«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXIII. Большие пакостники на мелком месте

4

Уважаемые коллеги, выкладываю продолжение «Мы наш, мы новый, флот построим…». В этот раз речь пойдет о самых результативных кораблях русского флота. Некоторые корабли Вам знакомы, а некоторые новые. Приятного чтения.

* * *

Адмиралы, возглавлявшие военно-морское ведомство России, всегда считали мины дешевым и эффективным средством борьбы с флотами противника. Поэтому кораблям-минопостановщикам уделялось весьма большое внимание. Адептами минного дела были такие корифеи, как С.О. Макаров, В.К. Пилкин и И.М. Диков. К тому же сам морской министр Р.В. Хорошихин считал – «необходимо постоянно создавать угрозы противнику вблизи наших баз, важно устанавливать такое количество мин, чтобы всячески ограничивать и сковывать перемещения противника, заставить двигаться вражеские броненосцы ввиду наших баз со скоростью, не превышающий скорость тралящего каравана, постоянно угрожая ему (противнику) угрозой подрыва».

Как только вице-адмирал Р.В. Хорошихин стал морским министром, он тотчас же начал деятельно развивать минное дело. При этом он действовал по трем основным направлениям: 1) совершенствование самих мин; 2) совершенствование способа минных постановок; 3) создание специализированных кораблей для минных постановок.

Уже в 1893 году была собрана группа специалистов-энтузиастов минного дела. В группу вошли такие признанные мэтры и молодые новаторы, как В.А. Степанов, А.П. Угрюмов, Н.Н. Азаров, Е.В. Колбасьев, В.С. Сантананеев, А.Л. Федоров, П.Ф. Гаврилов, В.А. Куприянов. Возглавить комиссию было поручено вице-адмиралу В.К. Пилкину. Научную помощь комиссии оказывали такие светила отечественной науки, профессора Электротехнического института императора Александра III – А.С. Попов и Ф.Ф. Петрушевский. Известный физик, специалист в области взрывчатых веществ, изобретатель шеллита – И.И. Чельцов, ученик Д.И. Менделеева. Особый вклад в работу, как её уже успели окрестить, «минной группы» внес Н.Н. Азаров, предложивший «автоматический якорь Азарова». Принятие штерто-грузового способа постановки мин на заданное углубление с применением «якоря Азарова» расширило возможности и районы применения морских мин, упростило и ускорило минную постановку, увеличив количество выставляемых мин.

Несмотря на предложенный Азаровым метод постановки мин, сам процесс оставался еще сложным и трудоемким. Якоря и мины хранились на палубе отдельно и компоновались непосредственно перед постановкой. Для постановки мин требовалась грузовая стрела или минбалка. В 1889 году лейтенант В.А. Степанов предложил конвейерный способ постановки мин. Сущность этого метода заключалась в том, что подготовленные якоря и мины прикреплялись к специальному минному рельсу. Транспортная цепь с помощью отдельного привода перемещала мины по рельсу к корме и сбрасывала в воду. А на освободившееся место подвешивалась новая мина. Сочетание штерто-грузового и конвейерного методов было признано целесообразным и рекомендовано к установке на минных транспортах. Испытания первых минзагов, в которых применялся метод Азарова и Степанова, прошли на Черном море под руководством С.О. Макарова и в присутствии В.К. Пилкина.

Одновременно с совершенствованием метода постановки мин совершенствовались и сами мины. В 1896 году была принята новая морская мина, шаровая, гальваноударная, весом 462 кг, весом ВВ (пироксилин) – 65 кг. Длина минрепа – 110 м, максимальная глубина погружения 50 м. Это мина так наверное и осталась бы основной миной русского флота, но в 1898–1900 году в русском минном деле произошел настоящий переворот. В этот период минный кондуктор Ф.Ф. Скрябин предложил гидростатический предохранитель, делавший мину опасной только после погружения на заданную глубину. Практически одновременно с этим лейтенант А.П. Угрюмов, инженер Миклашевский и мичман В.А. Давыдов II предложили способ постановки мин с тележек. Мичман Давыдов придумал саму тележку, инженер Миклашевский предложил совместить якорь мины с тележкой, а лейтенант А.П. Угрюмов не только предложил способ установки мин, но и испытал его на Балтийском море. Результатом этой деятельности стало появление морской мины образца 1901 года. Это была «классическая» шаровая, гальваноударная мина весом 525 кг. с весом ВВ – 92 кг шеллита, длиной минрепа 180 м и максимальной глубиной погружения 110 м. На минах был установлен гидростатический предохранитель Скрябина.

