23 февраля 2012 года в 15.25 по московскому времени российский Первый канал осчастливил зрителей показом художественно-документальной (так она названа официально) ленты «Великий полководец Георгий Жуков». Автор фильма — Юрий Озеров (тот, который снял в советские времена многочасовую киноэпопею о Второй мировой войне). В титрах фильма о Жукове значится, что выпущен он в свет еще в 1995 году и что это совместный российско-сирийский проект.
Фильм аннотирован как правдивый рассказ о жизни маршала Жукова, обо всех перипетиях его судьбы как человека и как военного, но на самом деле по сравнению с этим проектом кинопропаганды новейшая многосерийная телелента «Маршал Жуков. Хроники», о которой скептически писал Игорь Лосев в «Телекритике», выглядит верхом правдивости и документальности — уж слишком специфично использованы в фильме «Великий полководец» документальные кинокадры.
Что же касается художественной составляющей фильма, то она основана на игре известного актера Михаила Ульянова в озеровской киноэпопее; Ульянову в свое время удалось «слепить» мощный и целостный образ, однако имеющий слишком много отличий от того реального Жукова, которого мы знаем сегодня. Это — существенно облагороженный по сравнению с оригиналом сталинский заместитель: он никого лично не расстреливает, не бьет в зубы, не матерится на каждом шагу, не пользуется известно какими услугами фронтовых артисток. Одним словом, это — Жуков, каким он, возможно, и сам бы хотел быть, когда позже осмысливал свое фронтовое бытие. И, конечно, Жуков Ульянова несравненно умнее своего прототипа. Но вот парадокс — в надерганных фрагментах мастерство игры Ульянова не возвышает своего героя так, как возносило его когда-то в эпопее. Или дело в дистанции времени, в наших новых знаниях о войне?
Однако в разговоре о фильме я буду использовать только те материалы, которые стали широко известными на 1995 год, а не появились позже, хотя там очень много интересного, начиная с фразы фильма о почти нищем детстве будущего маршала (как доказал московский историк Борис Соколов, это неправда) — и вплоть до привычки Жукова на протяжении всей жизни до самой пенсии параллельно иметь по меньшей мере пару жен, не говоря уже о любовницах.
ЛЖИВЫЙ «КОКТЕЙЛЬ»
Итак, рассказ о «великом полководце» сочетает неправду, полуправду, откровенную ложь и банальный непрофессионализм, замешенные на безоговорочной апологетике. Куда там «коктейлю Молотова» до этой огненной смеси!
Судите сами. Автор фильма утверждает, что Георгий Жуков на гражданской войне дослужился до командира полка и получил свой первый орден Красного знамени. Но во время войны он командовал лишь эскадроном: комполка он стал во время карательной операции против восставших мужиков Тамбовщины и за подавление этого восстания — в 1922 году — получил свой первый орден. Одним словом, хорошо проявил себя, будучи карателем.
Автор фильма, ведя рассказ о 1930-х годах, подчеркивает: «В мире было неспокойно. В соседней Германии…». Но ведь не была же Германия соседкой СССР! Ее отделяли от «первого в мире социалистического государства» (вторым стала как раз национал-социалистическая Германия) Польша и государства Балтии. А это — сотни и сотни километров. Об Италии рассказано, что там к власти пришли фашисты, что диктатором стал Муссолини. Только ни слова о договоре 1933 года о ненападении, нейтралитете и дружбе с СССР.
Я уже не говорю, что в фильме отсутствует даже упоминание о деятельности Коминтерна — одного из ведущих двигателей глобальной политики 1920—1930-х годов.
В фильме упомянуто о культе Сталина, о его псевдорелигиозном обожании и о том, что Сталин хотел быстро построить социализм. Но категорическая неправда то, что Россия, дескать, была «страной с крестьянским укладом». До Первой мировой войны в ней строили паровозы и автомобили, первые в мире тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец» и самые современные линкоры. А что касается сельского хозяйства, то оно уверенно завоевывало мировой рынок. И вовсе не благодаря столыпинским реформам — первенство в экспорте товарного зерна имела Кубань, на которой жили потомки запорожских казаков, которые не знали ни общины, ни крепостничества. Просто большевики разрушили все это и выбили или заставили эмигрировать «буржуев» и «белоказаков». А «кулаков» они выбивали несколько раз. А потом для прикрытия всего этого и был рожден миф о «России в лаптях», которую, мол, большевики подняли до высот цивилизации. Не в том была проблема — экономика стремительно развивалась, — а в самодержавном устройстве и отсутствии национальных прав для «инородцев».
