17

Написанию поста (вообще задумывалась другое и на другую тему. Что-то типа «Английские миноносцы А-класса как зеркало английской научно-технической революции») явилось желание рассказать об этих интересных миноносцах-уничтожителях, явившихся довольно кардинальной вехой в теории малого военного судостроения. причем не только для мирового , но и для нашего кораблестроения (Миноносцы типа «Сокол»).

Вторым желанием было рассказать об малоизвестных элементах конструкции в столь малом водоизмещении. Просто альтернативщика-кораблестроителя отпугивает кажущаяся простота и изученность (на примере «Сокола») конструкции. Ну, казалось бы, что там можно поменять? Это Паганини играл на одной струне, а тут… Хоть ты как тасуй пару котлов и машины… Ан нет, все три фирмы-производителя подошли к делу в меру талантливо — и явили миру довольно самобытные (ПМ с V-образным расположением цилиндров не хотите? Любой каприз…) и отличающиеся даже меж собой конструкции.

В общем компиляция интернет-источников (заменял данные, которые считал абсурдными):

1. С. В. Патянин, глава «Эсминцы ВМС Великобритании» Том 1: Эсминцы периода 1892–1909 гг. (что в свою очередь является компиляцией David Laion «The First destroyers» + инет):
http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/GB_DD_Ugol/03.htm
2. Н. Н. Афонин, С. А. Балакин. Миноносцы типа «Сокол»:
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2004_02/index.htm
3. Оспрей – BRITISH DESTROYERS 1892-1918
4. англ. журналы «Инженер» за 1894 + пара книжек по котлам (взяты схемы)

****************

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.[0]

История появления (2 версии).

1. Значительные успехи французских миноносцев… подстегнули англичан. В начале 1892 года к молодому контр-адмиралу Джону Фишеру, недавно занявшему пост Третьего лорда Адмиралтейства — Контролера флота, обратился известный кораблестроитель Альфред Ярроу с проектом «сверхминоносца», призванного затмить быстроходные французские корабли данного класса. Фишер поддержал инициативу, а на вопрос Ярроу, как будут называться новые корабли, ответил:

«Мы назовем их истребителями, так как их задача — уничтожать французские миноносцы».

2. В марте 1892 года будущий создатель «Дредноута» адмирал Джон Фишер, занимавший в ту пору пост Контролера Адмиралтейства (Контролер Адмиралтейства, он же Третий морской лорд, отвечал за проектирование и строительство кораблей для Ройял Нэйви), пригласил к себе владельцев двух ведущих фирм, занимавшихся про вотированием и строительством миноносцев, —Джона Айзека Торникрофта и Альфреда Фернандеса Ярроу. Со свойственной ему решимостью Фишер потребовал разработать проект «истребителя мино­носцев» — дестройера со следующими характеристиками: водоизмещение — около 300 т, скорость хода — 26 узлов, вооружение — одна 76-мм, три 57-мм пушки и три торпедных аппарата, стоимость — не более 30 тыс. фн. ст. Нелишне напомнить, что самые крупные миноносцы того времени имели водоизмещение не более 150 т, а калибр их артиллерии не превышал 47 мм.

(ну т.е. однозначным является, что Фишер и кораблестроители встретились.)

Закладка первых в мире дестройеров состоялась в июле того же года. «Дэринг» и «Дикой» строились на верфи Торникрофта, «Хэвок» и «Хорнет» — на заводе Ярроу.

Эти шесть эсминцев должны были стать (и стали) прототипом для «27-узловых эсминцев программы 1893-94 гг.» Первые и последние корабли своего класса, в которых Адмиралтейство пыталось совместить миноносец (torpedoboat) и его истребитель, предназначенный для его уничтожения (torpedoboat destroyer). Заказ на первые два корабля («Daring» и «Decoy») был выдан 27 июня 1892 года, на следующую пару («Havoc» и «Hornet») — 2 июля 1892 г., а на последнюю («Ferret» и «Lynx») — 6 января 1893 г. Всем им оговаривались контрактная скорость не менее 27 уз при водоизмещении в полном грузу от 200 до 300 т. В качестве прототипа предлагалось использовать построенный для правительства Италии мореходный миноносец «Ariete». Состав вооружения, исходя из предназначения кораблей, предполагался двойным: в варианте истребителя — одно 12-фунтовое (76-мм) орудие, пять 6-фунтовых (57-мм) пушек и один 18-дюймовый (450-мм) торпедный аппарат в носу; в варианте миноносца предусматривалась возможность замены двух 6-фунтовых пушек на равное число палубных поворотных торпедных аппаратов. Еще одно требование относилось к силуэту, который должен был сводиться к минимуму. Остальные параметры проекта оставлялись на усмотрение фирмы-строителя.

