротивления и вплотную подошли к крепостям Ла-Валетта, Бригу и Флориана. На тот момент в рядах ордена состояли 332 рыцаря, в большинстве своём больные и старики, и 1800 наёмников, которые сразу же после высадки французов дезертировали в стан врага. Часть братьев выступала против ведения боевых действий, утверждая, что орден создан для борьбы с неверными, а убивать христиан — большой грех. Однако гроссмейстер госпитальеров Фердинанд фон Гомпеш призвал всех способных держать оружие на стены, и рыцари решили сражаться.

Высадка Наполеона на Мальте. collections.rmg.co.uk

Высадка Наполеона на Мальте. collections.rmg.co.uk

11 июня французы атаковали Ла-Валетту. Старые рыцари явили образец величайшей отваги и высокого военного духа. К примеру, 80-летний бальи де Тинье, который уже не мог ходить, приказал вынести себя на стены, повторяя, что во время битвы офицер должен находиться на поле боя. Однако превосходство французских войск в живой силе и вооружении было настолько велико, что к вечеру орден капитулировал.

На следующий день на борту французского флагмана «Лориан» было подписано соглашение, согласно которому Мальта и острова Комино и Гоцо переходили во власть Французской республики. Бонапарт бесстыдно разграбил музеи и церкви ордена. На острове остался отряд из 3065 французских гренадеров и пять артиллерийских полков под командованием генерала Клода-Анри де Вобуа, а рыцарям было приказано покинуть Мальту.

1 июля 30-тысячный французский экспедиционный корпус высадился в Александрии. Через две недели турецкий султан обратился за помощью к правительствам России и Англии.

Стяжатели и индивидуалисты

А что же англичане? — спросит читатель. Неужели они проморгали выход французского флота в море? Почему не нагнали, не остановили, не спасли Мальту и вообще позволили французам высадиться в Египте? Давайте посмотрим на события с английской стороны.

Итак, флот Бонапарта отплыл из Тулона 19 мая 1798 года. Естественно, англичане знали, что в этом порту собирается и готовится к выходу флот Леванта, но понять, куда он поплывёт, они никак не могли. Основные британские силы были сосредоточены у берегов Испании, у Кадиса и в Португалии, где англичане воевали с испанцами и там же старались поймать «серебряные конвои». В посвящённой Абукирскому сражению литературе обычно говорится, что англичане однозначно предполагали, что Бонапарт пойдёт либо в Брест, либо в Ирландию. В принципе, это, пожалуй, так. Расположив большую эскадру у берегов Португалии, адмирал Джон Джервис, граф Сент-Винсент, однозначно перехватил бы тулонский флот, если бы он пошёл к Ирландии. Тем не менее Адмиралтейство настаивало на блокаде Тулона, и Сент-Винсент скрепя сердце послал к французскому порту с чисто разведывательными задачами адмирала Нельсона с отрядом в составе трёх линейных кораблей (74-пушечные «Вэнгард» (флагман), «Александр» и «Орайон»), двух фрегатов (36-пушечный «Эмеральд» и 32-пушечный «Терспсихора») и шлюпа (22-пушечный «Бонн Ситуайен»).

36-пушечный фрегат «Мелампус», принадлежавший к тому же классу, что и «Эмеральд». wikimedia.org

36-пушечный фрегат «Мелампус», принадлежавший к тому же классу, что и «Эмеральд». wikimedia.org

Отряд отплыл из устья Тежу (Тахо) 9 мая, но… Не будем забывать, что кэптены британского флота рассматривали свою службу не только как гражданский долг, но и как бизнес. В одной из советских книг 1980-х годов говорилось, что английский и американский флоты отличались «крайним индивидуализмом капитанов, их продажностью и склонностью к стяжательству». Собственно, этим страстям они и предались. У берегов Испании английские кэптены стали вовсю ловить призы, желая набить свои карманы.

Именно поэтому к Тулону отряд Нельсона подошёл 21 мая, то есть через два дня после того, как французский флот покинул порт. В этот же день начался сильнейший шторм, и английские корабли разметало в разные стороны. «Вэнгард» отволокло к Корсике, «Александр» — к Сардинии, «Орайон» — к Италии, а фрегаты отнесло к испанской Картахене. В любом другом флоте фрегаты, исполняя поставленную задачу, как минимум стремились бы соединиться с флагманом, чтобы узнать дальнейший порядок действий. Англичане же начали охотиться за призами.

32-пушечный французский фрегат класса «Конкорд». Примерно так же выглядели и его британские визави. commons.wikimedia.org

32-пушечный французский фрегат класса «Конкорд». Примерно так же выглядели и его британские визави. commons.wikimedia.org

29 мая «Эмеральд» встретил 32-пушечный фрегат «Алкмена», шедший в усиление к Нельсону. Кэптен «Эмеральд» предположил, что «Вэнгард», скорее всего, погиб в шторме, и «Алкмена» с чистой совестью присоединился к ловле испанских кораблей. Лишь 13 июня встретивший «Эмеральд» и «Алкмену» бриг «Мютин» сообщил, что французы внезапным ударом захватили Мальту. Кэптены решили наконец оторваться от набивания собственных карманов и отправились на розыски Нельсона.

Литература

  1. William Laird Clowes. The Royal Navy, A History from the Earliest Times to 1900. — Volume IV. — Chatham Publishing, 1900.
  2. William James. The Naval History of Great Britain. — Volume 2, 1797–1799. — Conway Maritime Press, 2002.
  3. N.A.M. Rodger. The Command of the Ocean. — Allan Lane, 2004.
  4. Nelson Against Napoleon / ed. Robert Gardiner. — Caxton Editions, 2001.
  5. Rémi Monaque. Une histoire de la marine de guerre française. — Paris, éditions Perrin, 2016.
  6. Martine Acerra, Jean Meyer. Marines et Révolution. — Rennes, Editions Ouest France, 1988.

