28

Приветствую, уважаемые коллеги. Нарисовалась тут небольшая альт-история, выросшая из идеи переиначить броненосные крейсера «Россия» и «Баян», облик которых описан здесь:

https://stvolar.livejournal.com/65695.html

https://stvolar.livejournal.com/64914.html

При ее создании потянуло на некоторую толику серьезности с таймлайнами, более-менее точными датами закладки кораблей и прочими финтифлюшками. Собственно, с таймлайна и начнем, а потом перейдем к его относительно подробной расшифровке.

Также сразу прошу прощения за то, что новых рисунков здесь будет немного — но кое-то все же появится. Да и ряд кораблей, упомянутых в тексте, также в той или иной ипостаси уже фигурировал в других моих альт-мирах — но «перепевки самого себя» вещь в нашем альтернативном деле, видимо, неизбежная.

  1. 1893 год:

ЧФ – 0.

БФ – 1 броненосный крейсер в 12195 тонн.

Итого – 12195 тонн.

Альтернатива:

ЧФ – 0.

БФ – 1 броненосный крейсер в 11250 тонн.

Итого – 11250 тонн.

 

Переходящий остаток – 945 тонн.

  1. 1894 год:

ЧФ – 1 эскадренный броненосец в 8880 тонн.

БФ – 1 броненосец береговой обороны в 4126 тонны, 1 броненосная канонерская лодка в 1492 тонны.

Итого – 14498 тонн.

Альтернатива:

ЧФ – 1 бронепалубный крейсер в 4125 тонн.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 10960 тонн, 1 броненосная канонерская лодка в 1492 тонны.

Итого – 15952 тонны.

 

Переходящее превышение – 1134 тонны.

  1. 1895 год:

ЧФ – 0.

БФ – 2 эскадренных броненосца по 12674 тонны, 1 бронепалубный крейсер в 3828 тонн (зарубежной постройки), 1 учебное судно в 1287 тонн, 1 канонерская лодка в 963 тонны, 1 минный крейсер (безбронный) в 535 тонн.

Итого – 31961 тонна (3828 тонн – зарубежная постройка).

Альтернатива:

ЧФ – 1 бронепалубный крейсер в 4125 тонн.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 12000 тонн, 1 бронепалубный крейсер в 4125 тонн (зарубежной постройки), 2 бронепалубных крейсера в 4125 тонн (1 сгорел в ноябре 1895 года), 1 учебное судно в 1250 тонн, 1 канонерская лодка в 1000 тонн, 1 минный крейсер (безбронный) в 535 тонн.

Итого – 31285 тонн (без учета сгоревшего – 27160 тонн).

 

Переходящее превышение (с учетом сгоревшего) – 458 тонн (4125 тонн – зарубежная постройка).

  1. 1896 год:

ЧФ – 0.

БФ – 3 бронепалубных крейсера по 6731 тонне.

Итого – 20193 тонны.

Альтернатива:

ЧФ – 0.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 12000 тонн, 2 бронепалубных крейсера по 4125 тонн.

Итого – 20250 тонн.

 

Переходящее превышение – 515 тонн.

  1. 1897 год:

ЧФ – 1 эскадренный броненосец в 12582 тонны.

БФ – 1 броненосный крейсер в 12455 тонн.

Итого – 25037 тонн.

Альтернатива:

ЧФ – 1 эскадренный броненосец в 12750 тонн.

БФ – 0.

Итого – 12750 тонн.

 

Переходящий остаток – 11772 тонны.

  1. 1898 год:

ЧФ – 0.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 12700 тонн (зарубежной постройки), 1 эскадренный броненосец в 12674 тонны, 1 броненосный крейсер в 7802 тонны (зарубежной постройки), 1 бронепалубный крейсер («полуброненосный») в 6645 тонн (зарубежной постройки), 1 бронепалубный крейсер в 6500 тонн (зарубежной постройки), 1 бронепалубный крейсер в 5905 тонн (зарубежной постройки), 2 минных заградителя по 2500 тонн.

Итого – 57226 тонн (39522 тонны – зарубежная постройка).

Альтернатива:

ЧФ – 0.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 12750 тонн (зарубежной постройки), 2 броненосных крейсера по 8250 тонн (зарубежной постройки), 3 броненосных крейсера по 8500 тонн, 2 бронепалубных крейсера по 4125 тонн (зарубежной постройки), 2 минных заградителя по 2500 тонн.

Итого – 68000 тонн (37500 тонн – зарубежная постройка).

 

Переходящий остаток – 998 тонн.

  1. 1899 год:

ЧФ – 0.

БФ – 3 эскадренных броненосца по 13516 тонн, 1 эскадренный броненосец в 12903 тонны (зарубежной постройки), 1 бронепалубный крейсер в 3200 тонн (зарубежной постройки), 1 бронепалубный крейсер в 3080 тонн (зарубежной постройки).

Итого – 59731 тонна (19183 тонны – зарубежная постройка).

Альтернатива:

ЧФ – 0.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 13125 тонн (зарубежной постройки), 2 эскадренных броненосца по 13500 тонн, 2 бронепалубных крейсера по 4125 тонн (зарубежной постройки).

Итого – 48375 тонн (21375 тонн – зарубежная постройка).

 

Переходящий остаток – 12354 тонны.

  1. 1900 год:

ЧФ – 0.

БФ – 1 броненосец береговой обороны в 5985 тонн (постройка отменена, затраты 5,42 тыс. рублей), 1 бронепалубный крейсер («полуброненосный») в 6675 тонн (сгорел в 1901 году, затраты ориентировочно 500 тыс. рублей).

Итого – 0 (фактически).

Альтернатива:

ЧФ – 0.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 13500 тонн, 1 броненосный крейсер в 8500 тонн.

Итого – 22000 тонн.

 

Переходящее превышение – 9646 тонн.

  1. 1901 год:

ЧФ – 2 бронепалубных крейсера («полуброненосных») по 6675 тонн.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 13516 тонн, 1 бронепалубный крейсер («полуброненосный») в 6675 тонн, 2 бронепалубных крейсера по 3106 тонн, 1 учебное судно в 11675 тонн (зарубежной постройки, 2,315 млн. рублей), 1 плавучая мастерская в 7200 тонн (2,7252 млн. рублей).