Все эсминцы-прототипы имели двухвальную силовую установку. Для обеспечения контрактной скорости их корпуса получили значительное удлинение (более 10, тогда как у миноносцев той эпохи оно не превышало 7-8) и облегчались до предела (особенно на истребителях фирмы «Yarrow»). Запас угля составлял около 50 т, экипаж — 43-45 человек. Дальность плавания 10-узловым экономическим ходом достигала 3000 миль, а полной скоростью хода — около 480 миль. Все корабли на испытаниях показали скорость хода выше предусмотренной контрактом. Так, например, «Daring» 19 июля 1894 г. (при водоизмещении 237,7 т и мощности главных механизмов 4644 инд. сил) смог развить скорость хода 28,213 уз, a «Decoy» 31 августа 1894 г. (при водоизмещении 237,25 т и мощности механизмов 4049 инд. сил) — 27,641 уз. Однако в реальных условиях службы скорость хода всех шести эсминцев редко превышала 20 узлов. После вступления в строй они классифицировались как «26-узловые программы 1892-93 гг.»

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.


Управлялись корабли из двух носовых постов: из боевой рубки и с ходового мостика. Имелся кормовой ходовой мостик, прикрытый ветрозащитным щитом. Носовой ходовой мостик располагался в боевой рубке. На каждом из этих постов находились репитер магнит­ного компаса, штурвал с паровым приводом к полубалансирному рулю и машинный телеграф. Штурвал кормового поста кроме парового (или тросового), имел еще и ручной привод к рулю. Магнитный компас был установлен на возвышенной деревянной платформе. Такая схема расположения постов управления кораблем, в принципе, сохранялась на всех последующих британских эсминцах. Единственная мачта, не имевшая парусного вооружения, служила лишь для подъема сигналов и являлась опорой для деррик-крана.

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.
В процессе эксплуатации вооружение эсминцев состояло из одного 76-мм орудия (боезапас 100 выстрелов), трех 57-мм пушек и трех 450-мм торпедных аппаратов (при общем запасе шесть торпед). Впоследствии носовой торпедный аппарат был демонтирован с це­лью облегчить носовую оконечность, а также из-за того, что при стрельбе на высоких скоростях миноносцы того периода нередко таранили выпущенную ими же торпеду. Позднее для улучшения остойчивости демонтировали и один из палубных торпедных аппаратов.

Эти прототипы на десятилетие вперед продиктовали особенности внешнего облика британских истребителей: гладкопалубный корпус; носовая часть палубы покрыта карапасом («черепаший панцирь», как его называли), за которым располагалась небольшая боевая рубка, поддерживавшая платформу 76-мм орудия. По бокам от рубки имелись ограждения, служившие волноломами, защищавшими 57-мм пушки. Все «26-узловые» имели по невысокой фок-мачте, располагавшейся на некотором расстоянии позади боевой рубки. Корабли внешне различались между собой количеством и наклоном дымовых труб, а также формой форштевней и ахтерштевней.

Имя «Daring» «Decoy» «Havoc» «Hornet» «Ferret» «Lynx»
Фирма «Thornycroft» (Саутгемптон) «Yarrow» (Поплар) «Laird» (Биркенхэд)
Дата закладки 07.1892 07.1892 1.07.1892 1.07.1892 1.07.1893 1.07.1893
Дата спуска 25.11.1893 25.02.1894 28.10.1893 13.12.1893 9.12.1893 24.01.1894
Дата вступления в строй 02.1894 1894 15.01.1894 07.1894 03.1895 08.1895
Дата исключения из списков 04.1912 13.08.1914 05.1912 09.1909 04.1912
Дата отправления на слом 10.04.1912 затонул 14.05.1912 12..10.1909 08.1910 12.04.1912
Водоизмещение (лонг т) 260/287,8 240/275 230/280
Длина, м 56,39 56,39 60,66
Ширина, м 5,79 5,67 6,04
Осадка, м 2,15 2,32 2,74
Силовая установка 2 ПМ (4 цилиндра), 3 ПК 2 ПМ, 2ПК 2 ПМ, 8ПК 2 ПМ (3 цил), 4 ПК
Мощность СУ (л.с.) 4200 3500 4000 4475
диаметр цилиндра ВД 19″ 18″ 19″
диаметр цилиндра СД 27″ 26″ 28,5″
диаметр цилиндра НД 2×27″ 39″ 42″
Ход штока поршней 16″ 18″? 19,5″
Тип котлов Водотрубные «Thornycroft» Огнетрубные «Yarrow» Водотрубные «Yarrow» Водотрубные «Normand»
вес котлов, лонг т 54 54 43 50,7
запас угля , лонг т 52 47 58
Скорость (уз) на испытаниях [1] 28,7 (29,268 [3]) 27,6 26,77 28 27,61 27,15
Дальность (миль) при 10 уз 3000 3000 3000
полным ходом 480 480 480
Вооружение 1-76,2 мм, 3-57 мм, 3-457 мм ТА (6 торпед)
(в 1905-1906 г — торпедное вооружение демонтировано)
экипаж 48 46 46
стоимость, фунтов ст. ~36 000 36 526 36 112 ~36 000

