Между ПТ-76 и Спрутом СД. Проекты советских плавающих танков, которые должны были прийти на замену ПТ-76
В 1970-е годы в СССР активно работали над созданием нового легкого плавающего танка. В результате ни один из прототипов не был принят на вооружение, но время и другие ценные ресурсы не были потрачены впустую, поскольку наработки позднее использовались при создании других боевых машин, в том числе БМП-3 и СПТП «Спрут-СД».
В этой статье я расскажу об опытных легких танках Объект 934 «Судья» и Объект 685: зачем они создавались, какими получились, и почему так и не стали серийными.
Содержание:
Предыстория
Зачем нужны легкие плавающие танки? До Великой Отечественной войны у нас в стране выпускались миниатюрные Т-38 и Т-40, которые можно даже отнести к танкеткам. Они предназначались преимущественно для разведки и связи. Использовать их для форсирования водных преград и удержания плацдармов практически не представлялось возможным из-за слабого вооружения и бронирования. Да и десант на броню взять не получится: нет ни места, ни запаса плавучести.
ПТ-76 первое время поступали в специально созданные роты плавающих танков гвардейских танковых полков танковых и механизированных дивизий. А БТР-50 шли в мотострелковые подразделения тех же полков. Получился своеобразный «амфибийный кулак» для быстрых прорывов на начальном этапе конфликта.
Однако чуть позже взгляды военных изменились: крупномасштабный конфликт на европейском ТВД предполагался исключительно ядерным и в этих условиях от подразделений амфибий в составе танковых полков отказались. Невостребованные же машины стали передавать разведчикам, которым они были не особо нужны: вне воды ПТ-76 показывал себя плохо: габариты больше, чем у Т-55, противопульная броня, низкая подвижность из-за слабого двигателя и отсутствие какого-либо оборудования для ведения разведки.
Окончательно неактуальным для сухопутных войск ПТ-76 стал после появления БМП-1, которая и плавала и перевозила пехоту и имела неплохой для своего времени комплекс вооружения.
В общем, на легких танках можно было ставить крест. Но в таком случае не было бы этой статьи.
Нужен новый танк
В 1967-м году должность министра обороны СССР занял маршал Андрей Антонович Гречко. Опытный военачальник, прошедший всю Великую Отечественную войну и в том числе участвовавший в битве за Днепр, считал, что в составе Сухопутных войск должны быть подразделения плавающих танков, но требуется новая техника, отвечающая современным вызовам. По его указанию в план НИОКР на 1970-1973 годы и включили программу создания нового плавающего танка.
При этом занимавший в те годы должность главкома Сухопутных войск Иван Григорьевич Павловский, считал, что такая техника нужна только для разведки, и поэтому в докладе по плану НИОКР отнес разработку будущего Объекта 934 в раздел разведывательных машин. На это Гречко ответил следующей резолюцией: «Надо, чтоб это был легкий танк с хорошей броней и оружием. Причем ввести его на вооружение ОТП [отдельных танковых полков] и ТД [танковых дивизий] по батальону-роте. Подумайте. А разведывательная машина — это другое. Гречко».
О всех перипетиях процесса создания нового танка в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Судья» рассказывать не буду: не хочу, чтобы вы уснули. Дело в том, что в ней на разных этапах участвовали сразу три основных предприятия, специализирующихся на бронетехнике: Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ), Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) и Курганский машиностроительный завод (КМЗ). И согласия между ними, конечно, не было. Также постоянно менялись и требования. Например, изначально планировали уложиться в 15 тонн массы, но этого не получилось достичь.
На первом этапе Волгоград и Челябинск предложили свои аванпроекты, при этом у волгоградцев их было сразу два: с классической компоновкой (объект 934) и бронекапсулой для экипажа (объект 934Б). ЧТЗ, в свою очередь, предложил создать легкий танк на основе БМП-1.
И еще один важный момент. Предполагалось разработать не только легкий плавающий танк, но и единое шасси для военных гусеничных машины легкой весовой категории (ВГМ ЛВК). В первую очередь, унификации подлежала перспективная БМП.
Что получилось
Успешной совместной работы по плавающему танку и единой платформе для гусеничных машин добиться не удалось. Между КМЗ и ВгТЗ были существенные разногласия по подвеске и трансмиссии. Например, волгоградцы настаивали на своей «фирменной» гидропневматической подвеске с изменяемым клиренсом (как на БМД), а курганцы предпочитали более простую торсионную.
