Мировой рекорд скорости четырехмоторного самолета Heinkel He 116R. Часть 1

1

 

Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Перевод был выполнен в августе 2015 года.

40 лет назад Heinkel He 116R – самолет, оснащенный четырьмя 280-сильными двигателями Hirth HM-508, – совершил беспосадочный перелет протяженностью 10 500 км.

1 августа 1939 года в 07:09 на аэродром с травяным покрытием в Пенемюнде (Peenemünde) совершил посадку и покатился к ожидавшей его группе техников элегантный четырехмоторный самолет компании Heinkel. Самолет еще не остановился, когда открылась дверь кабины и экипаж из трех человек был накрыт волной поздравлений. Самолет Heinkel He 116R Rostock (зав. № 1696, номер гражданской регистрации D-ARFD) завершил перелет продолжительностью 49 часов и 9 минут и, пролетев 10 500 км, завоевал для Германии рекорд скорости при полете по замкнутому маршруту длиной 10 000 км. Уставшие, полуоглохшие и небритые, три члена экипажа этого самолета имели только одно желание: принять душ и лечь спать.

Мировой рекорд скорости четырехмоторного самолета Heinkel He 116R. Часть 1

на следующий день выспавшийся экипаж, совершивший перед этим рекордный перелет, предстал перед фотографами. Слева направо: старший радист Артур Суппа, командир экипажа Рудольф Йостер и второй пилот и бортмеханик Лаусманн. Снимок из архива К. Риза (K. Ries)

Командир самолета летчик-испытатель компании Heinkel Рудольф Йостер (Rudolf Jöster), второй пилот, бортмеханик и специалист по двигателям Hirth Ганс Лаусманн (Hans Lausmann), а также предоставленный авиакомпанией Deutschen Lufthansa старший радист Артур Суппа (Arthur Suppa) находились на том же самом аэродроме, с которого они взлетели 30 июля в 6:00. Аэродром в Пенемюнде, в то время представлявший из себя обычный травяной газон, был выбран как исходная точка для рекордного перелета. Однако взлет нагруженного пятью тоннами топлива самолета мог быть осуществлен только с помощью стартовых ракетных ускорителей.

Мировой рекорд скорости четырехмоторного самолета Heinkel He 116R. Часть 1

элегантный самолет Heinkel He 116 R, напоминавший своими формами Не-111, был оснащен более слабыми двигателями, позволявшими ему выполнять поставленные задачи: перевозку почты по протяженным маршрутам в Южной Америке. Снимок из архива Миттлера (Mittler)

Мировой рекорд скорости четырехмоторного самолета Heinkel He 116R. Часть 1
снимок вида сверху на Не 116 показывает его сходство с Не 111. Особенно это заметно при сравнении крыльев и большого горизонтального оперения, усиленного расчалками. Снимок из архива Миттлера

Ракеты такого типа были разработаны в конце 1936 года в Киле дипломированным инженером Х. Вальтером (Dipl.-Ing. H. Walter). Информация об их изобретении, само собой, содержалась в строжайшем секрете. Испытательный центр сухопутных войск получил заказ на разработку подобных ракет и в середине 1937 года был перебазирован из Куммерсдорфа (Kummersdorf) в Пенемюнде — условия работы на острове в Балтийском море были лучше, чем на старом полигоне под Берлином. 

Мировой рекорд скорости четырехмоторного самолета Heinkel He 116R. Часть 1
протокол, подписанный главным летчиком-испытателем компании Heinkel-Flugzeugwerke флюгкапитаном Герхардом Ничке (Flugkapitän Gerhard Nitschke) и подтверждающий установление рекорда скорости. Ничке двумя годами ранее – 22 ноября 1937 года – уже установил на He 119 V4 (D-AUTE) рекорд скорости в 504,998 км/ч с полезной нагрузкой 1000 кг на участке протяженностью 1000 км