Нам показывают документальные кадры — огромные массы советских танков середины 1930-х, и закадровый голос рассказывает о «новых теориях» военных действий. Какие там абстрактные «новые теории»? Абсолютно конкретная «теория глубокой операции», как она в действительности называлась, — первый внезапный удар массами танков и авиации, вторжение на вражескую территорию на большую глубину и советизация всех занятых территорий, превращение их в «новый базис войны».
Эту неточность еще как-то можно объяснить — не хотелось автору фильма говорить об агрессивном характере советской военной доктрины. Но в фильме множество других неточностей, которые ничем иным, как небрежностью и непрофессионализмом, объяснить нельзя. Не был Жуков заместителем командующего «Белорусским военным округом», как говорится в фильме. Этот округ назывался Белорусский особый военный округ. Таких округов было в СССР только два: этот и Киевский. Это не просто дополнительное слово — это особый характер округов, где были сосредоточены огромные массы войск и боевой техники, округов, которые должны были стать главными театрами военных действий в Восточной Европе.
1939 год. Жуков во время событий на Халхин-Голе далеко не сразу туда попал, как утверждает это фильм. А когда силы Красной армии оказались беспомощными, то его послали разобраться и навести порядок. Именно такой персонаж был нужен Сталину там — с железной волей и без химеры, которая зовется совестью. Описание же боев на Халхин-Голе абсолютно неверное. Жуков не собирал все танки в кулак и не крушил ими японскую оборону. Были созданы две подвижные группы, оборона японцев разбита, как и положено, артиллерией, авиацией, пехотой и танками ее непосредственной поддержки, а затем в прорыв введены быстроходные БТ. Японские войска были окружены, расчленены на части и разбиты.
И снова анекдотическое утверждение: «После Монголии Жуков был направлен командовать Киевским военным округом». Не существовало такого округа!
Ну а дальше ложь на уровне сталинского агитпропа становится грандиозной. Ни слова о героическом сопротивлении польской армии в сентябре 1939 года (только о том, что она «разваливалась»), ни слова об ожесточенной войне на море — только о том, что Британия и Франция вели войну с Германией «формально». Ничего себе «формально»! Десятки потерянных военных кораблей, в том числе авианосцы, линкоры, крейсеры (кстати, советский флот не потопил за всю войну ни одного большого корабля противника), большое количество потопленных обеими сторонами торговых судов. «Через 18 дней Польша потерпела поражение и была оккупирована немецкими войсками». Вообще-то Варшаву нацисты взяли только 28 сентября, а последние очаги сопротивления польской армии подавлены только 6 октября. И ни слова о пакте Молотова—Риббентропа, тайные протоколы к которому на то время уже были опубликованы (и не копии, а оригиналы!), о действиях Красной армии, о причине пассивности западных союзников — ведь они должны были начать наступление на Германию 18 сентября, однако 17 сентября СССР ворвался в Польшу с востока, чем кардинально изменил геополитическую ситуацию; собственно, без советской помощи в условиях англо-французской блокады немецкая экономика продержалась бы только до весны 1940 года, но упомянутый пакт перечеркнул эти расчеты.
