0

 

Продолжаем рассказ)

Ведьма в артиллерии

Как мы помним из первой части рассказа – зимой 1943–1944 годов М18 вовсю использовался в Италии в рамках полевых испытаний. В общем, отзывы о машине радовали высшее командование – но был один маленький недостаток: машине не хватало мощности орудия для разрушения долговременных укреплений. Военные хотели для себя что-то подобное установке гаубиц на Шермане, только на более быстром шасси М18. Полгода эти отзывы накапливались, проходили бюрократические заморочки и подвергались многим другим мытарствам, которыми славны все большие структуры. Наконец в августе 44ого, когда после боёв в Франции необходимость подобной машины резко возросла, был отдан приказ на разработку проект 105-мм САУ на базе М18. В сентябре были готовы два первых проекта.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

В обоих проектах был сохранён как корпус М18, так и его шасси. На прежнем уровне оставались скоростные характеристики – ведь машина потяжелела всего на 200 килограмм. Небольшим изменениям подверглась башня, она была оптимизирована для стрельбы при больших углах возвышения орудия. Проекты отличались друг от друга только орудиями. В первом использовалась 105-мм гаубица М4 от Sherman HVSS. Уже освоенная в производстве и используемая на серийных танках М4, она обладала одним минусом – большой вес для размещения на М18. Второй вариант оснащался гаубицей Т12 – перспективной 105-мм гаубицей для установки на авиацию (да-да! Вы не ослышались! Идея ганшипа родилась не во времена Вьетнама). Данная гаубица весила меньше, чем М4, и оснащалась довольно современным механизмом гашения отдачи. В варианте для бронетехники пушка получила наименование Т51. Первый вариант получил наименование Т88, второй Т88Е1.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

Сборку машин поручили GMC, а вернее её отделу – фирме Бьюик, которая была ответственна и за саму М18. Так как пушка М4 была уже в серийном производстве первым был готов вариант Т88. Было собрано две башни, получившие наименование Т20, одну установили на шасси М18, другую передали для установки на плавающую САУ Т87. В ноябре Т88 вышел на испытания. Основными изменениями (кроме самой 105-мм гаубицы, конечно) была установка артиллерийского прицела и телескопической панорамы, честно попёртых с Sherman HVSS. Также немного изменили расположение заряжающего в башне, для большего удобства. В целом машина показала себя хорошо, но прежде чем что-то решать, военные решили подождать Т88Е1.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

Но Т88Е1 они не дождались. В процессе производства гаубицы Т55 постоянно возникали проблемы – то при пробной стрельбе возникали трещины в стволе, то плохо работал механизм гашения отдачи. Сделали нормально работающею пушку только в конце июня 1945ого. Через месяц была почти готова башня Т88Е1, но тут кончилась война, и с космической скоростью были закрыты почти все проекты перспективного бронетанкового вооружения. В том числе и Т88 с Т88Е1.

Суперведьма

Шёл конец мая 1945 года. Победа в Европе уже была достигнута – предстояло немного поразмыслить и подготовиться к добиванию Японии. Анализируя результаты боёв, танкоистребительное управление сделало гениальный вывод – несмотря на всю подвижность М18, его 76-мм орудие устарело и не может считаться пригодным против танков. А из Японии шли слухи о сверхтяжёлых танках, да и орды монголо-большевиков на тяжёлых танках сильно беспокоили. Да и против бункеров 90 мм гораздо лучше, чем 76 мм. В июне 1945 поступил приказ установить 90-мм орудие М3 на шасси М18.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

До возможной высадки в Японии оставалось немного, и времени на всякие глупые посиделки за чертёжными досками не было. Так что инженерам велели, не особо думая, присобачить башню от М36 на шасси М18. Ума особого это не требовало, и уже в конце июня на Абердинский полигон пригнали первый вариант. На шасси от М18 была установлена не претерпевшая никаких изменений башня от М36. Также в рамках общей модернизации машина получила новые траки. В целом проект получился удачный, хотя были и минусы. Вырос вес машины, что сказалось на её скорости. Но всё это было не существенно.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

Испытания прошли удачно, и машину уже прочили в серийное производство – но тут кончилась война, и конгресс быстро отобрал деньги у больших детишек в погонах, которые ещё не наигрались в машинки в детстве. Проект, прозванный Superhellcat, был закрыт.