Итого – 58628 тонн (11675 тонн – зарубежная постройка).

Альтернатива:

ЧФ – 2 бронепалубных крейсера по 4125 тонн.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 13500 тонн, 2 бронепалубных крейсера по 4125 тонн, 1 учебное судно в 11625 тонн (зарубежной постройки), 1 плавучая мастерская в 7250 тонн.

Итого – 48875 тонн (11625 тонн – зарубежная постройка).

 

Переходящий остаток – 107 тонн.

  1. 1902 год:

ЧФ – 0.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 13516 тонн, 1 безбронный крейсер в 3285 тонн.

Итого – 16801 тонна.

Альтернатива:

ЧФ – 0.

БФ – 1 эскадренный броненосец в 13500 тонн, 1 минный заградитель в 2500 тонн.

Итого – 16000 тонн.

 

Переходящий остаток – 908 тонн.

  1. 1903 год:

ЧФ – 1 эскадренный броненосец в 12840 тонн.

БФ – 1 минный заградитель в 1453 тонны, 1 канонерская лодка в 1316 тонн.

Итого – 15609 тонн.

Альтернатива:

ЧФ – 0.

БФ – 1 минный заградитель в 2500 тонн, 1 канонерская лодка в 1250 тонн.

Итого – 3750 тонн.

 

Переходящий остаток – 12767 тонн.

 

  1. 1904 год (учитывая только броненосцы и крейсера):

ЧФ – 1 эскадренный броненосец в 12840 тонн.

БФ – 2 эскадренных броненосца по 17400 тонн.

Итого – 47640 тонн.

Альтернатива:

ЧФ – 2 линкора по 18000 тонн.

БФ – 2 линкора по 18000 тонн.

Итого – 72000 тонн.

 

Переходящее превышение – 11593 тонны.

  1. 1905 год (учитывая только броненосцы и крейсера):

ЧФ – 0.

БФ – 1 броненосный крейсер в 15170 тонн (зарубежная постройка), 1 броненосный крейсер в 7802 тонны (зарубежная постройка), 2 броненосных крейсера по 7802 тонны.

Итого – 38576 тонн (22972 тонны – зарубежная постройка).

Альтернатива:

ЧФ – 0.

БФ – 2 броненосных крейсера по 8500 тонн, 2 легких крейсера с броневым поясом (турбинных) по 5000 тонн.

Итого – 27000 тонн.

 

Переходящее превышение – 17 тонн.

Краткое описание изменений в техноистории

Применяемые сокращения:

1) стапели и эллинги:

БДЭНА – большой деревянный эллинг Нового Адмиралтейства;

БОСНА – большой открытый стапель Нового Адмиралтейства (альтернатива);

БКЭНА – большой каменный эллинг Нового Адмиралтейства;

МКЭНА – малый каменный эллинг Нового Адмиралтейства;

БКЭБЗ – большой каменный эллинг Балтийского завода;

БОСБЗ – большой открытый стапель Балтийского завода (альтернатива);

МДЭБЗ – малый деревянный эллинг Балтийского завода;

МОСБЗ – малый открытый стапель Балтийского завода;

БКЭГО – большой каменный эллинг Галерного острова;

БДЭГО – большой деревянный эллинг Галерного острова;

НБКЭГО – новый большой каменный эллинг Галерного острова;

БЖЭНЗ-С1 – большой железный эллинг Невского завода, стапель 1;

БЖЭНЗ-С2 – большой железный эллинг Невского завода, стапель 2;

ДОСЛА – деревянный открытый стапель Лазаревского адмиралтейства;

КОСЛА – каменный открытый стапель Лазаревского адмиралтейства;

7ЭНикА – 7-й эллинг Николаевского адмиралтейства;

КОСНикА – каменный открытый стапель Николаевского адмиралтейства (альтернатива);

2) заводы – изготовители башенных установок и артиллерии:

ОСЗ – Обуховский сталелитейный завод;

МЗ – Санкт-Петербургский Металлический завод;

ПЗ – Путиловский завод.

  1. 1893 год:

Балтийский флот:

БДЭНА – занят до мая 1894 года («Сисой Великий»).

БКЭНА – занят до октября 1894 года («Полтава»).

МКЭНА – занят до августа 1894 года («Адмирал Сенявин»).

БКЭГО – занят до октября 1894 года («Петропавловск»).

БДЭГО – занят до мая 1895 года («Севастополь»).

МДЭБЗ – занят до сентября 1893 года («Адмирал Ушаков»), затем простой до начала 1894 года, после чего начата разборка эллинга с созданием на его месте к концу 1894 года малого открытого стапеля.

БДЭБЗ – простой до октября 1895 года.

БКЭБЗ – с октября 1893 года строится альтернативный броненосный крейсер «Россия» в несколько усовершенствованном корпусе реального «Рюрика» с проектным водоизмещением 11250 т, новыми котлами (30 котлов Бельвиля) и машинами (2х7250 л.с.), полным поясом гарвеевской брони по ватерлинии и основным вооружением из 4-203х45 (станки с центральным штыром), 16-152х45 (станки с бортовым штыром), 8-75х50 (станки Канэ).

На первый-второй рассчитайсь!

На первый-второй рассчитайсь!

Именно облик альтернативной «России» становится в описываемом мире прообразом для модернизации броненосных крейсеров «Адмирал Нахимов», «Память Азова» и «Рюрик» в 1898-1900, 1901-1903 и 1902-1904 годах соответственно (при этом на «Адмирале Нахимове» вместо реального эскадренного броненосца «Екатерина II» также переделываются машины на тройное расширение пара и устанавливаются водотрубные котлы Бельвиля).

На первый-второй рассчитайсь!На первый-второй рассчитайсь!

На первый-второй рассчитайсь!

 

На первый-второй рассчитайсь!

На первый-второй рассчитайсь!

Модернизации броненосных крейсеров «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» в 1894-1895 и 1896-1897 годах, а затем в 1903 и 1904 годах соответственно в значительной мере сходны с реальными.

Гибель бронепалубного корвета «Витязь» в 1893 году и эскадренного броненосца «Гангут» в 1897 году в описываемом альт-мире признается исторически детерминированной и случается в то же время, что и в реальности.