источник: https://warspot.ru/16796-na-puti-k-egiptu

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
товарищ Сухов
Редактор
14.08.2017 18:07

 На ней летает в меру

yesyescool На ней летает в меру упитанный Винни Пух в полном расцвете сил!

Rio
Rio
14.08.2017 19:09
Ответить на  товарищ Сухов

)))ММММ…боюсь, что в меру

)))ММММ…боюсь, что в меру упитаный  в данный….агрегат, не влезет. Почему…"Потому, что кто то слишком много ест!"))))))

товарищ Сухов
Редактор
14.08.2017 20:13

Он не мог вылезти, а влезть —

Он не мог вылезти, а влезть — влез;)

Дед Архимед
14.08.2017 20:45

На ней летает в меру

На ней летает в меру упитанный Винни Пух в полном расцвете сил

Коллеги, так это ж не жир, а сплошные стероиды! "Джи Би" R-1 — это летающий Халк!

и американский истребитель Р-45, сделанный на базе "Джи Би". Впрочем, нижний рисунок является всего лишь фантазией художника

А нормального истребителя из этой кукарямбы с крылышками не получится в принципе. Манёвренность, устойчивость, удобство пилота — всё никакое! Даже если И-16 и растёт корнями из впечатления от данного уродца, его  конструкция настолько переработанамв сторону "нормальности", что стала практически новой.

P.S. ПМНПМ, предельно ужатый скоростной гоночный самолёт с такенным лбом — нонсенс. Мой выбор — стройное "веретёнце" с толкающим рядным жидкостником и конденсационным охлаждением без радиатора. 

Snakebyte
15.08.2017 03:36

Кондратьев снова тонко

Кондратьев снова тонко намекнул, что советские инженеры способны только копировать идеи Великих Западных Демократий.

Между этими самолетами общего только схема — низкоплан со звездообразным двигателем.

st .matros
Редактор
15.08.2017 06:41

Джеймс Дулилитл… полагаю

Джеймс Дулилитл… полагаю тот самый?

Ponchik78
15.08.2017 11:06
Ответить на  st.matros

Совершенно верно, коллега.

Совершенно верно, коллега. Именно тот самый)))

blacktiger63
15.08.2017 11:50

 Дулилитл… полагаю тот

 Дулилитл… полагаю тот самый?

Он, он, не сумлевайтесь.

Кондратьев снова тонко намекнул, что советские инженеры способны только копировать идеи Великих Западных Демократий.Между этими самолетами общего только схема — низкоплан со звездообразным двигателем.

Не, ну называть И-16 копией ДжБи — это надо большим ассоциативным мЫшлением обладать. Подогнать пофиль И-!6 тип 4, с закрытым фонарем, чтобы как можно больше быть похожим на ДжБи, тоже подлог, т.к. ЦКБ-12 такового не имел. Еднственная аналогия — по максу укороченный фюзеляж. ДА. возможно, что тут, без некоторого влияния разрекламированного сверхскоростного ДжБи не обошлось. Но копия!!??

redstar72
Редактор
15.08.2017 17:11
Ответить на  blacktiger63

blacktiger63 пишет:
Не, ну

[quote=blacktiger63]

Не, ну называть И-16 копией ДжБи — это надо большим ассоциативным мЫшлением обладать. Подогнать пофиль И-!6 тип 4, с закрытым фонарем, чтобы как можно больше быть похожим на ДжБи, тоже подлог, т.к. ЦКБ-12 такового не имел. Еднственная аналогия — по максу укороченный фюзеляж. ДА. возможно, что тут, без некоторого влияния разрекламированного сверхскоростного ДжБи не обошлось. Но копия!!??

[/quote]

Ну справедливости ради, Кондратьев и не говорит про "копию":

Некоторые авторы даже писали, что И-16 был чуть ли не копией "Джи Би", приспособленной под военное применение. Разумеется, это не так, хотя, сходство прослеживается.

(Да: И-16 свободнонесущий и с убирающимся шасси, чем и интересен, т.к. был первым таким в массовой серии. А Джи-Би расчалочный, и  шасси неубирающееся).

Вообще, на мой взгляд, влияние Джи-Би гораздо в большей степени прослеживается в семействе бипланов Боровкова и Флорова, особенно самом первом из них – "7211". Мысленно уберите верхнее крыло… что получится?

P.S. Но вот закрытый фонарь на ЦКБ-12 всё же присутствовал:

И профиль выложен именно ЦКБ-12 (только почему-то с трёхлопастным винтом от ЦКБ-12бис). У типа 4 капот заметно длиннее (задний обрез ближе к кабине).

NF
NF
15.08.2017 12:02

++++++++++

++++++++++

apokalipsx
15.08.2017 13:14

У бочонка можно двигатель

У бочонка можно двигатель заменить на четырёхрядную звезду и снова поставить рекорд. Ну или поставить вообще Wright R-2160 Tornado (звезда 7 рядов 42 цилиндра )

Будет супер-бочка !

jr
jr
19.08.2017 09:37

В 1932 в США довольно

В 1932 в США довольно прообразов И-16 среди гоночных самолетов. Кстати, эти самолеты и американское правительство хотело видеть как истребители.

Среди них есть и самолеты с коротким фюзеляжем, но не таким, как у Gee Bee, а таким как у И-16 — около 6 м. То есть проект ЦКБ-12 сборный образ гоночных самолетов США того времени.

Исключая некоторые подробности: Огромные наплывы за крылом — откуда они? Капот тип из кольцевого превратился в колпак, получилил почему-то переднюю стенку с прорезями охлаждения цилиндров.

Альтернативная История
Logo
Register New Account