Но морской министр уделял внимание не только минам, но и их производству. Особое внимание он уделял Дальнему Востоку. Благодаря его стараниям в период с 1896 по 1900 год были введены Иркутские минно-артиллерийские мастерские (морские мины, торпеды, торпедные аппараты, снаряды калибра до 203 мм), Владивостокские и Порт-Артурские минно-артиллерийские мастерские. Владивостокские мастерские были ориентированы на выпуск 1700 мин в год, Иркутские – 1200 мин, Порт-Артурские – 900 мин. В основном это были мины образца 1896 года, но к концу 1903 года удалось выпустить около 2000 мин нового образца, 1901 года.

Как только Р.В. Хорошихин стал морским министром, он тотчас же деятельно принялся за создание минопостановочного и минозаградительного флота. Наиболее простым делом была переделка старых миноносок в тральщики и минопостановщики. В начале 1880-х годов, в чаянии возможного конфликта с Англией, морским ведомством была построена целая серия миноносцев типа «Циклон». К началу 1890-х годов с ростом водоизмещения и защищенности кораблей, миноноски окончательно устарели. Попытки установить на них новое торпедное оборудование провалились из-за малого водоизмещения. Поэтому после некоторых раздумий было принято решение переоборудовать их в минопостановщики. С миноносок снимали все торпедное вооружение, из вооружения оставили только одно 47-мм орудие и 7,62-мм пулемет. Котлы и машины заменили на более экономичные, меньшей мощности и веса. Все это позволило размещать в перегруз на них до 24 мин заграждения. Изначально постановка мин осуществлялась только при отсутствии хода либо грузовой стрелой, либо со специальной наклонной конструкции. После того как мины обзавелись тележкой-якорем, надобность в грузовых механизмах отпала. Таким образом, было переоборудовано до двух десятков миноносок. 14 из них предполагалась отправить на Тихий океан. Но дошли не все. В шторм в Индийском океане сорвало с буксира и перевернуло ММЗ «Циклон-6», экипаж едва удалось спасти. Практически в то же время, бесследно исчез ММЗ «Циклон-10». Океан бывает иногда чрезвычайно жесток и зачастую крепко хранит свои тайны.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXIII. Большие пакостники на мелком месте

Малый минный заградитель типа «Циклон — 1…14»

Водоизмещение – 32,7 тонн. Размерения – 33,5×3,0×1,5 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 220 л.с. Скорость – 14,7 узла. Дальность хода – 400 миль на 9 узлах. Запас топлива – 5 тонн угля. Вооружение: 1×47-мм, 1×7,62-мм пул., 18 мин, минно-тральное оборудование.

В 1887 году в строй вошел минный транспорт «Алеут», однако устанавливать мины на ходу он не мог. В 1889 году морское министерство провело конкурс на минный заградитель, который мог бы устанавливать мины на ходу по методу В.А. Степанова. Конкурс выиграла шведская фирма «Мотала», которая и получила заказ на постройку двух минных заградителей – «Буг» и «Дунай». В декабре 1892 года оба корабля вошли в строй. Опыт оказался весьма удачным, и морской министр Р.В. Хорошихин возжелал иметь еще 4 корабля по схожему проекту. В этот раз «счастье» улыбнулось датской фирме «Бурмейстер и Вайн». Последовательно с 1893 по 1896 год со стапелей это верфи сошли «Унжа», «Мста», «Яуза» и «Истра». От «Буга» их отличали несколько меньшие размеры. В связи с тем, что система постановки мин Степанова иногда давала сбои, на всякий случай для постановки мин были предусмотрены 4 подъемных устройства для подъема мин на палубу, а также 2 грузовые стрелы на мачтах и две минбалки для непосредственной постановки мин с палубы.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXIII. Большие пакостники на мелком месте

Минные заградители «Унжа», «Мста», «Яуза» и «Истра»

Водоизмещение – 1410 тонн. Размерения – 68,0×10,5×4,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 1750 л.с. Скорость – 14,5 узла. Дальность хода – 2400 миль на 10 узлах. Запас топлива – 155 тонн угля. Вооружение: 2×87-мм, 2×7,62-мм пул., 180 мин.

