Мечта адмирала Макарова («Новик» с восьмидюймовками)

11

Продолжаю развивать мир «Решим войну снарядами«. Хочется сделать крейсера типа «Новик» еще лучше.

Конкурс, объявленный в 1898г  МТК на лучший бронепалубный крейсер-разведчик для Дальнего Востока привлек внимание неугомонных паровозников , и фирму «Поползень», закончившую строительство своих верфей в Хельсинки, и они представили свои констукцию в МТК.

При разработке своего крейсера паровозостроители прислушивались к мнению контр-адмирала Макарова, что «универсальное безбронное судно» — «малый» крейсер, водоизмещением до 3000 т, скоростью в 20 узлов, вооружением 2×1-203-мм, 4×1-152-мм, 12×1-75-мм орудий, наиболее целесообразен для серийной постройки в целях скорейшего обеспечения равновесия сил на Дальневосточном театре.

Стремясь удовлетворить этим требованиям и очевидно беря за образец крейсер «Эсмеральда», охарактеризованный Макаровым как «идеальная боевая машина», они создали не вполне убедительно выглядящий проект крейсера водоизмещением 2800 тонн, который нес 2 орудия 10″ и 6 орудий 6″. Торпедных аппаратов предусмотрено не было. Энергетическая установка мощностью 10 тыс. л.с. должна была обеспечить кораблю скорость в 19 узлов.
МТК, разумеется, отклонил проект, предпочтя ему проект немецкой фирмы «Ф.Шихау».

1. Нормальные газы.

А вот проект фирмы «Поползень» был встречен более благосклонно. Его характеристики по предварительному проекту: 4200т, 132х13,5м, 21000л.с, 25 узлов. Вооружение: 8х1-5″ за 25мм щитами, шесть на борт, три по носу, четыре в корму, карапасная палуба 37мм (47мм на скосах), бронепояс 65 мм,  бронерубка 102мм, также были предусмотрены протектированные продольные переборки. Носовые и кормовые отсеки, не закрытые бронепоясом, набивались пробкой.

Корабль, хоть и превышал почти на 1500 тонн техническое задание, был очень хорош. В целом система защиты корабля обеспечивала непотопляемость корабля при обстреле любыми современными или перспективными вражескими эсминцами. Корабль мог пережить и несколько попаданий более серьезных калибров.   Скорость в 25 узлов должны были обеспечивать 18 водотрубных котлов Ярроу суммарной мощностью в 18 000 л.с. при двух вертикальных паровых машинах тройного расширения. Каждый котел снабжался нефтяными горелками и колосниками, и следовательно мог работать и на угле, и на нефти. Запас топлива составлял 300т (550 по вместимости), предусмотренные проектом угольные ямы могли заполняться нефтью, при этом дальность хода должна была составить 4000 миль, за счет большей калорийности данного топлива, при применении угля дальность хода сокращалась до 2500 миль. Вооружение составляли 8 скорострельных пушек 127/55мм Барановского с прекрасной производительностью, причем их линейно-возвышенное расположение обеспечивало по 6 орудий в бортовом залпе.

МТК и Адмиралтейство заказали «Поползню» 3 корабля: «Водород», «Кислород», «Азот», расширив предусмотренный Программой постройки флота для Тихого океана состав флотилии.  Концепция крейсерской войны на торговых коммуникациях, применительно к Японии, по новому плану должна была заключаться в рейдовых набеговых действиях легких сил флота, эсминцев и быстроходных крейсеров. Незначительные расстояния в Желтом и Японском морях не требовали гигантских запасов топлива. Дополнительно заказывалось 9 легких быстроходных крейсеров, 6 контрминоносцев, типа «Безумный», и 15 легких миноносцев, типа «Лейтенант Бураков» («Хай-Хоа»).

Мечта адмирала Макарова ("Новик" с восьмидюймовками)

2. Инертные газы.

Железнодорожники, видя такой успех конкурентов, переработали свой крейсер, учтя проект «Новика» и позаимствовав энергетическую установку «Поползня».

Корабль железнодорожников вырос до 130,6 метров длины, 12,2 м ширины, 5,3м осадка, имел 3500 тонн водоизмещения, высокий полубак с надстройкой нес мощное вооружение, размещенное по линейно-возвышенной схеме.
Бронирование ограничивалось бронепалубой в 37мм (скосы 50), броня Ижорского завода («Крупповская цементированная»).

Верные своим традициям, железнодорожники представили два варианта, отличавшихся составом вооружения: 2 орудия 203мм/50, 2 орудия 127мм/55 и 6 орудий 87мм/55 Баранововского, или 4 орудия 152мм/50 и 6 орудий 87мм/55, вся артиллерия — Барановского. Кроме того, все варианты крейсеров должны были нести по пятитрубному торпедному аппарату в носу.

Мечта адмирала Макарова ("Новик" с восьмидюймовками)

Проект нашел горячую поддержку контр-адмирала Макарова и был поддержан МТК, чтобы не мучиться с выбором, Русскому паровозостроительному и механическому обществу был выдан заказ на серию из трех бронепалубных крейсеров 1го варианта и трех — второго.

Крейсера были заложены: «Гелий», «Неон», «Аргон» на Балтике, на верфях Галерного острова в декабре 1902г, и во Владивостоке, на верфи «Звезда» — «Криптон», «Ксенон», «Радон», соответственно в сентябре, октябре, декабре 1903 года.

