Минимализм в противотанковых минах для РККА в 30-е годы
Максимально коротко о том что было в реальности Противотанковые мины производились в СССР года эдак с 32-ого. Тогда производилось два мелкосерийных типа противотанковых мин — ЕЗ-1 (с ненадежным электрическим взрывателем и довольно слабым зарядом ВВ в 2 кг) и Т-4 (с уже нормальным нажимным взрывателем и более мощным зарядом ВВ — 2,6 кг ВВ). В принципе, в мелкосерийности проблем нет — некоторые страны не удосужились обзавестись ПТМ вплоть до начала Второй Мировой. В 35-ом году в производство пошли ещё чуть более мощные (2,8 кг тротила) мины ТМ-35, ставшая основной противогусеничной миной РККА на все оставшиеся 30-е годы; под конец выпуска появилась ТМ-35М, обладавшая увеличенной высотой корпуса и, соответственно, увеличившимся зарядом ВВ до 4 кг. Позже, в 39-ом была принята на вооружение ТМ-39, имевшая удлиненные корпус и нажимную пластину (с известными последствиями в виде возможности установки меньшего количества мин на участок, но с увеличением трудоемкости установки одной мины и снижения эффективности — лишь часть ВВ взрывается под гусеницей, и значительная часть заряда тратит энергию вхолостую).
Главным плюсом большинства мин, было то что в них использовались заводские тротиловые шашки по 200 или 400 грамм. Во-первых это стандартизация, не надо изготавливать заряды ВВ особой формы, во-вторых саперы по необходимости могут надыбать из мин шашек под свои нужды. Минусы — зачастую не шибко сильный заряд ВВ (впрочем, гусеницам лёгких танков 30-х годов и от этого пришёл бы белый и пушистый зверёк — поэтому, ИМХО, так себе минус), недостаточная герметичность (нельзя установить под воду, на переправах-бродах, замерзшая в мине дождевая вода может не дать нажимной плите прожаться или вывести из строя капсюль-детонатор), или крайне неудачный взрыватель (ЕЗ-1).
Альтернатива Четыре с половиной вида мин примерно сходных характеристик, на мой взгляд, это как-то чересчур. Понятно что из них две опытных мелкосерийных, а одна — удлиненная, но всё же, можно и подсократить.
Основной миной в 30-е годы, на мой взгляд, должна стать лёгкая противогусеничная мина с малым зарядом ВВ, в районе 1,8 килограмм (по примеру британской G.S. Mark. II, которая по лёгким танкам работала нормально). Этого достаточно чтобы разбить гусеницу лёгкому танку, которых в собственно 30-е годы наблюдалось большинство. Притом, следует провести полноценный конкурс, с отбором наилучшего образца, чтобы уже его запустить в нормальную серию, а не устраивая разброд и шатание, как например в 1932 году, когда производились параллельно ЕЗ-1 и Т-4; думаю, при таких условиях будет шанс начать потихоньку производить новую мину всё в том же 32, или, что вероятнее 33 году.
Пройдёмся характеристикам. Форма — прямоугольная, слегка удлинённая. По габаритам, основываясь на Т-4, 21,5 см в длину, 16 см в ширину, 10 см в высоту. Масса — около 3,3 кг, масса ВВ — 1,8 кг (3 шашки по 400 г , 3 по 200 г); корпус, скорее всего, из фанеры. Нажимная плита (датчик цели) уходит в пазы в корпусе без каких либо крупных щелей (примерно как у ТМ-35) и имеет длину в 20 см. По примерному расчёту (ширина датчика цели+где-то ширина гусеницы танка), для минного поля с вероятностью поражения 0,5 по Pz.II (ширина гусеницы — 300 мм), необходимо будет установить 1000 мин на километр (т.е. 1800 кг тротила на км). Для 30-ых годов этого вполне достаточно; подобная мина станет достаточно дешёвой (1,8 кг тротила явно дешевле чем 2,6-2,8 кг тротила, а легкий танк всё равно гусеницу потеряет; против средних танков же можно устанавливать либо две мины сразу в одну яму, либо укладывать туда тротиловые шашки дополнительные), и если производить её массово, то она как минимум достанется большему количеству частей, чтобы была возможность обучить работе с ними как можно большее количество солдат. Делать же “монстра” по типу немецких тарелок (теллермин) я в принципе не вижу, для танков того периода он избыточен, и, скорее всего, много их наделать не получится. Да и к началу войны в наступающих частях вермахта лёгких танков и САУ на их базе (2 034 единицы) было всё ещё больше нежели средних трёшек и четвёрок и самоходок на их основе (1 667 единиц; данные я брал из статьи Лобанова “Бронированный таран вермахта”).
Также, ближе к концу 30-х (году в 38-39-ом) можно произвести модернизацию мины, увеличив её высоту на 7,5 см, чтобы уложить ещё 3 400-граммовых и 8 200-граммовых тротиловых шашек и довести массу ВВ до 4,6 кг, чтобы разбивать гусеницы появляющихся средних танков. Масса мины вырастет, я мыслю, примерно до 7 кг. Конструкцию части корпуса, датчика цели, расположения взрывателя и прочего желательно бы оставить прежней — это позволит сохранить значительную часть производственного процесса без изменений. Для минного поля, с вероятностью поражения 0,5 для Pz.IV (с шириной гусянки в 400 мм) потребуется 833 мины и 3 832 кг тротила на км. Я стараюсь не касаться темы взрывателей и прочего, ибо в ней разбираюсь хреново (да не то чтобы я во всём остальном разбирался шибко хорошо). Если кто-то может дать рекомендации на эту тему — пожалуйста, сделайте.
Насчёт удлиненных мин по типу ТМ-39 я даже не знаю что сказать. С одной стороны, они страшно помогут уменьшить плотность минного поля. С другой, у них крайне малый заряд ВВ относительно длины (у той же ТМ-39 на 20 см мины приходится где-то 1,2 кг ВВ; у приведённой выше “лёгкой” мины — ну, чуть меньше 2 кг), а соответственно и плотность энергии взрыва; да и на одну мину приходится откапывать куда большую яму. Я думаю, что можно от них отказаться совсем, и если уж это будет совсем необходимо, использовать несколько устанавливаемых в ряд “лёгких” мин — это только пойдет на пользу унификации, да и устаревающие мины с малым зарядом поможет утилизировать.
Как можно заметить, я мало что изменял относительно реальности, лишь сократил номенклатуру мин до одной крупносерийной и её модификации. За основу для прикидок я брал мину Т-4, впрочем, нажимную пластину желательно сделать более-менее похожую на ту, что была как раз у МТ-35 — тогда под неё не будет забиваться грунт, что может привести к отказу. Если по вашим расчётам мины выйдут потяжелее — ну что ж, ничего страшного, я думаю. Главное было максимально сократить количество типов производимых мин и унифицировать оные, что упростило бы как производство, так и обучение личного состава.