В 1897 году морской министр Хорошихин вызвал к себе молодого, но уже успевшего отметиться строительством дозорных крейсеров III ранга (КОМПов), кораблестроителя Мефодия Валериановича Донца. В этот раз вопрос стоял просто – «Нельзя ли приспособить КОМП в качестве минзага?». Мефодий Валерианович ответил утвердительно. Результатом была переработка его же проекта кораблей охраны морских портов. Оба корабля строились на верфи «Крейтон и К°». Изначально установка мин шла по методу Степанова. К 1902 году почти все минзаги перешли на установку мин при помощи якорей-тележек.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXIII. Большие пакостники на мелком месте

Минные заградители «Шелонь» и «Ловать»

Водоизмещение – 680 тонн. Размерения – 60,5×7,8×3,5 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 1600 л.с. Скорость – 15,0 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 10 узлах. Запас топлива – 95 тонн угля. Вооружение: 2×87-мм, 2×7,62-мм пул., 180 мин.

В 1896 году Роман Владимирович объявил конкурс среди отечественных судостроительных предприятий на создание корабля, «способного как к несению дозорной службы, так и к постановке и снятию мин». При этом он обязательно обговорил «умеренное водоизмещение». Также при проведении конкурса приоритет отдавался небольшим частным верфям, так как, по мнению морского министра, «в дополнение к казенному судостроению, необходимо было поддержать мелкого, частного судостроителя, что не только улучшит экономические положение, но и даст прирост мастеровых на казенные судостроительные верфи».

Конкурс выиграл судостроительный завод «Беллино-Фендерих», г. Одесса. Но так как заказ был слишком велик, его решили разместить на нескольких предприятиях. В строительстве участвовали сам «Беллино-Фендерих», «Наваль» (г. Николаев), судостроительная верфь «Беккер и К°» и «Вулкан-Шмидт» (г. Ревель). Кроме мин, тральщики-минзаги несли минно-тральное оборудование (трал Шульца) и сети заграждения. Все корабли были спущены в период с 1897 по 1900 год. 9 из 12 построенных кораблей в период 1898–1902 гг. были отправлены на Дальний Восток.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXIII. Большие пакостники на мелком месте

Тральщики-минзаги «Ингул», «Трубеж», «Тосна», «Охта», «Молога», «Шексна», «Ишим», «Исеть», «Ирбит», «Сейм», «Ворксла», «Вятка»

Водоизмещение – 280 тонн. Размерения – 45,2×7,5×1,5 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 400 л.с. Скорость – 10,0 узлов. Дальность хода – 400 миль на 7 узлах. Запас топлива – 35 тонн угля. Вооружение: 2×87-мм, 2×7,62-мм пул., 100 мин, сети заграждения

Но Роман Владимирович думал о минах не только как об оборонительном, но и наступательном оружии. Он писал – «минные постановки вблизи военно-морских портов противника есть легчайший способ добиться решительного перевеса сил до генерального сражения флотов». В 1896 году на Балтийском заводе закладываются минные транспорты «Амур» и «Енисей» (2500 тонн, 17,4 узла, 6×87-мм, 450 мин заграждения). Задумывались минные транспорты еще в 1894 году, но то, что было бесспорно на этот момент, в 1898 году уже вызывало сомнения. Так, морского министра уже не устраивала скорость минных транспортов в 18 узлов: «для минного транспорта, являющегося оружием наступательным, – писал Роман Владимирович, – необходимы, скорее крейсерские качества, а именно скорость и дальность, являющиеся приоритетом перед всеми остальными». Следующий минный транспорт, по мнению адмирала Хорошихина, должен быть скорее крейсером, чем транспортом.