Балтийские кораблестроители постоянно сталкивались с традиционными трудностями: конструктивный перегруз, недобор мощности котлами, и в итоге нарвались бы на штрафы, предусмотренные договором за перегруз, но не было бы счастья, да несчастье помогло — выяснилось, что заказанных в Германии паровых машин мощностью по 9000 л.с. поставлено будет только три комплекта, да и те с задержкой, пришлось ставить машины по 7500 л.с., соответственно убрали два котла, сократив максимальную мощность до 15 тыс.л.с., мощность на валах соответственно составила 14 тыс.л.с. — и все равно конструкционный перегруз составил 43 тонны.

Мечта адмирала Макарова ("Новик" с восьмидюймовками)


Крейсера типа «Гелий»: 3 554 т, размерности д/ш/о: 130,6/12,2/5,2, ЭУ: 16 котлов Ярроу, 2 ПМ, 14 000 л.с.,22,8 узла, дальность плавания 3500миль; бронепалуба 37мм, скосы 50; вооружение: 4х152мм/50, 4х87мм/55, боезапас по 200 снарядов на ствол (234 по вместимости погребов). Минно-торпедное вооружение: три однотрубных  ТА 457мм

3. Тяжелые инертные газы

Во Владивостоке, напротив, привыкшие к железнодорожным порядкам строители работали аккуратно и точно, вполне укладываясь в проектные показатели.

Там проблемы были другого характера. При детальной проработке проекта выяснилось, что восьмидюймовки сильно перетяжеляют нос, а корма недонагружена, и пришлось не только переместить все переменные грузы, не только сдвинуть, насколько возможно, машины и котлы к корме, но и изменить состав вооружения, отказаться от торпедных аппаратов и заменить 87мм орудия на 127мм, сдвинув их как можно больше к корме. Расчеты показали, что несмотря на созданную Барановским развитую систему демпфирования, мощная отдача с трудом воспринимается набором, а бортовой залп грозит остойчивости корабля, поэтому ширину кораблей увеличили, а стрельбу усиленными зарядами запретили, что, конечно, несколько снизило дальнобойность артиллерии. Орудие №1 получило броневой козырек для защиты от дульных газов орудия №2 с оригинальной схемой ферменного подвеса, вызывавшего нарекания Адмиралтейства. Проектное водоизмещение выросло до 3850т.

Мечта адмирала Макарова ("Новик" с восьмидюймовками)
Крейсера типа «Криптон»: 3 854т, размерности д/ш/о: 130,6/12,8/5,4, ЭУ: 18 котлов Ярроу, 2 ПМ, 16 500 л.с.,23,5 узла, дальность плавания 1850миль (3100 миль при заправке нефтью вместо угля); бронепалуба 30мм, скосы 50; вооружение: 2х203мм/50, 5х127мм/55, боезапас по 50 снарядов на 8″ пушку и по 160 на 5″ (по вместимости погребов 100 и 250 соответственно). Минно-торпедное вооружение: отсутствует.

4. Оценка проекта.

«Газовые» крейсера по праву стали лучшими в мире легкими крейсерами. Быстроходные, хорошо вооруженные, оснащенные радиостанциями, они могли вести в бой свои эсминцы или истреблять эсминцы вражеские, могли вести патрулирование и разведку, ставить мины, обстреливать побережье и так далее, а «тяжелые газы», эскадрой, могли угрожать даже броненосцам. По массе, занятой вооружением, корабли проигрывали японскомим крейсерам «Ниитака», а по весу бортового минутного залпа превосходили его, за счет более высокой скорострельности орудий.

«Газы» стали настоящей опорой для действий легких сил флота. Неутомимо совершая с миноносцами выходы в море, крейсируя  вдоль берегов Кореи и Японии, они часто сталкивались с противником  и, пользуясь преимуществом в скорости, или уходили, отстреливаясь, или атаковали врага и топили его. Говорят, что адмирал Камимура рано поседел именно из-за тревог, доставленных этими крейсерами, а благополучное развертывание наших сухопутных войск стало таковым именно из-за задержек, связанных с теми сложностями, которые создали для вражеских морских перевозок действия наших крейсерских сил. Эффективно противодействовать «Криптонам» могли только броненосные крейсера и броненосы, что резко ограничивало возможности флота в целом.

(Крейсера типа «Водород» я списал с «допиленной напильником Навары» уважаемого коллеги Поползня, их ТТХ, соответственно, на его совести — но мне нравится )) .

За основу инертных газов я взял крейсер-скаут «Новара», потому что полубак у него длинный, и сократил мощность ЭУ соответственно эпохе. Адмиралтейский коэффициент у австрийца всего 150,1, что, видимо, объясняется низким КПД первых турбин, поэтому я «Неону» приписал 200,7 — среднеарифметический адмиралтейский коэффициент между «Жемчугом» (207,4) и «Новиком» (194).
Исходная картинка: )

Прошу комментировать, коллеги 🙂
сразу скажу — нет, не охренел, вот таблица сравнения моих проектов с реальными кораблями. «Массу оружия» в таблице я указываю как сумму масс всех орудийных стволов, для торпедных аппаратов беру массу по 1 торпеде на пусковую трубу, поскольку массы стволов без установок проще найти в литературе. Да, это довольно неточный метод, но он позволяет оценить соотношение вооружений кораблей по затраченному на них дедвейту. Но если честно, «Криптон» получился совершенно имбовый — если так можно было, почему никто так не делал? Непонятно. Моё предположение — экономили не на том, на чем нужно, стремились достичь высоких показателей минутного залпа за счет установки большого количества скорострельных пушек, и стремились получить высокую скорость хода любой ценой. Второе предположение — при росте водоизмещения рост массы корпуса идет нелинейно, и те планы, куда тратить «лишнее» водоизмещение, какие я себе понапридумывал, они нереалистичны.

Мечта адмирала Макарова ("Новик" с восьмидюймовками)

Подписаться
Уведомить о
guest

130 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account