4

 

Уважаемые коллеги, выложенная статья будет, пожалуй, самой странной. Во-первых, она идет под весьма забавным №13. И я как бы заранее махнул на неё рукой – «все равно ничего хорошего не получится». Во-вторых, я собрал сюда исправленные материалы двух предыдущих статей.

Мне хотелось закончить «Амурскую эпопею» как раздел «Мы наш, мы новый, флот построим…» и выложить мониторы. Но тут я напал на чрезвычайно интересную информацию – и в результате статья про амурские мониторы выросла до полноценной, да еще весьма обширной статьи. Пришлось делить. Но оно этого стоило :))))))))))) Так что пока наслаждайтесь переработками, а вскоре выйдет статья и про амурские мониторы. Особая благодарность уважаемому коллеге Barb, посоветовавшему мне «порезать осетра» в материале «Речные линкоры» и фактически предоставившему мне для этого ТТХ. Желаю приятного чтения.

События 1900 года, произошедшие в Китае (восстание ихэтуаней) и на Амуре, изрядно напугали дальневосточные власти. Участие России в событиях в Китае и подавление восстания потребовали напряжения сил всех трех округов Дальнего Востока – Иркутского, Приамурского и Квантунского.

Из дневника Николая II:

«был В.Л. (личность достоверно установить не удалось), говорил страшные вещи. Если бы восстание китайских бунтовщиков было лучше организовано, а китайские войска оказали бы им более деятельную помощь, то мы наверняка, потеряли Маньчжурию, а возможно и Владивосток. Невозможно допустить подобное…».

Путешествующий в 1901 году по Транссибу корреспондент газеты «Русский патриот» А.С. Бородаев писал:

«повсюду воинские эшелоны, пехота, казаки, платформы с артиллерийскими орудиями. В Иркутске лицезрел блиндированный поезд. Жуткое зрелище. В Харбине офицеров больше, чем в Петербурге. Кругом войска. Повсюду разговоры, что Россия готовится к войне. Но кто противник? Мнения самые противоречивые. Кто называет Японию, кто Китай. В Японию я не верю, слишком слаба и удалена от материковых дел. А вот Китай, вполне возможно. Отомстить за мучеников КВЖД, а заодно ущемить англичан в Китае, было бы чрезвычайно полезно. В Японии и Китае паника. Многие китайцы бегут с Дальнего Востока. Японцы пока остаются, но повсюду чувствуется напряжение».

Корреспондент «Русского патриота» не врал. Россия серьезно усиливалась на Дальнем Востоке. В том числе усиление коснулось и Амурской флотилии. Морское ведомство всерьез собиралось «запереть Амур, на надежный замок и не допустить событий 1900 года».

Второй проблемой стал Владивосток. В связи с переходом флота в Порт-Артур, Владивостокскому порту срочно требовалось усиление. Морское руководство посчитало, что хорошим выходом из создавшегося положения станет плавбатарея, способная усилить оборону Владивостока, и несколько более легких кораблей. В качестве прототипа решено было использовать крейсер II ранга «Каприз». Однако расположение орудий на плавбатарее не устроило адмиралов. В результате проект основательно переработали. Теперь два 203-мм орудия располагались в носовой и кормовой части корабля, а два в центральной части, на миделе, в открытых спонсонах.

Строительство плавбатареи поручили Владивостокскому судостроительному и судоремонтному заводу Морского ведомства. Летом 1903 года плавбатарея, названная в честь героя Севастопольской обороны, капитана I ранга В.Н. Сазонова – «Капитан Сазонов», вошла в строй.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIII. Переделанные защитники Амура

Плавбатарея «Капитан Сазонов»

Водоизмещение – 2720 тонн. Размерения – 88,0×12,5×4,2 м. СУ – 2ПМ, 6ПК. Мощность – 3800 л.с. Скорость – 15,7 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 9 узлах. Запас топлива – 200 тонн. Бронирование: Пояс – 75–51 мм, палуба – 25–35 мм, щиты орудий ГК – 40 мм, казематы — 40 мм., рубка – 60 мм. Вооружение: 4×1×203/45-мм, 4×1×87/50-мм, 4×1×47-мм, 2×457-мм ТА.

Погибла плавбатарея «Капитан Сазонов», вместе с крейсером II ранга «Лиман», весной 1905 года, при вторжении японцев на Сахалин (см. статью «Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XII. Речные линкоры»).

