Меркиты: предки якутов

6

История мало внимания уделяет участи уничтоженных народов, всецело отдаваясь описанию победителей, а покоренным народам достается лишь место в общей канве истории победителей.

Меркиты: предки якутов

Содержание:

Что нам известно про меркитов?

В археологическом плане с меркитами связывается саянтуйский этап хойцегорской культуры Западного Забайкалья.

В конце XII — начале XIII века меркиты были одним из сильнейших и многочисленных народов Центральной Азии. Их земли располагались на территории современной южной Бурятии. Ставка хана меркитов Тохто-Беки находилась где-то в районе Хилха-Селенги.

Разбитые в 1206 году армиями Чингисхана и кереитского хана Тогрула, более известного как Ван-хан, меркиты частично бежали на запад, где смешались с кипчаками, частично ушли на северо-восток, на Лену, где по некоторым версиям составили основу якутского народа, в основном же меркиты были рассеяны по разным улусам зарождающегося монгольского государства. Часть меркитов пыталась сохранить некоторую самостоятельность, окончательно меркиты под предводительством вождя Тохто-Беки были разбиты в 1215-1218 году.

Предки меркитов

Что же касается происхождения меркитов, существует 3 основные версии.

Монгольская теория восходит к Рашид-ад-Дину, называвшему меркитов часть «монгольского племени». Однако кроме расплывчатого указания на «монгольское племя» не указывается, с кем генетически связаны меркиты: киданями, джурдженями или иным народом.

Однако против этой версии говорит погребальный обряд, как четкий маркер позиционирования археологических культур. По устройству погребальных сооружений хойцегорские могилы, как по обряду захоронения, так и по инвентарю, схожи с захоронениями тюркоязычных племен Тувы времен Уйгурского каганата (VIII-IX века) и древнехакасского государства (IX-X века). В то время, погребальный обряд киданей тяготеет к глазговской традиции плиточных захоронений, а джурдженский – к дальневосточному даурско-манчжурскому обряду.

Тюркская гипотеза также не дает полной картины. Схожий погребальный обряд получил повсеместное распространение во времена Тюркских каганатов. Если принимать эту теорию, то меркитов следует считать потомками теле в широком смысле.

Самодийская гипотеза происхождения меркитов была предложена Л.Н.Гумилевым, который относил меркитов к восточной группе южносамодийских племен. Более аргументированно развил гипотезу В.А.Туголуков.

По этой гипотезе, древние самодийские племена сформировались на территории Южной Сибири в бронзовом веке. В середине I тысячелетия самодийские племена были вытеснены племенами теле из пределов Саяно-Алтая. Ушедшие к северу самодийцы положили начало таким народам как ненцы, нганасаны, селькупы. Восточная ветвь самодийцев, дошедшая до Байкала стала в XII-XII веках известна как меркиты. Собственно меркиты, по самодийской теории, являются потомками пазырыкцев Горного Алтая.

В целом, самодийская гипотеза происхождения меркитов от пазырыкцев Горного Алтая является более глубокой проработкой тюркской версии.

По мнению Н.Я.Бичурина, пазырыкцы были оттеснены в горно-таежный район Саян около озера Хубсугул, где упоминаются примерно в VII веке как племена милигэ (в юаньскую эпоху китайцы слово «меркэ» передавали иероглифами «мэ»-«ли»-«ци»). Впоследствии они входили в состав курыканской общности. Наконец, к концу XII века выступают как меркиты.

Ряд исследователей указывают на тот факт, что племена милигэ составляли три аймака, входившие в состав Восточного Тюркского каганата. Курыканы также упоминаются как «уч курыкан», здесь тюркское числительное «уч» («три») обычно интерпретируется как союз трех племен. Так и меркиты разделялись на три племени: удуит-меркитов, увас-меркитов и асахан-меркитов. Сохраняя преемственность, современные якуты называют себя «Yс Саха» («три Саха»).

Однако прямое генетическое наследование пазырыкцы-милигэ-курыканы-меркиты неверно. Так курыканы не являлись единым народом, а составляли полиэтничную общность, в которую входили и милигэ, предки меркитов.

Однако, появившиеся на Алтае так называемые пазырыкские погребальные традиции, затем распространенные на весь тюркский мир, четко прослеживается как в захоронениях меркитов, так и в элементах погребальной культуры саха.

Многие исследователи связывают этноним «меркит» с тотемным обозначениям беркута. Принятый в тюркских языках процесс перехода звуков «б-м» указывает на происхождение этнонима «меркит» от слова «мyркут» («беркут»). Кроме того, известно, что на Алтае телеутский сеок меркут считал себя происшедшим от белоголового орла. Такая трактовка этнонима «меркит» если не подтверждает, то не опровергает гипотезу, что меркиты, возможно, были потомками древнего населения Южной Сибири, почитавшего орла (беркута) в качестве своего родоначальника.

Потомки меркитов

Разбитые Чингисханом и кереитами Ван-хана меркиты вынуждены частично были отступить, перейдя через Баргузин и Верхнюю Лену в недоступные для монголов северные пределы, в Якутию.

Оставшиеся меркиты позже не раз пытались вернуть свою независимость, сыновья Тохто-Беки продолжали борьбу с монголами на стороне Найманского ханства. Здесь они были разбиты окончательно. Остатки некогда грозного народа были распределены по улусам и воинским частям монголов. Не покорившаяся часть меркитов, как и предыдущая волна, ушла на север, что нашло отражение в преданиях якутов.

Мотив бегства знаменитого воина, преследуемого на своей родине грозным царем, живущего на новой родине в постоянном страхе от возможного прихода преследователей, запечатлен в якутских легендах о родоначальнике Омогое. Мифологический образ Омогоя хорошо связывается с меркитом Чильгир-Боко, который украл жену Тимучжина Бортэ, а затем бежал от Темучжина, требовавшего возмездия. Однако с Омогоем в фольклоре саха связан только первый этап заселения скотоводами Средней Лены. Другой родоначальник саха Эллэй, с которым связывают тюркоязычие этноса, также бежит с отцом через безводные пустыни, спасаясь от преследования монголами. И здесь уже угадываются полностью разбитые сыновья Тохто-Беки.

Так или иначе, якутские предания о своем происхождении, связывают приход предков саха-якутов на Среднюю Лену борьбой с Чингисханом, в результате которой они были загнаны в эти труднодоступные края. При этом, якутский эпос практически полностью пересказывает борьбу меркитов с Чингисханом. Это позволяет с огромной долей вероятности связать предков современных якутов именно с меркитами.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/sibguide/merkity-predki-iakutov-5dcd0130f2583c491d72d328

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account