Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XV. Макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои… Продолжение
Продолжаю выкладывать материал по сторожевым кораблям, т.е. тьфу… крейсерам III класса :)))))))))) по моему же циклу статей «Мы наш, мы новый, флот построим…». Приятного чтения.
Не успел Мефодий Валерьевич Донец избавиться от нервических припадков в Кисловодске, как его потребовали представить пред ясные очи морского министра Хорошихина. В этот раз заказ был более внятным. Хорошихин желал иметь «нечто вроде речной канонерской лодки, но мореходной». При этом требования, как к водоизмещению, так и вооружению сокращались. Обошлось без нервических припадков. Концепция нового крейсера была выработана практически сразу. В качестве прототипа для нового корабля решено было выбрать минно-канонерскую лодку «Джейсон» (Ясон или HMS «Jason»), Великобритании, которая вошла в строй в 1892 году. Параметры «Джейсона» составляли: 810 тонн, 20,5 узла, 2×1×120-мм, 4×1×47-мм, 5×1×450 ТА. Отечественная канонерская лодка, по замыслу министра Хорошихина, должна была быть значительно дешевле, легче, менее скоростной. Единственно неизменным из английского проекта осталось вооружение, но при отказе от минного вооружения. Внимательно изучив добытые русской разведкой эскизные чертежи HMS Jason, Донец понял, что ничего сложного в задании Р.В. Хорошихина нет. Уже через два месяца, в августе 1897 года, чертежи нового корабля отправились в МТК.
Крейсера III ранга «Гюйс», «Галс», «Рейд», «Курс», «Румб», «Шкот», «Шкерт», «Клюз».
Водоизмещение – 450 тонн. Размерения – 60,0×8,5×2,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 1400 л.с. Скорость – 16,0 узлов. Дальность хода – 1400 миль на 8 узлах. Запас топлива – 60 тонн угля. Бронирование: палуба – 12 мм, рубка – 16 мм, щиты орудий – 16 мм. Вооружение: 2×1×120/45-мм, 4×1×47-мм, 1×7,62-мм пулемет, 20 мин, минно-тральное оборудование
Стоимость каждого крейсера составила 275 тыс. рублей без вооружения. Заказ на строительство новых крейсеров ушел на те предприятия, на которых уже строились крейсера первой серии типа «Причал». Кроме этих заводов были задействованы Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово» и Рижская судостроительная и судоремонтная верфь. Всего предполагали заказать 8 кораблей подобного типа. Но тут М.Ф. Донец предложил вариант корабля с 4×1×87-мм орудиями, в результате была дозаказана серия еще из 6 кораблей.
Крейсера III ранга «Бимс», «Брас», «Бушприт», «Лацпорт», «Створ», «Трюм».
Водоизмещение – 458 тонн. Размерения – 60,0×8,5×2,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 1440 л.с. Скорость – 15,8 узлов. Дальность хода – 1400 миль на 8 узлах. Запас топлива – 60 тонн угля. Бронирование: палуба – 12 мм, рубка – 16 мм, щиты орудий – 9 мм. Вооружение: 4×1×87/50-мм, 3х1х7,62-мм пулемета, 20 мин, минно-тральное оборудование
Все корабли приняли участие в Русско-японской войне. Задачи у них были те же, что и у крейсеров III ранга первой серии. «Лацпорт» погиб в первый же день войны – в него попала торпеда, предназначенная для «Кронштадта». «Клюз» погиб, героически приняв неравный бой с 4-мя японскими миноносцами (скорость не позволила ему уйти). «Шкот» подорвался на мине, находясь во Владивостоке в составе тралящего каравана. «Брас», высланный на разведку вдоль восточного побережья Ляодунского полуострова, по возвращении попался японским крейсерам «Отова» (3388 тонн, 2×152-мм, 6×120-мм) и «Окуми» (3245 тонн, 8×120-мм), которые не дали шансов «Брасу» пробраться в Порт-Артур. Почти такая же судьба ожидала крейсер «Курс» во Владивостоке. Он попался на зубок японскому крейсеру «Хибура» (5348 тонн, 2×2×152, 10×120-мм). В отличие от «Браса», команда которого перед превосходящими силами противника предпочла затопить свой корабль, команда «Курса» сдалась и выкинула белый флаг.
Все остальные корабли благополучно пережили русско-японскую войну. Отличились крейсера «Румб» и «Рейд». «Румб», находясь в дозоре, встретился с японской канонерской лодкой «Кёдзе» (1480 тонн, 2×152-мм, 4×75-мм). Отступая и отстреливаясь, «Румб» сумел метким выстрелом повредить японскую канонерку, а подошедшие на выручку русские крейсера заставили японцев спустить флаг. «Рейд» вообще сумел самостоятельно пленить и привести во Владивосток военный транспорт «Кейко Мару» (4000 тонн, 4×75-мм).