Эскадренные броненосцы «Император Николай I» и «Наварин», равно как и бронепалубные крейсера «Рында» и «Адмирал Корнилов», до русско-японской войны 1904-1905 годов не подвергаются модернизациям с установкой современной главной и средней артиллерии (только замена водотрубных котлов на котлы Бельвиля на указанных броненосцах – на «Императоре Николае I» реальная, на «Наварине» вместо заказа таких котлов для реальной «Чесмы») и используются в составе учебных отрядов. Также сугубо в учебных целях используются и более старые броненосные крейсера – «Минин», «Князь Пожарский», «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский».

Черноморский флот:

7ЭНикА – занят до октября 1893 года («Три Святителя»), затем простой до февраля 1894 года.

ДОСЛА – простой до ноября 1895 года.

  1. 1894 год:

Балтийский флот:

БДЭНА – занят до мая 1894 года («Сисой Великий»), с июля 1894 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Кинбурн» по несколько модифицированному проекту броненосцев типа «Полтава».

«Кинбурн» (10960 т, 4-305х40 по 87100 р., 8-152х45 (башни ОСЗ), 4-152х45 (станки на бортовом штыре) по 25400 р., 2 башни ОСЗ (ГК) по 193780 р.) строится вместо черноморского эскадренного броненосца «Ростислав» (8880 т, 4-254х45 по 55100 р., 8-152х45 (башни ОСЗ), 2 башни ОСЗ (электрические) по 234500 р.) и отчасти вместо броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (4126 т, 4-120х45 (станки с бортовым штыром) по 17720 р.). При этом именно «Кинбурн», а не «Полтава», получает броню Круппа – и за счет нее полный пояс по ватерлинии (127/88,9 мм в оконечностях, 229/127 мм в районе погребов ГК, 280/152 мм в районе машинных и котельных отделений; также чуть тоньше (229 мм) становятся барбеты башен ГК, а батарея 152-мм орудий получает 76,2-мм бортовую и траверзную броню). «Полтаве», как и «Севастополю», в данной альтернативе достается броня Гарвея.

Объем изменений в бронировании корабля здесь по сути схож с тем, что имел место на «Генерал-адмирале Апраксине» в сравнении с «Адмиралом Ушаковым». В дальнейшем именно схема бронирования «Кинбурна», дополненная скосами броневой палубы, воспроизводится на альтернативных броненосцах, спроектированных в России («Пересвет», «Ослябя», «Пантелеймон»).

МКЭНА – занят до августа 1894 года («Адмирал Сенявин»), с декабря 1894 года строится альтернативная броненосная канонерская лодка «Храбрый» (не отличается от реальной по водоизмещению (1492 т), но имеет полный пояс по ватерлинии, а также основное вооружение из 4-152х45 (станки с центральным штыром)).

На первый-второй рассчитайсь!

БКЭНА – занят до октября 1894 года («Полтава»), затем простой до ноября 1895 года.

БДЭГО – занят до мая 1895 года («Севастополь»).

БКЭГО – занят до октября 1894 года («Петропавловск»), затем простой до февраля 1895 года.

БКЭБЗ – занят до апреля 1896 года («Россия»).

МДЭБЗ (МОСБЗ) – в реконструкции до конца 1894 года.

Черноморский флот:

7ЭНикА – с февраля 1894 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Владимир» (4125 т) (фактически на остаток тоннажа от незаложенного «Апраксина»).

Проект «Владимира» создан Балтийским заводом и близок к одному из реальных проектов бронепалубных крейсеров авторства данного предприятия, представленных в МТК 7 мая 1895 года (4400 т, 97,5х14,3х5,8 м, 7900 л.с., 450 т угля (нормальный запас), 20 уз., палуба – 38,1-63,5 мм, боевая рубка – 152 мм, гласисы – 127 мм, элеваторы и основание дымоходов – 38,1 мм, 2-152х45, 8-120х45, 8-47, 10-37 (одноств.), 8-37 (пятиств.), 2-63,5-мм десантных, 4 т.а. (надводных), 30 мин).

Здесь этот корабль частично использует наработки Балтийского завода по яхте «Полярная звезда» (обводы корпуса, машины; в части машин – также по броненосцу «Сисой Великий»), имеет мощность главных механизмов по проекту 8500 л.с. (ожидаемая скорость на испытаниях при условии превышения мощности над проектной – 20,25 уз.), чуть меньшую ширину (14,02 м или 46 футов), скорректированные толщины элементов защиты (палуба (карапасная со скосами) – 38,1-63,5 мм (с учетом палубного настила), боевая рубка – 102 мм, коммуникационная труба – 50,8 мм, гласис машинного отделения – 102 мм, элеваторы, основания дымоходов и щиты 152-мм орудий – 25,4 мм) и измененное основное вооружение из 8-152х45 (станки с центральным штыром) и 4-75х50 (станки Канэ).

В дальнейшем этот крейсер будет воспроизведен на отечественных заводах и для Балтийского флота, а также по набору своих ТТХ станет прообразом для проекта заказанного во Франции альтернативного бронепалубного крейсера-яхты «Светлана».

ДОСЛА – простой до ноября 1895 года.

  1. 1895 год:

Балтийский флот:

БКЭНА – с ноября 1895 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Ослябя» (12000 т, на базе удлиненного корпуса «Полтавы», 2 машины от «России» по 7250 л.с. каждая, 4-254х45 в башнях МЗ (электрических), 8-152х45 в башнях МЗ (электрических) (созданы вместо башен для реальных бронепалубных крейсеров «Богатырь», «Олег», «Очаков», «Кагул»), 20-75х50 (станки Меллера), полный пояс по ватерлинии, как у альтернативного эскадренного броненосца «Кинбурн»; следует отметить, что и реальные «Пересвет» с «Ослябей» по первоначальному проекту имели только 8-152х45, а главным противоминным калибром у них были 5-120х45; также известно, что один из вариантов проектов «броненосца-крейсера» создавался как раз на базе «Полтавы»).

На первый-второй рассчитайсь!

БДЭНА – занят до мая 1897 года («Кинбурн»).

МКЭНА – занят до ноября 1895 года («Храбрый»), с декабря 1895 года строится альтернативная канонерская лодка «Гиляк» (от реальной отличается водоизмещением по проекту (1000 т), а также основным вооружением – 2-120х45 (станки с центральным штыром), 4-75х50 (станки Канэ)).