Посчитав, во что обошлось строительство двух крейсеров II ранга «Лиман» и «Затон», руководство российского флота прослезилось. Поэтому денежки, выделенные на строительство двух следующих крейсеров, было решено потратить на нечто более дешевое и практичное. Если «Лиман» и «Затон» предназначались прежде всего для охраны устья Амура и Татарского пролива, то последующие корабли должны были непосредственно защищать Амур от вторжения китайских орд вплоть до Хабаровска. Исходя из условий плавания и возможности маневрирования на Амуре, решено было уменьшить корабли. 203-мм орудия сочли избыточными. Водоизмещение уменьшили более чем в 1,5 раза. Результатом явился проект малого ББО – «Хинган». Всего было построено 4 единицы – «Хинган», «Гилюй», «Анюй», «Горин».

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIII. Переделанные защитники Амура

Мониторы «Хинган», «Гилюй», «Анюй» и «Горин»

Водоизмещение – 2250 тонн. Размерения – 82,5×18,0×2,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 2800 л.с. Скорость – 14,7 узлов. Дальность хода – 1240 миль на 9 узлах. Запас топлива – 180 тонн. Бронирование: Пояс – 100–75 мм, палуба – 25 мм, башни ГК – 75/35 мм, щиты орудий СК – 25 мм, рубка – 60 мм. Вооружение: 2×2×152/45-мм, 6×1×87/50-мм, 4×1×7,62-мм пулемета.

Все корабли были названы в честь притоков Амура. Строили их вразнобой, главное – побыстрее. Так головной «Хинган» и «Анюй» построили на Амурской судостроительной верфи Морского ведомства в Хабаровске. «Горин» строила частная русско-американская судостроительная верфь во Владивостоке. А «Гилюй» построила частная верфь в Благовещенске. Ни русско-американская верфь, ни верфь в Благовещенске не имели опыта строительства подобных судов, и поэтому на них командировали нескольких перспективных выпускников корпуса корабельных инженеров и корпуса корабельных механиков. Они-то и оказались самым большим долгостроем и были введены в состав флота уже после окончания войны, в 1905 году. «Хинган» и «Анюй» ввели в строй летом 1903 года. Впрочем, особенно повоевать им не пришлось. Их основной задачей стало конвоирование по Амуру караванов барж с военными грузами. «Хинган» дважды участвовал в минных постановках в устье Амура. «Анюю» как-то довелось обстрелять то ли японских рыбаков, то ли браконьеров, то ли японских разведчиков. Справедливости ради стоит отметить, что при первых же выстрелах японцы живо убрались прочь.

Перед ПМВ все корабли прошли модернизацию, получив радиотелеграфные станции и новые 4×1×127/50-мм орудия. Кроме того, на них установили новые 37-мм автоматические пушки и по две 63,5-мм зенитных пушки конструкции Барановского. Наибольшие потери малые ББО получили во время революции. Так, в начале июле 1917 года на «Анюе» приключился грандиозный пожар, причина которого так и не была выяснена. «Горин» летом 1917 года налетел на каменный бар и так повредил себе днище, что оказался не ремонтопригоден. «Героическая» команда «Горина» сняла с него все, что можно, остальное уничтожила или повредила, да и подалась к партизанам. «Хинган» достался белогвардейцам, которые угнали корабль прямиком в Китай. Дальнейшая судьба «Хингана» неизвестна. А вот «Гилюю» повезло больше. После гражданской войны его переименовали в «Блюхер» в честь героя Гражданской войны на Дальнем Востоке. Долгое время «Блюхер» был флагманом Амурской пограничной флотилии. В октябре-ноябре 1929 года участвовал в советско-китайском вооруженном конфликте. В 1938 году «Блюхеру» вновь вернули практически прежнее имя, он стал «Красным Гилюем». Такое имя сочли политически нейтральным. Перед самой войной «Красный Гилюй» прошел основательную модернизацию. На нем установили дизели. Скорость увеличили до 17 узлов. Были установлены новые орудия и зенитные автоматы, РЛС, а также противолодочное оборудование. За всю войну «Красный Гилюй» ни разу не пострадал. Зато летом 1946 года, в Татарском проливе, он подорвался на советской мине, выставленной против японцев еще в годы войны. К счастью, корабль хоть и сильно пострадал, но все же остался на плаву и даже сумел дотянуть до мели. В 1947 году «Красный Гилюй» сняли с мели и отправили на ремонт во Владивосток. После ремонта «Красный Гилюй» долгое время служил в качестве учебного корабля, пока в 1979 году его окончательно не вывели из состава флота.

Как всегда, жду Ваших замечаний, уточнений, комментариев и дополнений

Продолжение по мониторам обязательно следует…

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account