Корабли фирмы «Yarrow»

Первые в мире эскадренные миноносцы. Изначально строились по инициативе Альфреда Ярроу, а затем по заказу Адмиралтейства. Различались составом силовой установки и внешнему виду. «Havoc» имел приподнятый форштевень и две трубы, расположенных близко друг к другу, почти на мидель-шпангоуте. На «Hornet» труб было четыре, из которых вторая и третья стояли близко друг к другу. После замены котлов на «Havoc» он получил три дымовых трубы. На нем также в корму перенесли фок-мачту (ее разместили между первой и второй трубами). На «Havoc» для ускорения строительства и проведения испытаний устанавливались огнетрубные котлы фирмы «Yarrow» массой 54 т, а на «Hornet» — водотрубные, той же фирмы, весившие всего 43 т. Оба эсминца оснащались трехх­цилиндровыми вертикальными паровыми машинами тройного расширения.

Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения [2], работу которых обеспечивали на «Havoc» два огнетрубных котла фирмы «Yarrow», a на «Hornet» — восемь водотрубных котлов той же фирмы.

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг. Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

«Havoc»

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1899-90 гг. на заводе фирмы «Hawthorn Leslie» на нем заменили водотрубные котлы на три котла фирмы «Yarrow». В 1905 г. эсминец переклассифицировали в посыльное судно. В мае 1912 г. исключен из боевого состава флота и 14 мая 1912 г. продан на слом.

«Hornet»

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

После вступления в строй корабль нес службу в Средиземном море. В марте 1900 г. его вернули в воды Метрополии. В 1905 г. «Hornet» переклассифицировали в посыльное судно. В сентябре 1909 г. его исключили из боевого состава флота и 12 октября 1909 г. в Лондоне фирме «Ship Breaking Co» продали на слом.

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Корабли фирмы «Thornycroft»

Торникрофт обеспечил своим эсминцам лучшее качество изготовления корпуса и механизмов, чем это было у истребителей фирмы «Yarrow». Отличались двухтрубным силуэтом (трубы сравнительно невысокие и широкие, далеко разнесенные между собой, с наклоном к корме), закругленными бортами и формой кормовой оконечности, скошенной к ватерлинии, а также наличием двойного руля. В 1905 г. высоту дымовых труб увеличили примерно на 0,4 м. У кораблей были корпуса упрощенной конструкции, но на 4 % тяжелее, чем у фирмы «Yarrow». На первых официальных пробах на мерной миле «Daring» не смог развить ход более 24 узлов, что было связано с явлением кавитации, с которым кораблестроители столкнулись впервые. Было заменено шесть пар винтов, прежде чем удалось развить ход более 27 уз. При этом площадь винтов, с которыми истребитель достиг контрактной скорости, была на 45 % больше той, с которыми он вышел на испытания.

Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин (V-образные, работу которых обеспечивали три водотрубных котла фирмы «Thornycroft» с повышенным давлением пара, что увеличивало их экономичность.

«Daring»

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Весь период эксплуатации корабль оставался в водах Метрополии и использовался для проведения испытаний различного характера. 28 сентября 1894 г. его осмотрел Главный инженер Австрийского флота. В 1906 г. корабль переклассифицировали в посыльное судно, при этом с него сняли все торпедное вооружение. В марте 1912 г. «Daring» исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали на слом.