На первый-второй рассчитайсь!

Франция – с июня 1895 года строится альтернативный бронепалубный крейсер-яхта «Светлана» с проектным водоизмещением 4125 т, как у альтернативного бронепалубного крейсера «Владимир» (за счет этого по сравнению с реальной «Светланой» имеет несколько удлиненный корпус с двумя дополнительными котлами, дополнительные 2-152х45 (станки с центральным штыром), 4-75х50 (станки Канэ) (вместо 4 из 10-47) и чуть более высокую ожидаемую скорость на испытаниях при условии превышения мощности над проектной – 20,5 уз.).

МОСБЗ – с января по ноябрь 1895 года строится альтернативное учебное судно «Верный» (кроме водоизмещения (1250 т) практически идентично реальному), затем простой до марта 1896 года.

БКЭГО – с февраля 1895 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Диана» (4125 т) по проекту альтернативного бронепалубного крейсера «Владимир».

БДЭГО – занят до мая 1895 года («Севастополь»), с июля 1895 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Паллада» (4125 т) по проекту альтернативного бронепалубного крейсера «Владимир».

В октябре 1895 года большой деревянный эллинг Галерного острова со строящейся «Палладой» сгорел (принимаемое в альтернативе как исторически детерминированное событие 1901 года, но отнесенное почти на шесть лет вперед; причина – та же, что в реальности со сгоревшим бронепалубным крейсером «Витязь»).

Альтернативная «Диана» спущена на воду в мае 1897 года. После ее спуска на воду и до ноября 1898 года новый каменный эллинг Галерного острова проходил реконструкцию с удлинением его до 145,1 м (в реальности это происходило с начала 1895 до июля 1896 года).

Черноморский флот:

ДОСЛА – с ноября 1895 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Ярославль» (4125 т) по проекту альтернативного бронепалубного крейсера «Владимир».

Сразу после уничтожения пожаром большого деревянного эллинга Галерного острова из-за опасений повторения подобных случаев на иных предприятиях начата разборка большого деревянного эллинга Балтийского завода с созданием на его месте большого открытого стапеля (к концу ноября 1896 года). Большой деревянный эллинг Нового Адмиралтейства разобран сразу после спуска на воду «Кинбурна» в мае 1897 года также с созданием на его месте большого открытого стапеля (к октябрю 1899 года). На Галерном острове на месте сгоревшего большого деревянного эллинга в конце 1896 года начато строительство нового большого каменного эллинга (закончен к середине 1900 года; в реальности аналогичный эллинг строился здесь в 1902-1905 годах).

Также имевший деревянный шатер 7-й эллинг Николаевского адмиралтейства, в котором с февраля 1894 года по апрель 1896 года строился «Владимир», после его спуска на воду с мая 1896 начали разбирать с созданием на его месте каменного открытого стапеля (к началу декабря 1897 года).

Деревянный открытый стапель в Севастополе, на котором после передачи Лазаревского адмиралтейства в казну с ноября 1895 года по сентябрь 1897 года строился «Ярославль», в 1898-1900 годах был реконструирован в каменный длиной 140,2 м (460 футов), при этом подводная часть осталась деревянной на сваях (в реальности это было сделано в 1900-1901 годах перед постройкой «Очакова», а стапель после реконструкции имел длину 130 м).

  1. 1896 год:

Балтийский флот:

МКЭНА – занят до сентября 1897 года («Гиляк»).

БДЭНА – занят до мая 1897 года («Кинбурн»).

БКЭНА – занят до июля 1898 года («Ослябя»).

БОСБЗ – действует с ноября 1896 года, когда на нем приступили к постройке альтернативного бронепалубного крейсера «Аврора» (4125 т) по проекту альтернативного бронепалубного крейсера «Владимир».

МОСБЗ – в марте 1896 года на нем перезаложен альтернативный бронепалубный крейсер «Паллада» (4125 т) по проекту альтернативного бронепалубного крейсера «Владимир».

БКЭБЗ – с июня 1896 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Пересвет» (12000 т) по проекту альтернативного эскадренного броненосца «Ослябя».

БКЭГО – занят до мая 1897 года («Диана»).

НБКЭГО – в постройке с конца 1896 года до июня 1900 года.

Черноморский флот:

7ЭНикА – занят до апреля 1896 года («Владимир»), в реконструкции с мая 1896 года до декабря 1897 года.

ДОСЛА – занят до сентября 1897 года («Ярославль»).

  1. 1897 год.

Балтийский флот:

МКЭНА – занят до сентября 1897 года («Гиляк»).

БДЭНА (БОСНА) – занят до мая 1897 года («Кинбурн»), в постройке с мая 1897 года до октября 1899 года.

БКЭНА – занят до июля 1898 года («Ослябя»).

БКЭБЗ – занят до ноября 1898 года («Пересвет»).

МОСБЗ – занят до мая 1898 года («Паллада»).

БОСБЗ – занят до мая 1898 года («Аврора»).

БКЭГО – занят до мая 1897 года («Диана»), затем в реконструкции с мая 1897 года до ноября 1898 года.

НБКЭГО – в постройке до июня 1900 года.

Черноморский флот:

7ЭНикА (КОСНикА) – в реконструкции до декабря 1897 года, с декабря 1897 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Пантелеймон» (12750 т; в целом аналогичен реальному эскадренному броненосцу «Князь Потемкин-Таврический», кроме наличия пояса по ватерлинии в оконечностях и основного ПМК из 12-75х50 на станках Канэ вместо 14-75х50 на станках Меллера – но при достройке получает вместо них 4-152х45 в верхнем каземате).

ДОСЛА – занят до сентября 1897 года («Ярославль»), затем простой до начала реконструкции в 1898 году.

  1. 1898 год:

Балтийский флот:

Америка (верфь Крампа) – с августа 1898 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Яхонт» (4125 т, 23 уз., 8-152х45 (станки с центральным штыром), 8-75х50 (станки Меллера)).

На первый-второй рассчитайсь!

Америка (верфь Крампа) – с декабря 1898 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Ретвизан» (12750 т, в целом аналогичен реальному эскадренному броненосцу «Ретвизан», кроме наличия 76,2-мм, а не 50,8-мм пояса в оконечностях и основного ПМК из 16-75х50 на станках Канэ вместо 20-75х50 на станках Меллера).