В итоге в 1975 году заводы представили два разных танка, унифицированных по вооружению и двигателю.
Вооружение обоих состояло из 100-мм нарезной пушки Д-33 (2А48) и спаренного пулемета ПКТ. Пушка была создана на базе легендарной Д-10Т специально для легких танков . От исходного орудия она отличалась наличием дульного тормоза и облегченной на 600 кг массой. Пушка имела стабилизатор и механизм заряжания. Система управления огнем оснащена оптическим дальномером и баллистическим вычислителем.
Возимый боекомплект у обоих танков составлял 40 выстрелов. Кроме того, для самообороны от воздушных целей внутри машины подготовили штатные места под четыре ПЗРК «Стрела-3».
На оба опытных танка устанавливался дизельный двигатель 2В-06-2 с промежуточным охлаждением воздуха и газотурбинным наддувом мощностью в 400 л.с. Благодаря ему и небольшому весу танки обладали хорошей удельной мощностью и на дороге с твердой поверхностью разгонялись до 70 км/ч. Правда что-то мне подсказывает, что Объект 685, весивший на тонну меньше, должен был иметь большую максимальную скорость.
Экипаж обоих танков составляет три человека: командир, наводчик и мехвод.
Объект 934
Волгоградцы остались верны себе и установили на танк гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом. Благодаря этому машина лучше конкурента подходит для десантирования парашютным способом. Опорные катки — односкатные, как на БМП-1 или ПТ-76.
Корпус выполнен из алюминиевых сплавов, лобовая часть башни экранирована стальными листами. Во фронтальной проекции броня держит попадания 23-мм снарядов.
На воде максимальная скорость составляет 10 км/ч, машина приводится в движение с помощью водометных движителей. Кроме того, танк оснащен устройством для самоокапывания.
Всего в 1975 году выпущены три опытных экземпляра, которые прошли заводские испытания и были направлены для испытания в 38 НИИ МО. Один экземпляр в первоначальном виде сохранился до наших дней, его можно найти в музее в Кубинке.
Объект 685
При проектировании своего плавающего танка КБ Курганмаша остановилось на более простой и легкой торсионной подвеске с телескопическими гидроамортизаторами на 1, 2 и 6 катках. В ходовой части применили новые двускатные опорные катки.
Корпус и башня выполнены из титанового сплава. Броня противопульная, но и как у конкурента в лобовой части держит попадание 23-мм снарядов.
Большинство узлов трансмиссии унифицировано с БМП-1.
Устройства для самоокапывания у Объекта 685 нет, на воде танк перемещается со скоростью до 10 км/ч с помощью водометных движителей.
В 1975 году выпущен один опытный экземпляр. Сейчас его можно увидеть в подмосковном парке «Патриот»
Закат
Работы по новому легкому танку прекратили в начале 1980 года решением военно-технического совета МО по предложению главкома танковых войск Юрия Михайловича Потапова.
К тому моменту работы по легкому плавающему танку и унифицированному шасси для легкой гусеничной техники затянулись уже на 10 лет. При этом на КМЗ шла разработка новой БМП Объект 688, для которой предложили создать новый комплекс вооружения, сочетающий 100-мм орудие-пусковую установку и 30-мм автоматическую пушку. Да, речь о БМП-3.
Генерал-полковник Потапов усомнился в рациональности дальнейших работ по легкому танку, если в скором времени появится БМП с таким мощным комплексом вооружения и предложил свернуть тему. Так и поступили, при этом разрешив использовать наработки в рамках других тем.
Таким образом, Объект 934 «Судья», ни Объект 685 остались опытными машинами в единичных экземплярах.
Наследие
Как я и говорил в начале статьи, работы по легким танкам не прошли даром. Наработки по Объекту 685 использовали в БМП Объект 688 «Басня». Позднее она получит новый комплекс вооружения и станет серийной БМП-3. Также на этой базе за три десятилетия построено целое семейство разнообразных опытных и серийных машин: разведывательная БРМ-3, САУ «ПАТ-С» и «Вена», ремонтно-эвакуационная БРЭМ-Л «Беглянка», СПРТК «Хризантема-С» и «Корнет-Т» и многие другие.
Про «Судью» тоже не забывали. Шасси использовали для опытных машин: САУ, создаваемых в рамках ОКР «Вика» (152 мм), и «Обжимка» (120 мм), для боевой машины поддержки танков с двумя 57-мм пушками, авиадесантируемый ЗРПК «Роман» (предок «Панциря») и КШМ «Поток-4».