«Немецкая авиация полностью господствовала в воздухе, и это многое решило», — это уже о войне на Западе. Да. Только французы и британцы еще в небе над Францией нанесли ей за месяц куда больший урон, чем значительно более многочисленная советская авиация — в 1941 году за первый месяц боевых действий. В фильме повторена сталинско-ждановская ложь о том, что Гитлер, мол, остановил танки за 20 километров от Дюнкерка, не добивая англичан, чтобы подписать с ними мир. Утверждение, рассчитанное на идиотов. Просто небо над Дюнкерком прикрывали истребители с аэродромов Британии, следовательно, господство в воздухе на этом участке фронта перешло к британцам. А под прикрытием авиации подтянулись английские боевые корабли — от попадания снаряда корабельной артиллерии танк лопается, как орешек…
«Как могло случиться, что Франция развалилась, как карточный домик?» — задают риторический вопрос авторы фильма, забывая упомянуть сумасшедшую антивоенную пропаганду, которую вела по указанию Коминтерна (то есть Сталина) французская компартия. И не только пропаганду, но и саботаж военных усилий, который вели сторонники коммунистов в органах власти и во французской армии.
НЕЧЕСТНАЯ ИГРА С ФАКТАМИ
До начала 1940-го идет «документальная», так сказать, часть — на основе кинохроники. А дальше — преимущественно кадры из художественных фильмов Юрия Озерова, снятых в советские времена. И если до этого шла просто грандиозная ложь, то с этого момента она еще и становится исключительно подлой — такой, за которую в ХІХ веке даже не вызвали бы на дуэль, а долго — и публично — били бы плетками. Ведь если в советские времена можно было отмахнуться незнанием дела (действительно, многое тогда было засекречено), то в 1995 году тайн этих не существовало. Скажем, в самом начале 1940 года в Генштабе состоялась военно-стратегическая игра. В фильме (это кадры из «Битвы за Москву», выпущенной в начале горбачевских времен) говорится, что эта игра была посвящена отпору агрессии Германии против СССР, проверке планов прикрытия границы. И что в этой игре нападал Жуков — за «синих», а отбивался Павлов — за «красных». И что якобы Жуков гнал войска Павлова к Днепру, окружал и разбивал их. В действительности все было не так. Проведено было две игры. В первой из них генерал Павлов («красные») наступал на «синих» (Жукова), пытаясь взять Кенигсберг, форсировать Вислу в нижнем течении и окружить немецкие войска в Восточной Пруссии. Война шла на немецкой территории. Жуков и в самом деле оказался более ловким полководцем, чем Павлов, нанеся из глубины своих позиций контрудар — вот только у Жукова в Восточной Пруссии было в полтора раза больше танков, чем реально смогла их выставить Германия по плану «Барбаросса» на всех фронтах. А на линии «Брест—Бобруйск» или «Вильнюс—Минск» никакие боевые действия не велись. Вторая же игра велась на картах Украины, Венгрии, Румынии, Молдовы. Материалы этих двух игр с подробными комментариями экспертов были опубликованы в 1993 году. Но…
Но в фильме Сталин спрашивает: «Как прошла игра?». Уже были опубликованы документы, что генсек тщательно следил за событиями каждого дня первой из игр. Если в 1986 году на уровне «для дурачков» еще как-то годилось объяснение, что Сталина мало интересовали военные проблемы и он наблюдал за военными действиями с помощью большого глобуса, то в 1995 году такая туфта уже не могла пройти. Может, сегодня дураков снова стало больше и на это рассчитывали руководители первого российского телеканала?
Кстати, что же Сталин сделал после этой игры, где, по фильму, Павлов продемонстрировал свою предельную некомпетентность? Он не только не снял с должности Павлова, а дал ему следующее военное звание — генерала армии, уравняв его с «гениальным» Жуковым.
И вот, как показано в фильме, после игры Сталин назначает Жукова начальником Генштаба. То есть той институции, которая разрабатывает планы войны, в том числе и планы прикрытия границы. И которая решает, где расположить и какие именно армии, корпуса, дивизии, планирует строительство укрепленных районов, — одним словом, абсолютно все на стратегическом и оперативном уровнях. Но «великий» Жуков, согласно фильму, не делает ничего из того, что должен делать. Вообще, деятельность «великого полководца» на должности начальника Генштаба (а это почти пять месяцев перед 22 июня) не показана.