Франция (верфь «Форж э шантье») – с октября 1898 года строится альтернативный броненосный крейсер «Громобой» (8250 т, в несколько модифицированном корпусе реального броненосного крейсера «Баян», 21,5 узла по проекту, два полных пояса бортовой брони, 2-254х45 (башни французские электрические), 12-152х45 (станки с центральным штыром), 12-75х50 (станки Меллера)).

Франция (верфь «Форж э шантье») – с ноября 1898 года строится альтернативный броненосный крейсер «Баян» (8250 т) по проекту альтернативного броненосного крейсера «Громобой» (сразу два таких крейсера французы предлагали построить для России и в реальности, в этом мире с данным предложением согласились).

На первый-второй рассчитайсь!

Германия (верфь Круппа) – с октября 1898 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Алмаз» (4125 т, 23 уз., 8-152х45 (станки с центральным штыром), 8-75х50 (станки Меллера)).

На первый-второй рассчитайсь!

БОСНА – в постройке с мая 1897 года до октября 1899 года.

БКЭНА – занят до июля 1898 года («Ослябя»), затем простой и мелкий ремонт эллинга до апреля 1899 года.

БКЭБЗ – занят до ноября 1898 года («Пересвет»), с ноября 1898 года строится броненосный крейсер «Олег» (8500 т) по модифицированному проекту альтернативного броненосного крейсера «Громобой» (изменения в основном вызваны использованием кораблестроительной стали и брони отечественного производства, размеченной в дюймовой, а не в метрической системе; башни ГК (электрические) производства ПЗ, как и у всех последующих кораблей данного типа, заложенных до войны).

МОСБЗ – занят до мая 1898 года («Паллада»), с мая по октябрь 1898 года строится альтернативный минный транспорт «Амур» (2500 т, 18,0 уз., 12,7-мм броневая палуба с 25,4-мм скосами над машинами и котлами, 2-120х45 (станки с центральным штыром), 4-75х50 (станки Меллера), 400 мин; в случае отсутствия на борту мин предполагается возможность использования в качестве крейсера 2-го ранга), с ноября 1898 года по май 1899 года строится альтернативный минный транспорт «Енисей» (2500 т) по проекту альтернативного минного транспорта «Амур».

БОСБЗ – занят до мая 1898 года («Аврора»), с ноября 1898 года строится броненосный крейсер «Богатырь» (8500 т) по проекту альтернативного броненосного крейсера «Олег».

БКЭГО – в реконструкции до ноября 1898 года, с ноября 1898 года строится броненосный крейсер «Варяг» (8500 т) по проекту альтернативного броненосного крейсера «Олег».

НБКЭГО – в постройке до июня 1900 года.

Черноморский флот:

КОСНикА – занят до сентября 1900 года («Пантелеймон»).

ДОСЛА (КОСЛА) – в реконструкции до конца 1900 года.

  1. 1899 год:

Балтийский флот:

Германия (верфь «Вулкан») – с февраля 1899 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Новик» (4125 т, 23 уз., 8-152х45 (станки с центральным штыром), 8-75х50 (станки Меллера)).

Франция (верфь «Форж э шантье») – с мая 1898 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Цесаревич» (13125 т, в целом аналогичен реальному эскадренному броненосцу «Цесаревич», кроме прикрытия легкой броней основного ПМК броненосца, состоящего из 16-75х50 на станках Канэ вместо 20-75х50 на станках Меллера (борт и траверзы – 60 мм, крыша – 15 мм (утолщенный палубный настил); такие же толщины брони были у центральной 75-мм батареи реального броненосного крейсера «Баян»)).

Дания (верфь «Бурмейстер ог вайн») – с августа 1899 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Боярин» (4125 т, 23 уз., 8-152х45 (станки с центральным штыром), 8-75х50 (станки Меллера); в целом подобен реально предлагавшемуся датскими инженерами проекту крейсера «улучшенный «Боярин», имевшему следующие параметры – 4200 т, 117,35 (между перпендикулярами)х13,72х5,33 м, 14500 л.с., 23 уз., 1-203х45, 7-152х45, 8-75х50, 4-47, 5 т.а.).

На первый-второй рассчитайсь!

БКЭНА – с апреля 1899 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Бородино» (13500 т, представляет собой модифицированный реальный проект «Ж» Балтийского завода с машинами от реального эскадренного броненосца «Ретвизан», некоторым перераспределением брони, измененной конструкцией продольной противоминной переборки (с отдельным скосом палубы) и основным ПМК из 16-75х50 на станках Канэ вместо 20-75х50 на станках Меллера).

На первый-второй рассчитайсь!

БОСНА – в постройке с мая 1897 года до октября 1899 года, с октября 1899 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Орел» (13500 т) по проекту альтернативного эскадренного броненосца «Бородино».

МОСБЗ – занят до мая 1899 года («Енисей»), затем простой до августа 1901 года, когда начата постройка ПЛ «Дельфин», спущенной на воду в апреле 1902 года, затем простой до января 1904 года.

БКЭГО – занят до июня 1901 года («Варяг»).

НБКЭГО – в постройке до июня 1900 года.

Черноморский флот:

КОСНикА – занят до сентября 1900 года («Пантелеймон»).

КОСЛА – в реконструкции до конца 1900 года.

  1. 1900 год:

Балтийский флот:

БКЭНА – занят до июля 1901 года («Бородино»).

БОСНА – занят до июня 1902 года («Орел»).

БКЭБЗ – занят до августа 1900 года («Олег»), с сентября 1900 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Император Александр III» (13500 т) по проекту альтернативного эскадренного броненосца «Бородино» (в отличие от «Бородино» и «Орла», строящихся в Новом Адмиралтействе, «Император Александр III» и другие корабли этого типа постройки Балтийского завода имеют башни ГК и СК производства МЗ, а не ПЗ).

БОСБЗ – занят до ноября 1900 года («Богатырь»), затем подготовка стапеля к строительству очередного корабля до января 1901 года.

БКЭГО – занят до июня 1901 года («Варяг»).

НБКЭГО – в постройке до июня 1900 года, с июня 1900 года строится броненосный крейсер «Аскольд» (8500 т) по проекту альтернативного броненосного крейсера «Олег».

Черноморский флот:

КОСНикА – занят до сентября 1900 года («Пантелеймон»), затем простой до февраля 1901 года.