После того как Эрнсту Хейнкелю удалось получить разрешение Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) для попытки установления рекорда в качестве аэродрома был выбран полигон в Пенемюнде еще находящийся в стадии постройки. Первая попытка установления рекорда, имевшая место в конце июля 1938 года, оказалась, вне всякого сомнения, неудачной. He 116 D-ARFD катился с залитыми по самую горловину топливными баками по травяному покрытию аэродрома, когда под фюзеляжем была подожжена первая пара ракет-ускорителей. Скорость самолета заметно увеличивалась, через 35 секунд бортрадист зажег 2 ракеты – по одной под каждой из плоскостей, и самолет тяжело оторвался от земли. На высоте примерно 3-4 метра заднее болтовое крепление расположенного по правому борту стартового ускорителя оказалось сорванным. Стартовый ускоритель пробил консоль крыла между двигателями HM-508 и стал приподнимать ее. За счет возникшего крутящего момента самолет свой левой частью был прижат к земле; затем он коснулся поверхности аэродрома и повредил левую стойку шасси. Никто из экипажа – командир Диле (Diele) (компания DLH), бортмеханик Лаусманн (компания Hirth) и бортрадист – при этом не пострадал. Они успели быстро покинуть самолет и удалиться от него на безопасное расстояние. К счастью, летающая топливная цистерна в результате данного происшествия не загорелась, и в течении последующих месяцев самолет был отремонтирован и готов для выполнения повторной попытки установления рекорда.

Мировой рекорд скорости четырехмоторного самолета Heinkel He 116R. Часть 1
Heinkel He 116 R (D-ARFD) после первой, неудачной попытки установить рекорд скорости. Размах крыла этого самолета в сравнении с другими прототипами был увеличен с 22 до 25 метров. Через год самолет был восстановлен и смог установить заявленный рекорд. Фото из архива Миттлера

Для того чтобы обеспечить возможность быстро набирать скорость при разбеге самолета на взлете, к июлю 1939 года был подготовлен бетонный участок взлетно-посадочной полосы длиной примерно 70 метров. В конце этого бетонного участка должны были приводиться в действие ракетные ускорители. На этот раз – 30 июля 1939 года – взлет был выполнен без происшествий. Двигатели Hirth HM-508, оснащенные сдвоенными карбюраторами и развивавшие продолжительную мощность по 280 л.с. каждый, разогнали He 116 до необходимой скорости перед бетонным участком взлетной полосы. После работы ракетных ускорителей (в общей сложности всего 65 секунд) и прохождения расстояния примерно 1800 метров D-ARFD набрал высоту 10 метров. Бортрадист при помощи переключателя сбросил уже ставшие не нужными ракетные ускорители фирмы Walter, а командир самолета Рудольф Йостер взял курс на исходный пункт трассы – Цинновиц (Zinnowitz). В 6:05 самолет прошел Цинновиц и направился к Лебе (Leba), выполняя полет по 250-километровому участку трассы Цинновиц – Леба.

На высотах между 150 и 250 метрами самолет весь день летал по маршруту над Балтийским морем. При наступлении темноты оба участка маршрута, на которых следовало выполнять поворот, были обозначены вертикальными лучами прожекторов. При этом для контроля всякий раз при проходе точки поворота крыло самолета должно было пересекать луч прожектора. 1 августа 1938 года в 4:23 самолет без особых проблем преодолел отметку в 10 000 км со средней скоростью 216 км/ч. Попытка пролететь в общей сложности 12 000 км не удалась из-за перебоев с подачей топлива. В итоге, пролетев 10 500 км, экипаж принял решение завершить полет.

Однако в тот же день итальянский экипаж на самолете Savoia-Marchetti SM-82 PD пролетел 10 000 км со скоростью 226,19 км/ч. Одновременно и французский экипаж также попытался установить рекорд скорости на участке такой же протяженности, но их попытка не увенчалась успехом. Тем не менее, успехи конкурентов из Италии не умаляют достижение немецкого экипажа Heinkel He 116R.


источник: Bau-Ing. Karl Ries. Weltrekord mit viermal 280 PS // Luftfahrt International, 1979-08

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account