Ведьма – лучший друг пехоты

Одна интересная особенность американского танкопрома времён войны – попытка сделать из любой серийной машины если хоть не БТР, то артиллерийский трактор. Не минула эта участь и М18. Всё началось со скорости. Да, как это часто бывает, основной плюс машины стал минусом. За быстрой М18 просто не поспевали стандартные БТР и артиллерийские тягачи. А всё это мешало в осуществлении любимой американской тактики ПТ-САУ – развёртывании линии обороны прямо перед носом у врага. Не особой размышляя, командование постановило сделать на базе М18 БТР и тягач в одном лице. В мае 1944 из двух М18 были сделаны два первых БТР Т41.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

На месте боевого отделения поместили отсек для девяти десантников. На корму присобачили крюк для транспортировки орудий. На переднем листе транспортного отделения установили пулемёт М2 для самообороны. В таком виде Т41 отправился на испытания. Пробные заезды показали, что и с девятью десантниками, и с пушкой М6 на крюке машина способна развивать скорость, достаточную, чтобы не отставать от М18 на марше. Сразу же сделали командирскую версию машины – Т41Е1. Отличалась от обычной версии она только установкой двух мощных радиостанций.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

В конце июня 1944ого и Т41 прошёл испытания и был принят на вооружение как бронетранспортёр М39. Сразу было заказано производство 650 таких машин для поддержки М18. Т41Е1 также прошёл испытания, был изготовлен в 30 экземплярах и воевал в Европе, но на вооружение никогда не принимался. В армии новую машину приняли тепло. Быстрая, маневренная, неплохо защищённая машина – то, что надо для бронетранспортера. Так что М39 с успехом провоевал всю европейскую кампанию.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

В марте 1945 после изучения статистики было принято решение бронировать открытые верхи всех бронетранспортеров. Под это решение попали и М39 с Т41Е1. Был изготовлен проект бронированной крыши для этих машин. Так как вход и выход у них предусматривался как раз через открытый верх, крышу пришлось делать откидной. Также в ней был предусмотрен лючок для стрельбы из пулемёта М2. Были готовы к производству комплекты для установки этих крыш в условиях полевых рембаз, но окончание войны сделало эти планы неактуальными.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

БТР М39 повоевал не только во Второй Мировой. Попал он и во Вьетнам, где использовался как артиллерийский трактор. Снят с вооружения М39 был только в феврале 1957 года.

Ведьма жжёт

Шёл 1952 год. Американские войска с периодическим успехом воевали с китайцами и корейцами – которых, как известно, было много. А что лучше всего борется с толпами узкоглазых, засевших в плохо вырытой яме? Конечно, огнемёт. Руководствуясь именно такой логикой, американцы пытались переделать в огнемётные машины всё, что попадалось под руку. Однажды под неё попался БТР М39. На его основе было приказано также сделать самоходный огнемёт.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

Проект получил обозначение Т65. На место боевого отсека разместили баки с огнесмесью, на место радиста поставили огнемёт. Установили крышу, чтобы эти баки не подорвало случайным осколком. На крыше оставили башенку с пулемётом М2 (пулемётчику, наверно, было весело стоять около баков с огнесмесью). Таким образом собрали 2 первых прототипа и приступили к их испытаниям. Так как огнемёт был установлен стандартный, никаких сюрпризов с его стороны не было. Огнемёт наводился в секторе от +25 до -15 градусов по горизонтали. В целом получилась обычная огнемётная машина.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

Но на вооружение её решили не принимать. Слишком уж слаба была броня для 1952 года, что бы такая машина появлялась на передовой.

Ведьма. Но наш бронепоезд стоит на запасном пути…

После войны, как и все другие самоходки, М18 признали негодной для армии США и начали раздавать союзникам и просто нейтралам. Так М18 попали в Сербию, где через 50 лет старушкам снова пришлось воевать и претерпеть две самых неожиданных модификации. Рассказывать историю войны на Балканах я не буду. Хранившиеся на резервных складах М18 достались обеим противоборствующим сторонам. Обе стороны использовали их в боях, и обе столкнулись с одной проблемой – устаревшие, да и просто старые шасси М18 быстро ломались, и оставались только башни. Но какие разные выходы из этой проблемы были!

Сербы разместили башни от М18 на своём бронепоезде – "Крајина Експрес". Кто бы мог подумать в 43 году, что через 50 лет башня будет использоваться на бронепоезде! Ирония судьбы.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

Хорваты со своими башнями от М18 поступили по-другому – они разместили их на шасси от Т-55. Да, от обычной советской боевой лошадки – среднего танка Т-55. И снова ирония.

М18 Hellcat. История ведьмы. Часть третья.

Вероятно, на этом и закончился боевой путь М18. Хотя кто знает…

На этой ноте я заканчиваю рассказ о Ведьме и о её многочисленных потомках. Хочу сказать, что сейчас М18 стоит на вооружении одной страны – Венесуэлы.

Всем спасибо за внимание)

 

youROKer
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account