КОСЛА – в реконструкции до конца 1900 года.

  1. 1901 год:

Балтийский флот:

БКЭБЗ – занят до сентября 1902 года («Император Александр III»).

БОСБЗ – с января 1901 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Князь Суворов» (13500 т) по проекту альтернативного эскадренного броненосца «Император Александр III».

БКЭНА – занят до июля 1901 года («Бородино»), с августа 1901 года строится альтернативная плавучая мастерская «Камчатка» (кроме водоизмещения (7250 т) практически ничем не отличается от реальной).

БОСНА – занят до июня 1902 года («Орел»).

БКЭГО – занят до июня 1901 года («Варяг»), затем простой до марта 1902 года.

НБКЭГО – занят до мая 1902 года («Аскольд»).

БЖЭНЗ-С1 – с февраля 1901 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Жемчуг» (4125 т) по модифицированному проекту альтернативного бронепалубного крейсера «Новик» (изменения в основном вызваны использованием кораблестроительной стали и брони отечественного производства, размеченной в дюймовой, а не в метрической системе; также, в отличие от альтернативных «Новика» и черноморских кораблей данного типа, корабли постройки Невского завода имеют котельную установку с использованием котлов Ярроу, а не Нормана – аналогичное по сути различие, только с котлами соответственно Шихау и Нормана, имело место и между реальными «Новиком», «Жемчугом» и «Изумрудом»).

БЖЭНЗ-С2 – с февраля 1901 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Изумруд» (4125 т) по проекту альтернативного бронепалубного крейсера «Жемчуг».

Черноморский флот:

КОСНикА – с февраля 1901 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Кагул» (4125 т) по незначительно модифицированному проекту альтернативного бронепалубного крейсера «Новик» (изменения в основном вызваны использованием кораблестроительной стали и брони отечественного производства, размеченной в дюймовой, а не в метрической системе).

КОСЛА – с февраля 1901 года строится альтернативный бронепалубный крейсер «Очаков» (4125 т) по проекту альтернативного бронепалубного крейсера «Кагул».

  1. 1902 год:

Балтийский флот:

БКЭБЗ – занят до сентября 1902 года, с сентября 1902 года строится альтернативный эскадренный броненосец «Слава» (13500 т) по проекту альтернативного эскадренного броненосца «Император Александр III»

БОСБЗ – занят до октября 1902 года («Князь Суворов»), затем простой до января 1904 года.

БКЭНА – занят до мая 1903 года («Камчатка»).

БОСНА – занят до июня 1902 года («Орел»), затем простой до марта 1905 года.

БКЭГО – с марта 1902 года строится альтернативный минный транспорт «Нева» (2500 т) по проекту альтернативного минного транспорта «Амур».

НБКЭГО – занят до мая 1902 года («Аскольд»), затем простой до января 1903 года.

Черноморский флот:

КОСНикА – занят до ноября 1902 года («Кагул»), затем простой до апреля 1904 года.

КОСЛА – занят до июля 1902 года («Очаков»), затем простой до апреля 1904 года.

  1. 1903 год:

Балтийский флот:

НБКЭГО – с января 1903 года строится альтернативный минный транспорт «Волга» (2500 т) по проекту альтернативного минного транспорта «Амур».

БКЭГО – занят до апреля 1903 года («Нева»), затем простой до апреля 1904 года.

БКЭБЗ – занят до августа 1903 года («Слава»), затем простой до апреля 1904 года.

БОСБЗ – простой до января 1904 года.

МОСБЗ – простой до января 1904 года.

БКЭНА – занят до мая 1903 года («Камчатка»), с сентября 1903 года строится альтернативная канонерская лодка «Хивинец» (1250 тонн; практически ничем, кроме чуть меньшего проектного водоизмещения, не отличается от реальной канонерской лодки «Хивинец»).

БОСНА – простой до марта 1905 года.

Черноморский флот:

КОСНикА – простой до апреля 1904 года.

КОСЛА – простой до апреля 1904 года.

  1. 1904 год:

Балтийский флот:

БКЭГО – простой до апреля 1904 года, с апреля 1904 года строится альтернативный линкор «Андрей Первозванный» (18000 т) (в незначительно модифицированном корпусе реального «Андрея Первозванного», не имеющем тарана; по первоначальному проекту предполагалось вооружение из 4-305х40, 8-254х45 и 16-120х45, однако к началу 1905 года проект был переработан с учетом военного опыта под вооружение из 8-305х40 в четырех башнях производства МЗ и 12-152х45 (станки МЗ) без изменения размерений корпуса).

На первый-второй рассчитайсь!

НБКЭГО – занят до мая 1904 года («Волга»), затем простой до ноября 1905 года.

БКЭБЗ – простой до апреля 1904 года, с апреля 1904 года строится альтернативный линкор «Император Павел I» (18000 т) по проекту альтернативного линкора «Андрей Первозванный».

БОСБЗ – простой до января 1904 года, с января по август 1904 года строятся четыре ПЛ типа «Касатка», затем простой до (дата обсуждаемая).

МОСБЗ – простой до января 1904 года, с января по август 1904 года строятся две ПЛ типа «Касатка», затем простой до ноября 1905 года.

БКЭНА – занят до апреля 1905 года («Хивинец»).

БОСНА – простой до марта 1905 года.

Черноморский флот:

КОСНикА – простой до апреля 1904 года, с апреля 1904 года строится альтернативный линкор «Евстафий» (18000 т) по проекту альтернативного линкора «Андрей Первозванный» (для черноморских кораблей данного типа башни ГК по проекту МЗ выполнил ОСЗ в кооперации с МЗ).

КОСЛА – с апреля 1904 года строится альтернативный линкор «Иоанн Златоуст» (18000 т) по проекту альтернативного линкора «Андрей Первозванный».

  1. 1905 год:

Балтийский флот:

БОСНА – простой до марта 1905 года, с марта 1905 года строится броненосный крейсер «Адмирал Макаров» (8500 т) по незначительно модифицированному проекту альтернативного броненосного крейсера «Олег» (изменения в основном выражаются в применении упрочненных орудий 254х45 с массой ствола 27,6 т, размещенных в башнях производства МЗ, орудиях 152х45 на станках МЗ, бронированных рубках дальномеров и отказу по опыту войны почти от всей малокалиберной артиллерии).

