Непрежившиеся в России малоизвестные 107- и 120-мм пушки Шнейдера
105-мм (107-мм) пушка (предлагалась русским военным, но почему-то не понравилась):
Калибр — 106,7 мм — т.е. русские 42 линии
Вес снаряда — 18,425 кг — т.е. русские 45 фунтов
Начальная скорость — 823 м/с — т.е. 2700 футов в секунду
Дальнобойность — порядка 15 000 м
Вес орудия в боевом положении — 4290 кг
Длина ствола — 50 калибров
Вес ствола с затвором — 2035 кг
Высота линии огня — 1830 мм
Углы вертикального наведения — от -5 до +37 гр.
Углы горизонтального наведения — 6 гр.
Ширина колеи — 1680 мм
Диаметр колёс — 1500 мм
Вес тележки — 348 кг (боеприпасов не несёт)
Вес орудия в транспортном положении — 4638 кг
120-мм пушка:
Калибр — 120 мм
Вес снаряда — 24 кг
Начальная скорость — 650 м/с
Дальнобойность — 11 300 м
Вес орудия в боевом положении — 3550 кг
Длина ствола — 30,5 калибров
Вес ствола с затвором — 1360 кг
Высота линии огня — 1324 мм
Углы вертикального наведения — от -5 до +30 гр.
Углы горизонтального наведения — 6 гр.
Ширина колеи — 1850 мм
Диаметр колёс — 1500 мм
Вес передней тележки для тела орудия — 326 кг (боеприпасов не несёт)
Вес задней тележки с загрузкой — 2454 кг
Вес тела орудия в транспортном положении — 2780 кг
Вес передней тележки для лафета — 280 кг (боеприпасов не несёт)
Вес задней тележки (лафет без тела орудия) — 1750 кг
Вес лафета в транспортном положении — 2030 кг
Источник:
Примечания:
- 107-мм пушка в 50 калибров возможно имеет русские корни — известно что у Путиловского завода был проект морской 42-лин / 107-мм пушки в 50 калибров, ствол с затвором весил 120 пудов / 1966 кг, снаряд 1 пуд / 16,38 кг, начальная скорость — 2700 футов в секунду / 823 м/с, это при том что и 42-лин / 107-мм полевая пушка в 28 калибров также изначально была разработана Путиловским заводом, и, по некоторым сведениям, также и 48-лин / 122-мм гаубица обр. 1910 и 6-дм гаубицы обр. 1909 и 1910 гг. При этом, баллистика и русской 107-мм пушки в 50 клб, и французской довольно «злая», ресурс явно был низким — возможно, он и стал причиной отказа русских военных от длинной 107-мм пушки.
- Возможно, что и 120-мм пушка растёт из каких-то проектов Путиловского завода — в России в конце XIX — начале XX века были разные хотелки по возвращению старых калибров на новой технической базе и с новой баллистикой, 152-мм пушка обр. 1904 подразумевалась в т.ч. как эдакое «возрождение» 24-фунтовой / 152-мм пушки обр. 1867, а 152-мм пушка обр. 1910 — её продолжение, и по идее могли так же «возродить» и 12-фунтовую / 122-мм пушку обр. 1867, со схожей баллистикой.
- Если делать с этими орудиями дуплексы со 152-мм/155-мм гаубицами — то в дуплексе со 107-мм пушкой шла бы 152-мм гаубица со снарядом в 41 кг и скоростью 500 м/с, либо 155-мм со снарядом 43,5 кг и скоростью 488 м/с, а в дуплексе со 120-мм пушкой шла бы 152-мм гаубица со снарядом в 41 кг и скоростью 470 м/с, либо 155-мм со снарядом 43,5 кг и скоростью 460 м/с.
- Как ни странно, но более тяжёлая 107-мм пушка транспортировалась с оттянутым назад стволом, а более лёгкая 120-мм пушка разбиралась, хотя по идее должно быть наоборот. Возможно, что в издании просто указаны отдельные варианты транспортировки, скорее всего оба орудия могли транспортироваться как с оттянутым назад стволом, так и в разобранном виде.
- Интересно, были ли у Путиловского завода или Шнейдера в это время проекты 122/120-мм пушек для дуплекса со 152/155-мм пушками в 28 калибров (русская 152-мм пушка обр. 1910 и её французские «родственницы»)? В конце 1890-х — начале 1900-х в России был проект 122-мм пушки в 200 пудов, которая шла в составе триплекса со 152-мм пушкой и 203-мм гаубицей, с противооткатными устройствами, но, от 122-мм длинной пушки и 203-мм гаубицы отказались, так же как и от противооткатных устройств — и приняли на вооружение только 152-мм пушку в 200 пудов, как обр. 1904 года. По идее, должен быть «ремейк» 122-мм длинной пушки в 200 пудов на более новой технической базе, т.к. 152-мм пушка в 200 пудов обр. 1904 свой «ремейк» получила — в лице 152-мм пушки в 150 пудов обр. 1910, с той же баллистикой — но в известных мне изданиях Шнейдера упоминаний нет, возможно, нужно копаться в архивах Путиловского завода.