А что за видеоряд! Немецкие танки, какими они показаны в фильме «Битва за Москву», откуда и перекочевали в «Великого полководца», появились в Вермахте только летом 1942 года, когда на модифицированном PZ-IV была установлена длинноствольная 75-мм пушка. А некоторые показанные в фильме танки — очевидно тяжелые. А ля «Тигр» или «пантера» образца 1943 года. Если бы у немцев были такие танки в 1941 году, Москва бы пала непременно, и никакой Жуков ее не спас бы. Или другое: показаны ужасающие немецкие танки подводного хода, невероятное тайное оружие Третьего Рейха. Так и у СССР были такие же танки!
Дальше — новая ложь. В действительности, начиная с апреля 1941 года, Сталин уже не верил, что войну можно на следующий год оттянуть, как сказано в фильме. Документы об этом были частично опубликованы уже в конце 1980-х — начале 1990-х. Все сталинские действия апреля, мая и июня направлены на подготовку к войне в 1941 году. Вот только не верил генсек в возможность внезапного немецкого нападения. С этим автор фильма не мог согласиться: разрушаются основополагающие советские мифы. Такая же ложь — и о немецких потерях. Мол, за два месяца ударная сила немецких танковых армий сократилась вдвое. Уменьшилась, но временно: по большей части это не были необратимые потери. Танки ремонтировались и возвращались на фронт. А вот потери СССР в танках за эти два месяца были катастрофическими — необратимо Красная армия потеряла танков больше, чем имели их на вооружении все армии всех государств мира. И это были далеко не худшие танки — только новейших Т-34 и КВ за эти месяцы было потеряно свыше двух тысяч. Подобных танков не имела на вооружении опять же ни одна армия ни одного государства мира.
Еще дальше в фильме имеем настоящую сагу о контрударе мехкорпусов Юго-Западного фронта, организованном под четким контролем Жукова. Контрудар, мол, сорвавший немецкие планы. В действительности то, как были организованы эти контрудары — да, под руководством Жукова, — это было просто-таки безумие. Для примера возьмем 8-й мехкорпус (932 танка — значительно больше, чем у немцев во всей группе армий «Юг», из них 70 КВ и 100 Т-34). По стратегическому плану корпус должен был в составе 26-й армии форсировать реку Сан и вести наступление в общем направлении на Жешув — с тем, чтобы в перспективе форсировать Вислу и выйти к среднему течению Одера. Однако командование (на всех уровнях — армии, фронта, Ставки), отменив первоначальный план, давало противоречивые приказы и несколько дней так усердно «гоняло» корпус до вступления в бой, что после в общей сложности 500-километрового марша (туда-сюда, туда-сюда) было утрачено, выбыло из строя в результате аварий или потерялось (!!!) около половины боевой техники. После того несколько дней 8-й мехкорпус, как и другие мехкорпуса, частями вводился в бой. Наступление по приказу «великого полководца» развернулось на заболоченной местности, где было лишь несколько грунтовых дорог. Механизированная дивизия отстала на марше. Танки вели наступление без сопровождения пехоты. На следующий день корпус представлял собой уже три изолированных группы, которые непрерывно по приказу командования атаковали врага, а сами между тем были хорошими мишенями. Подвоза горючего и боеприпасов практически не было. Но это был самый успешный мехкорпус — удар на Дубно части его сил поставил под угрозу весь план «Барбаросса»! Правда, здесь Жуков ни при чем — командование корпуса само спланировало и нанесло этот удар. А в целом до 30 июня 1941 года Юго-Западный фронт, которым фактически руководил Жуков, потерял в слепых, бесцельных, неподготовленных контратаках 2650 танков, уничтожив лишь несколько десятков вражеских.
А дальше в фильме идет апофеоз цинизма и позора — даже по состоянию на 1986 год. Сцена, когда в Генштабе к Жукову приходит вызванный в Москву и снятый с должности генерал Павлов. Сначала Жуков говорит: мы не рассчитывали, что противник сосредоточит такие массы бронетанковых войск и бросит их в бой в первый же день войны. Это при том, что и в Польше в 1939-м, и во Франции в 1940 годах Вермахт делал так же. И что такое «масса»? Еще в хрущевские времена была опубликована информация, что Красная армия имела в пограничных округах 10 тысяч танков. А у Вермахта и его союзников их, по словам авторов фильма, было аж 4 тысячи (в том числе и румынские танки образца 1918 года). На самом деле диспропорция была еще значительнее. Юго-Западный и Южный фронты, скажем, имели в восемь раз больше танков, чем немцы, венгры и румыны вместе. Но уже через месяц эти танки — из них тысяча самых новых — не без активного участия Жукова неизвестно куда испарились.