БКЭНА – занят до апреля 1905 года («Хивинец»), с июля 1905 года строится альтернативный броненосный крейсер «Витязь» (8500 т) по проекту альтернативного броненосного крейсера «Адмирал Макаров».

БКЭБЗ – занят до июня 1907 года («Император Павел I»).

БОСБЗ – простой до (дата обсуждаемая).

МОСБЗ – простой до ноября 1905 года, с ноября 1905 года строится альтернативный турбинный крейсер «Аврора» (5000 т) (вместо погибшего во время русско-японской войны 1904-1905 годов корабля с таким названием).

На первый-второй рассчитайсь!

БКЭГО – занят до мая 1907 года («Андрей Первозванный»).

НБКЭГО – простой до ноября 1905 года, с ноября 1905 года строится альтернативный турбинный крейсер «Светлана» (5000 т) (вместо погибшего во время русско-японской войны 1904-1905 годов корабля с таким названием) по проекту альтернативного турбинного крейсера «Аврора» (возможность постройки в России двух турбинных крейсеров действительно рассматривалась в конце 1905 года – и это должны были быть броненосные крейсера по переработанному проекту строящегося в Англии «Рюрика»).

Черноморский флот:

КОСНикА – занят до апреля 1907 года («Евстафий»).

КОСЛА – занят до июля 1907 года («Иоанн Златоуст»).

Обоснование отдельных технических аспектов:

 

1. До русско-японской войны 1904-1905 годов и частично в 1904 году произведено тяжелых морских орудий:

реальность – 52 орудия 305х40, максимум 33 орудия 254х45 (по авторским оценкам) и 13 орудий 203х45;

альтернатива – 56 орудий 305х40, 28 орудий 254х45 и 14 орудий 203х45.

2. Вместо 4 башен ПЗ для орудий 254х45 (1 одноорудийная и 3 двухорудийных) с реальных «Генерал-адмирала Апраскина» и «Победы» в альт-мире выпущено 8 одноорудийных башен ПЗ для орудий 254х45 для альтернативных «Олега», «Богатыря», «Варяга», «Аскольда».

3. По сравнению с реальностью в данной истории предполагается большее число выпушенных орудий 152х45 (на 53 единицы) – за счет остатка средств от сгоревшей альтернативной «Паллады», которая в таймлайне учтена как построенная (примерный предполагаемый остаток – около 3 миллионов рублей, часть из которых пойдет на дополнительные шестидюймовки, а часть на не имевшие места в реальности переделки деревянных стапелей в открытые эллинги), а также средств от невыпуска 30 орудий 120х45.

Замена части изготовленных в реальности орудий 75х50 на станках Меллера на орудия 75х50 на станках Канэ – за счет меньшего числа последних, а также за счет сокращения произведенного для меньшего числа таких пушек боезапаса.

4. Орудия 120х45 для вооружения альтернативных «Амура», «Енисея», «Невы», «Волги» и довооружения альтернативного «Гиляка» – 6 с «Рюрика» (после замены на нем 4-203х35 и 6-120х45 на 4-203х45 и 8-75х50 на станках Меллера) и 3 со вспомогательных крейсеров (2 с «Москвы» и 1 с «Петербурга»).

5. Орудия 75х50 на станках Канэ с альтернативных «Дианы», «Светланы», «Паллады», «Авроры» и «Гиляка» (по 4 на каждом) в 1903-1904 годах меняются на равное число орудий 75х50 на станках Меллера, а снятыми орудиями на станках Канэ довооружаются «Сисой Великий» и 4 броненосца типа «Полтава» (по 4 на каждый).

6. Вместо 6-203х45 с реальных «Адмирала Макарова», «Паллады», «Баяна» и четырех башен МЗ для двух последних крейсеров выпускаются примерно равные им по совокупной цене 4-254х45 для альтернативных Адмирала Макарова и Витязя, а также четыре одноорудийные башни МЗ для них же. 24-152х45 на станках МЗ с реальных «Адмирала Макарова», «Паллады» и «Баяна» поровну делятся между альтернативными «Адмиралом Макаровым» и «Витязем».

Вместо орудий 254х54, 203х50 (все башенные и 4 палубные), 120х50 и 120х45, а также башенных установок для орудий первых двух калибров с реальных «Евстафия», «Иоанна Златоуста», «Андрея Первозванного», «Императора Павла I» и «Рюрика» здесь по авторским расчетам, основанным на стоимости соответствующих орудий и башен, представляется возможным изготовить:

16-130х55 и восемь башенных установок, созданных МЗ с английской технической помощью, для альтернативных «Светланы» и «Авроры»;

16-305х40 и восемь башен производства МЗ для них, а также 24-152х45 на станках МЗ для альтернативных «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I».

7. Вместо оставшихся 16-203х50 (палубных) с реальных «Иоанна Златоуста», «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» изготавливаются 4 таких орудия в палубных установках для перевооружения «Георгия Победоносца» и 12 орудийных стволов с переходниками для установки в имеющихся башнях «Наварина», «Адмирала Ушакова» и «Адмирала Сенявина» вместо 4 орудий 305х35 и 8 орудий 254х45 соответственно.

Вместо 104-75х50 на станках МЗ (оценочная стоимость одного такого орудия около 17000 рублей) с реальных «Адмирала Макарова», «Паллады», «Баяна», «Евстафия», «Иоанна Златоуста» и «Петра Великого», а также 4-120х50 с реального «Императора Александра II» (оценочная стоимость одного такого орудия около 30000 рублей) предполагается изготовление 12-120х45 на станках МЗ (оценочная стоимость одного такого орудия около 22000 рублей) для перевооружения «Адмирала Ушакова» и «Адмирала Сенявина» (по 6 на каждый), 8-120х45 на станках МЗ для «Петра Великого» и «Императора Александра II» (по 4 на каждый), 8-120х45 на станках МЗ и 16-152х45 на станках МЗ (31500 рублей без учета прицелов) для перевооружения «Наварина» и «Императора Николая I» (по 4 и 8 соответственно на каждый), а также 7-203х50 (палубных) (90500 рублей) для «Императора Николая I» (6) и «Императора Александра II» (1).