После русско-японской войны часть кораблей перевели на Балтику и Черное море. При переходе попал в шторм и погиб «Шкерт». «Гюйс» и «Бимс» благополучно добрались до Кронштадта, а «Румб», «Бушприт» и «Створ» до Севастополя. Остальные три крейсера остались во Владивостоке.
Перед самой войной крейсера переименовали сначала в сторожевые крейсера, а затем и в сторожевые корабли. Все корабли, оказавшиеся на Балтике и Черном море, приняли участие в ПМВ. Участвовали в разведке, охране караванов траления, конвоировании транспортов. В 1916 году, подорвавшись на собственной мине, погиб «Бушприт».
В 1917 году все экипажи сторожевиков приняли революцию и подняли красные флаги. Впрочем, судьба у сторожевиков оказалась разная. «Створ» был захвачен моряками, примкнувшими к белому движению. Его ждала страшная судьба. При эвакуации из Крыма он принял на борт слишком большое количество беженцев. Кроме того, поговаривают, что среди команды оказались большевистские агитаторы. Так это или иначе, но «Створ» в Константинополь не пришел. Судьба его неизвестна. Последняя радиограмма сообщала о неисправности в машине и поступлении воды в трюм, а также содержала просьбу о помощи. Вышедший на помощь пароход Доброфлота «Курск» никого не обнаружил. На «Створе» вместе с командой было 722 человека, в том числе женщины, дети и раненые.
Зато опять отличился героический «Румб»: его моряки сумели вывести корабль из Одессы, совершить плавание вокруг Европы и прийти в Кронштадт. В Дании судьба корабля была на волоске, морякам с трудом удалось убедить представителей датского правительства и английской миссии в лояльности к Белому движению. Но команде до конца не доверяли. «Румб» под конвоем английского эсминца был направлен в Либаву. Однако в темноте и тумане «Румб» «потерялся», и обнаружился уже в Кронштадте.
После Гражданской войны все корабли прошли модернизацию. Они получили по два новых 127-мм орудия и по две 63,5/60-мм зенитные пушки Барановского (впоследствии их заменили на два спаренных 37-мм зенитных автомата).
Оставшиеся во Владивостоке корабли тоже пережили ряд приключений. Во время интервенции японцы попытались захватить корабли, но команда «Рейда» увела его вглубь Амура, где «Рейд» был посажен на мель. Команда «Трюма», плюнув на всех, увела сторожевик прямиком в Китай. Японцам достался только «Галс» который и был уведен на оккупированный японцами Сахалин. В 1930 году, во время 2-й Маньчжурской войны, «Трюм», ставший китайской канонерской лодкой «Чжу-Сянь», был захвачен советскими войсками и возвращен на родину.
В середине 30-х годов японцы вернули захваченный «Галс».
К началу ВОВ все корабли прошли модернизацию. На всех паровые машины заменили на дизеля. Все были вооружены 127-мм орудиями и 37-мм зенитными автоматами. «Гюйс» и «Бимс», ставшие «Балтийским комсомольцем» и «Рабочим-путиловцем», остались на Балтике. «Румб» и «Рейд», оказавшиеся «Красным черноморцем» и «Николаевским рабочим», перевели на Черное море. А ставшие после переименования «Красным Иманом» и «Уссурийским партизаном», «Галс» и «Трюм» очутились на дальнем Востоке.
Во время Великой отечественной войны на долю кораблей выпала нелегкая судьба. «Рабочий-путиловец» погиб во время Таллиннского перехода, до конца выполнив свой долг. «Балтийский комсомолец» пережил блокаду, участвовал в освобождении Прибалтике и погиб в 1946 году при проведении работ по разминированию Данцигской бухты. «Красный черноморец» был потоплен немецкой авиацией на Черном море, а вот «Николаевский рабочий» благополучно пережил войну. Перешел на Балтику. Прослужил до 1960 года, а потом был переведен в разряд учебных судов.
«Красный Иман» участвовал в Сахалинской операции и был торпедирован японской подводной лодкой в 1945 году. «Уссурийский партизан» дожил до 1968 года, пока не был превращен в мишень для испытания новых противокорабельных ракет.
Как всегда, жду Ваших замечаний, уточнений, дополнений и комментариев.
ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАДЕЮСЬ, БУДЕТ…