КОГДА НУЖНО «ПОКАЗАТЬ ВЕЛИЧИЕ»
Но суть не в этом. В 1995 году показывать кадры Жукова с картами военно-стратегической игры, где он якобы разгромил Павлова на территории Белоруссии, — это верх цинизма. Ведь такого никогда не было. А фильм претендует на документальность, не так ли? И даже в 1986 году сцена лживая: не командующий округом располагает свои армии на тех или иных местах театра военных действий, а Генштаб, наркомат обороны, одним словом — Москва согласно общим планам прикрытия границы и военных действий. А Жуков обвиняет Павлова, что тот неправильно расположил войска — вот немцы их и окружили. Но это расположение — плод деятельности (или бездеятельности) Жукова. И еще одно: разгромив Павлова в военно-штабной игре, Жуков как начальник Генштаба должен был принять все меры, чтобы предотвратить такую ситуацию в реальности, в случае немецкого нападения. Это его служебная обязанность. А в фильме он спрашивает у Павлова, почему ошибочное расположение войск, допущенное в декабре 1940 года, так и не было потом исправлено. А что же «гениальный полководец» делал несколько месяцев на должности начальника Генштаба? Водку пил? За очередными дамочками волочился?
Кстати, в фильме Жуков говорит, что игра проходила в декабре. Между тем из воспоминаний самого Жукова (первое издание — 1969 год) хорошо известно, что игра (в действительности — две игры) проходила в начале января 1941 года.
Следующая абсолютно лживая сцена — это когда Жуков в конце июля 1941 года предлагает сдать Киев, потому что, мол, над ним нависла угроза окружения. Не было тогда этой угрозы — продолжались ожесточенные бои под Уманью, результат которых еще был неизвестен. А защитники Киева — 37 армия генерала Власова — успешно отбили попытки захватить город с ходу. Это уже потом будет вырисовываться угроза, где-то через полмесяца конфигурация фронта станет опасной… Следовательно, Жуков был снят с должности начальника Генштаба не за свою идею отвести войска из Киева, а за что-то другое. За что? По крайней мере, не за резкость в докладах Сталину. Это уже было известно в 1986 году: достаточно было сопоставить даты тех или иных событий на фронте, чтобы сделать вывод. Но нужно показать «величие» Жукова…
Ну, наверное, достаточно. «Туфты» хватает и дальше — в описании того, как «стальная воля» Жукова спасла Ленинград, как он сыграл определяющую роль в операциях под Сталинградом и на Курской дуге, как блестяще (в лоб, с гигантскими потерями!) штурмовал Берлин. Понятное дело, Жуков действительно был самым видным сталинским полководцем. Но как он им стал? Военный мыслитель-стратег (а еще и сын священника) Василевский, действительно сделавший огромный вклад в планирование боевых действий на всех фронтах, на эту роль не подходил — слишком интеллигентным был и характер имел мягкий. Хотя именно Василевский сделал самую блестящую карьеру — летом 1941 года он был только генерал-майором, а закончил Вторую мировую войну маршалом и главнокомандующим. Не Красной армии, конечно, но всех советских войск на Дальнем Востоке — а это три фронта и Тихоокеанский флот. Был еще Рокоссовский, но его подвело происхождение — поляк, да еще и из рода мелких шляхтичей; именно поэтому Сталин лишил его чести взять Берлин, передвинув на второстепенное направление. Самым выдающимся полководцем должен был быть русский, выходец из бедной семьи. Вот Жуков им и стал.
…Фильм «Великий полководец Георгий Жуков» начинается со сцены, в которой Рокоссовский во время битвы за Москву в декабре 1941 года просит разрешения отвести войска за водохранилище и реку, чтобы организовать крепкую оборону и не нести лишних потерь. Жуков категорически запрещает: ни шагу назад! Стоять на смерть! Герой!.. На самом деле немцы все же отбросили армию Рокоссовского с большими потерями за реку. Вот оно, величие Жукова: бездарно устилать русскую землю трупами своих солдат. Похоже, кому-то в России и сегодня нужен именно такой «великий полководец», именно такая государственная идеология.