«Decoy»

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Весь период эксплуатации корабль оставался в водах Метрополии и использовался для проведения испытаний различного характера. 28 сентября 1894 г. его осмотрел Главный инженер Австрийского флота. В 1906 г. корабль переклассифицировали в посыльное судно, при этом с него сняли все торпедное вооружение. 13 августа 1914 г. «Decoy» затонул в результате столкновения с британским эсминцем «Arun» (типа «River») в районе скалы Вульф (о-ва Силли). Погиб 1 человек.

Корабли фирмы «Laird Brothers»

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Фирма «Laird Brothers» не обладала столь широким опытом в постройке боевых кораблей, каким обладали фирмы «Yarrow» и «Thornycroft». Тем не менее, она являлась одним из пионеров в постройке торговых паровых судов, в частности, пассажирских лайнеров. Любопытно то, что эта фирма построила первую канонерскую лодку британского флота — «Rattlesnake». Впоследствии аналогичные корабли были построены по заказу правительств Аргентины и Чили. Заказанные ей истребители имели оригинальную компоновку и силуэт, не применявшиеся другими британскими фирмами. Энергетическая установка этих кораблей состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand». Машинное отделение располагалось между котельными в середине корпуса. Отличались четырехтрубным силуэтом (трубы наклонные, сравнительно невысокие и узкие, разнесенные почти по всей длине корпуса через почти равные промежутки), наклонным форштевнем и нависающей над водой кормой. Один палубный торпедный аппарат располагался между второй и третьей трубами, а второй — позади четвертой. Хотя Лэрды и использовали на своих кораблях котлы французской фирмы «Normand», на их основе впоследствии была разработана собственная конструкция, которая впрочем, не получила распространения за пределами фирмы.

Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин типа тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».

«Ferret»

Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1906 г. с него сняли все торпедное вооружение, и в 1908 г. использовали для различного рода экспериментов. В августе 1910 г. «Ferret» самостоятельно перешел в Чатем, где и был разобран до конца года.

«Lynx»

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1902 г. с него сняли все торпедное вооружение и в дальнейшем использовали для различного рода экспериментов. В марте 1912 г. «Lynx» исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. фирме «Preston» продали на слом.

Места строительства

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Строили в трех местах — в Лондоне (район Поплар в районе Доков), в Саутгемптоне и Биркенхеде.

Особенности конструкции

Котлы Ярроу:

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг. Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг. Котлы Норманд:

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Котлы Торникрофта:

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг. Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Машина паровая V-образная (вещь!!!)

За счет развала цилиндров и усложнения удалось уменьшить высоту при тех же размерах и снизить вибрацию. При классической схеме (Ярроу — Сокол) три цилиндра — головки + кожух выступают над палубой где-то на 0,3–0,38 метра. Машина была в точности повторена на следующей торникрофтовской тройке миноносцев А-класса.

Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг. Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.

Выводы:

Все три фирмы с заданием справились. Ярроу сделал такой легкий, до предела облегченный истребитель. «Лайрд» сделала такой быстрый, но, походу, боялись облажаться, и получился немного утюг. Лучше всего получилось, на мой взгляд, у Торникрофта («Сокол»). С учетом обстоятельств, думается, англичане провернули такую аферу, продав золотопогонникам качественный (в определенных условиях. Но не в наших) товар, но не высшего сорта. Не стоила машинка 36 тыс ф. Теж японцы (подумав) выбрали всеж строить и у Торникрофта… Хотя и Ярроу тож строили…)

[0] Их почему-то относят к А-классу. На мой взгляд без причин. К моменту введения классификации в большинстве своем именно эта серия была уже отправлена на слом. Скорее уж с учетом обстоятельств приемлю гламурное название «миноносцы класса А-прайм»

[1] Машины традиционно форсировались до предела, например, частота вращения винтов достигала 400 оборотов в минуту, что вызывало сильную вибрацию на высоких скоростях. На испытаниях корабли, как правило, превышали контрактную скорость, но в большинстве случаев — незначительно, а порой требовались повторные пробы. И все это притом, что почти всегда истребители выходили на мерную милю без артиллерии и торпедных аппаратов, с минимальным запасом угля и квалифицированными заводскими кочегарами и механиками.

[2] Якобы Ярроу сделал машину специально к проекту. Однако машина и котлы (8 штук!) взяты с предыдущих проектов. Скорее машину и котлы специально под проект сделал Торникрофт.

[3] первая цифра по книге, вторая из Инженера. 29.298 уз получили на испытаниях всего на 2 минуты 3 сек., индикаторная мощность при этом находилась в интервале 4800–4900 и.л.с. Тем не менее «Даринг» стал самым быстрым кораблем в мире.

Подписаться
Уведомить о
guest

29 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account