При этом «Император Николай I» будет перевооружен по образцу реального «Императора Александра II». Однако в альтернативе эти броненосцы лишатся также носовых башенной и барбетной установок с установкой на их месте по одному орудию 203х50 в палубной установке.

Таким образом, данные корабли, из которых «Наварин», «Император Николай I», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин», как предполагается в описываемом альт-мире, избежали отправки на Дальний Восток, образуют на Балтике достаточно однородный по своему основному вооружению (орудия 203х50, 152х45 и 120х45) учебный артиллерийский отряд. При этом три из указанных кораблей будут иметь башенные установки и сохранят определенный потенциал боевого применения.

На Черном море образуется учебный артиллерийский отряд из «Синопа» и «Георгия Победоносца», тоже с однородным вооружением (по 4-203х50 (палубных) и 8-152х45 на станках МЗ на каждом). Причем по необходимости этот отряд вместо отсутствующего в данной альтернативе «Ростислава» можно будет привлекать и к обстрелу береговых позиций противника в ходе Первой мировой войны.

8. Эскадренные миноносцы в описываемом мире (водоизмещение и скорость – проектные):

1) заказанные в довоенное время:

27 по 250 т, 27 уз., 1-75х50 (станок Меллера), 5-47, 2-381-мм т.а. (1 построен в Англии, 26 в России);

4 по 325 т, 27 уз., 2-75х50 (станки Меллера), 4-47, 2-381-мм т.а. (построены во Франции);

6 по 350 т, 27 уз., 2-75х50 (станки Меллера), 4-47, 3-381-мм т.а. (построены в Германии);

10 по 350 т, 27 уз., 2-75х50 (станки Меллера), 4-47, 3-381-мм т.а. (построены в России);

17 по 350 т, 27 уз., 2-75х50 (станки Меллера), 4-47, 2 пулемета, 2-450-мм т.а. (построены в России);

2) заказанные для экстренного пополнения флота во время русско-японской войны 1904-1905 годов:

8 по 350 т, 27 уз., 2-75х50 (станки МЗ), 6 пулеметов, 2-450-мм т.а. (построены в России);

10 по 325 т, 27 уз., 2-75х50 (станки МЗ), 6 пулеметов, 2-450-мм т.а. (построены во Франции);

10 по 350 т, 27 уз., 2-75х50 (станки МЗ), 6 пулеметов, 3-450-мм т.а. (построены в Германии).

Ну и наконец, если попытаться описать кораблестроительную логику данного альт-мира краткими тезисами, то:

— «Россия» здесь развивает тип «Рюрика», но сохраняет более высокую конструктивную преемственность с ним – и одновременно становится последним представителем крейсеров «рейдерского типа» в русском флоте в свете известий о том, какие крейсера предполагают строить японцы и что нужно для противостояния им;

— в альт-мире более логичная классификация крейсеров – все броненосные отнесены к 1-му рангу,  а бронепалубные ко 2-му;

— проект «Владимира», задавшего общее направление развития русских крейсеров 2-го ранга, рождается как усредненный по размерам между двумя уже имеющимися в отечественном флоте типами бронепалубных крейсеров – «Рында» и «Адмирал Корнилов»;

— бронепалубные крейсера отечественной и зарубежной постройки, заложенные в 1898 году и позже, не настолько, как в реальности, нацелены на сверхпоказатели по ряду параметров, представляя собой, образно говоря, «рабочих лошадок войны» – и примеры кораблей примерно такого же водоизмещения и назначения встречаются во флотах всех основных морских держав того времени (Англия, Франция, Германия, Америка, Япония);

— проект «Громобоя» оказывается изначально достаточно удачен для того, чтобы в свете военного опыта заложить дополнительно в 1905 году два таких корабля с минимальными изменениями в проекте;

— именно проект «Кинбурна» определяет собой путь развития российских броненосцев, а от аналогичных кораблей, заказанных за рубежом («Ретвизан», «Цесаревич»), заимствуются только отдельные наиболее удачные технические решения (машинная установка, противоминная переборка, защита броней орудий ПМК, два полных пояса бортовой брони);

— основной упор в развитии броненосцев после перехода к скорострельной артиллерии на бездымном порохе, как и в реальности, делается на корабли с башенным или  преимущественно башенным размещением ГК и СК, а исключения редки и обусловлены либо историческими традициями для флота на конкретном театре («Три Святителя», «Пантелеймон»), либо соображениями экономии («Сисой Великий»), либо принципиальным отказом подрядчика работать с башнями СК («Ретвизан»);

— для линкоров закладки 1904 года предполагается чуть более оперативное, чем в реальности, осмысление и учет в их конструкции боевого опыта, при этом отказ от башен СК обусловлен необходимостью размещения на этих кораблях сразу четырех башен ГК в диаметральной плоскости, что вынуждает для СК, превратившегося по сути в ПМК, использовать только казематы в корпусе на батарейной палубе.

Что касается корабельной артиллерии, то в данном альт-мире тоже своя линия ее развития, несколько отличающаяся от реальной:

— до войны изготовление орудий 75х50 ведется с более высокой, чем в реальности, долей изготовления этих пушек на оригинальных станках Канэ, при этом таковые идут почти исключительно на вооружение броненосцев, где их увеличенная масса не столь критична, а более легкие орудия 75х50 на станках Меллера – на все корабли классом ниже;

— после войны здесь не появляется такое орудие, как 254х50 – вместо него альтернативные «Адмирал Макаров» и «Витязь» получают упрочненные пушки 254х45, в реальности использовавшиеся на «Победе», а перечень новых 50-калиберных артсистем ограничивается орудиями в 152 и 203 мм (первые изначально для мониторов типа «Шквал», потом также для легких крейсеров, вторые – для учебных артиллерийских кораблей и старых броненосных крейсеров с палубным размещением артиллерии);

— в описываемом мире также отсутствуют орудия 102х60 и 120х50 – их заменяет единое орудие 110х55 (сугубая выдумка автора), применяемое для вооружения новых эсминцев, в то время как аналогичное реальному орудие 130х55 изначально создается как ПМК для новых линкоров и ГК для легких крейсеров.

С уважением. Стволяр.

 

P.S. Изображения в нексколько большем разрешении — традиционно здесь:

https://stvolar.livejournal.com/66334.html

Стволяр
Подписаться
Уведомить о
guest

31 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account