Ведущий страницы «История и «Я» — Игорь СЮНДЮКОВ.
Телефон: 303-96-13.
Адрес электронной почты (e-mail): master@day.kiev.ua
Коментарии читателей:
07.03.2012 13:02
Тепер до уваги харків’ян,—певною мірою моїх земляків-родичів,—де через обраних очільників-космополітів в місті бовваніє пам’ятник «видатному полководцю» Г. Жукові, котрий у «совместному» наказі з паном Л. Берія (надалі, як того вимагає комзвичай, особисто поплічника-свідка розстріляв) у 1944 році планував вивезти геть усіх українців з України до Сибіру, але забракло вагонів через рельсову війну УПА. Надайте собі розумових зусиль прочитати мемуари цього «мя’сника», як прозвали маршала солдати на фронти, бо він знав тільки один спосіб наступу: по фронту в навалу трупів,— «Воспоминания и размышления», том 2-й, сторінки 34-36, де автор, відверто хизуючись-приколюючись, повідомляє про «кумедний», зрозуміло, на його комдумку, випадок на фронті, коли на відстані 15 км від Москви, нервуючий Хазяїн контролював інформацію про просування до його лігва і жорстко карав невиконавців у справі захисту, а отримав повідомлення про захват німцями трьох (!) хат у прилеглому селі вкрай занервував, і, певно, за встановленим звичаєм, міг запросто розстріляти, а за планом, додає автор, на ранок мав бути після артпідготовки, наступ з просуванням набагато далі того ж села. Тож, аби не ризикувати власною дупою,—так і повідомляє уславлений полководець,—ми у ночи змушені на усладу Главкому вчинити наступ силами однієї роти (100 людей), яких й поклали на кулемети, але тої халупи відбити, про що негайно повідомили Хазяїна, а сім’ям, як завжди даремно загиблих, надіслали велику подяку. Мемуари рясніють цими фактами. До речі, обіцяних «размышлений» геть немає—хлопець не на того вчився, це й є єдина справжня кумедність у тексті. Дівчатка та хлопці, ви все ще цим паном пишаєтесь, чи вже виходите з марева? Це ще не все про «уславленого». Контрозвідка доповіла Хазяїну,—треба надати тому належне,—хлопцеві байдуже було все, окрім сексу та влади,—що «уславлений полководець» є видатним-неперевершеним мародером і грабує вже ешелонами, які з мануфактурою, порцеляною, меблями та іншим майном складувалися на дачи «народного улюбленця». Чи не нагадує читачеві щось з сучасного буття? Причому, особиста супруга маршала із саквояжем не відходить від тіла полководця. В цей же час по вокзалам-потягам вешталися на саморобних платформах, христараднюючи, покинуті як використаний матеріал совєтами, вціліли безногі жертви фронтальних наступів. Тоді, за наказом Міністра МГБ Меркулова (шефа «Смерш»),—а вони натаскані були,—зробили догляд змісту саквояжу,—можна тільки здогадуватись про нагоду. Як і очикували: злато, жемчуга та брильянти,—все, що збирала особиста команда маршала. До речі, там були й коштовності юдеїв, пане Добкінд. Чи вам, як завжди, байдужа доля соплемінників? Постало питання: а що, власне, робити з мародером-маршалом? Як свідчить самий шляхетний російський історик генерал-лейтенант Д. Волкогонов Хазяїн просто змушений був усунути мародера якомога далі з тим, аби післяпотім у Харкові знайшлися барани, які почали бекати про якусь «славетність-гуманоїдність» чужинського мародера-м’ясника-босяка. Щодо останньої дефініції, то пристало казати—ракла, але він не був місцевого-ендемічного походження і тому зупинемося на «общепонятному», але, за походженням, київському визначенні, про що неспростовно свідчить пан О. Купрін в есе «Кіевскія типы». —
Heli Copter