Работа над двумя новыми минными транспортами была поручена только что закончившему работу над крейсерами типа «Корсаков» Алексею Павловичу Кутайсову, молодому, но энергичному кораблестроителю. Алексей Павлович взялся за работу капитально. Транспорты увеличили водоизмещение, одновременно став немного стройнее, за счет увеличения длины и осадки, но уменьшения ширины корпуса. Другие изменения коснулись в основном изменения СУ (вместо котлов Белльвиля установили котлы Шульца-Торникрофта), состава вооружения и топлива (частичная замена угольных котлов на нефтяные). В 1899 году проект нового минного транспорта «Неман» был утвержден в МТК. Заказ на постройку минных транспортов-заградителей, а так официально они стали именоваться с 1899 года, были переданы уже зарекомендовавшей себя верфи «Вулкан-Шмидт» (г. Ревель). Оба корабля вошли в строй в 1902 году, и оба в 1903 году ушли на Дальний Восток.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXIII. Большие пакостники на мелком месте

Минные транспорты-заградители «Неман» и «Березина»

Водоизмещение – 3220 тонн. Размерения – 97,5×12,5×5,0 м. СУ – 2ПМ, 8ПК. Мощность – 7400 л.с. Скорость – 20,8 узлов. Дальность хода – 3400 миль на 10 узлах. Бронирование: палуба – 25 мм, скосы – 31 мм, рубка – 51 мм, щиты орудий – 25 мм. Запас топлива – 300 тонн нефти и 400 тонн угля. Вооружение: 4×120-мм, 6×47-мм, 4×7,62-мм пул., 300 мин заграждения.

Но не только кораблями специальной постройки пополнялся флот минных транспортов. В преддверии возможной войны Адмиралтейство решило прикупить что-нибудь ненужное и не особо дорогое, для превращения его в крейсер. Выбор пал на грузо­пассажирский пароход «Венкер», с парусным вооружением, судоходной компании Голландской Ост-Индии, курсировавший между Батавией и Борнео. Корабль был приобретен в 1902 году за 6 тыс. фунтов стерлингов. Вскоре выяснилось, что переоборудование его в полноценный крейсер-рейдер обойдется в кругленькую сумму. Переоборудование в минзаг оказалось дешевле и предпочтительнее. В 1903 году голландский «Венкер» стал русским минным заградителем «Вилюй». На корабле смонти­ро­вали подкрепления под 107-мм орудия. Поменяли котлы. Подготовили помещения для хране­ния и снаряжения мин. Площадь парусов составила 420 м2. На борт корабль мог брать 120 мин, в перегруз до 160 мин. Войну «Вилюй» встретил в Порт-Артуре.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXIII. Большие пакостники на мелком месте

Минный транспорт-заградитель «Вилюй»

Водоизмещение – 2100 тонн. Размерения – 84,0×10,5×4,5 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность – 2000 л.с. Скорость – 15,5 узлов. Дальность хода — 2200 миль на 10 узлах. Запас топлива — 320 тонн угля. Вооружение: 4×107-мм, 6×47-мм, 120 мин.

В 1903 году Морское ведомство, выкупило у Общества железных дорог и морских перевозок «Север» (ОЖДиМП «Север») грузовое судно «Десна», предназначенное для перевозок зерна из Сибири, и приспособило его под минный транспорт. Кроме того что «Десна» могла сама выставлять мины, используя тележки-якоря, но имея грузовые стрелы, она могла служить транспортом-базой для остальных минзагов. Перевозя мины и уголь, она значительно расширяла радиус действия для других кораблей-минзагов.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXIII. Большие пакостники на мелком месте

Минный транспорт-заградитель «Десна»

Водоизмещение – 3450 тонн. Размерения – 87,5×11,5×5,8 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность – 2400 л.с. Скорость – 14,8 узлов. Дальность хода – 3500 миль на 9 узлах. Запас топлива – 200 тонн угля. Вооружение: 5×107-мм/50, 2×7,62-мм пул., 680 мин.

В 1904 году, уже во время войны, под руководством М.П. Налетова был введен в строй подводный минный заградитель «Нежданный». Впрочем, справедливости ради, несмотря на то что он несколько раз выходил на минопостановки, никакими боевыми подвигами он не отличился.

Всего во время войны русские минные транспорты-заградители выставили 7328 мин. Общий тоннаж уничтоженных кораблей японского флота составил свыше 70 тыс. тонн. Уже после войны журналист японской газеты «Ниппон сейхон» спросил, командующего японским флотом, адмирала Идзюина Горо о самом результативном корабле русского флота. И получил краткий ответ – «русские мины».

Как всегда жду Ваших замечаний, комментариев, дополнений и уточнений.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДУЕТ…

Подписаться
Уведомить о
guest

102 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account