14

Если бы польские фанаты WoT не стали собирать танки для польской ветки, то я, наверное, об этой машине и не узнал. А так теперь могу познакомить всех с этой интересной и малоизвестной машиной.

Лёгкий танк 4ТР. Польша

Как не трудно догадаться, глядя на внешний вид этой машины, и тут, как и с гораздо более известным танком 7ТР, не обошлось без британцев. А точнее без лицензионного Виккерса. Только, в отличие от 7ТР, в основу этой машины был положен не Виккерс 6-тонный (танк знаменит тем, что стал ещё и основой для нашего Т-26), а Виккерс 4-тонный.

Для тех, кто не знает, сообщаю, что в конце 20-х компания Виккерс создала целое семейство танков, как развитие своей знаменитой танкетки Карден-Ллойд, имевших название с Mk I по Mk IV. Эти танки стояли на вооружении британской армии и активно продавались на экспорт.

Лёгкий танк Виккерс Mk III

Лёгкий танк Виккерс Mk III

Так вот, лицензия на упомянутую выше английскую танкетку была куплена Польшей и активно выпускалась под наименованием TKS. И, естественно, когда в Англии появилось развитие этой машины, то поляки решили таковое получить и для себя. Изначально данная машина задумывалась как лёгкий плавающий разведывательный танк, который должен прийти на замену танкеткам. Потом решили создать два танка: один — плавающий разведывательный, второй — лёгкий, для поддержки кавалерийских частей. О второй машине и пойдёт речь в этой статье.

Свой прототип англичане продемонстрировали полякам в сентябре 1932 года. После демонстрации, прошедшей довольно успешно, глава инженерного отдела Войска Польского полковник Тадеуш Коссаковский в мае 1933 года предложил купить 5 4-тонных Виккерсов для дальнейших детальных исследований и испытаний. Однако данная сделка провалилась по причине отсутствия средств. По этой же причине пришлось отказаться от идеи покупки лицензии. Поэтому было принято решение провести разработку подобных танков самостоятельно. И это задание было поручено Национальной инженерной компании Польши (PZInż.).

Главным конструктором танка был назначен начальник исследовательского отдела PZInż., англичанин Эдвард Хэбич (Habich). Проектная документация на машину была завершена к 16 декабря 1936 года. Несмотря на то что танк делался как модернизация танкетки TKS (Карден-Ллойд), танк получился совершенно новой конструкции. Ходовая часть PZInż.140 (именно такое внутризаводское название получила новая машина) состояла из 4-х опорных катков на борт, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Подвеска – индивидуальная торсионная, на каждый из опорных катков. Гусеница имела ширину 260 мм и шаг 90 мм.

Прототип танка 4TP

Прототип танка 4TP

Корпус прототипа танка изготавливался из неброневой стали, максимальная толщина которой не превышала 17 мм, и был разделен на две части. Слева размещалось боевое отделение, справа – моторно-трансмиссионное. Экипаж, состоявший из двух человек (командира и механика-водителя), садился и покидал танк через люки в башне, которую позаимствовали от легкого танка 7ТР. Башня поворачивалась вручную. Трансмиссия – сухая, мультидисковая, с 4-скоростной коробкой передач и ременными тормозами.

Кроме того, танк получил чисто польский 6 цилиндровый двигатель PZInż.425. Этот мотор, с рабочим объемом 3800 см.куб, имел 6 цилиндров и развивал мощность 95 л.с. при 3600 об/мин. Что для такой нетяжёлой машины было более чем неплохо.

Танк 4ТР в ходе испытаний зимой 1937-1938 годов

Танк 4ТР в ходе испытаний зимой 1937-1938 годов

Еще в январе 1937 года в плане развития бронированных войск Польши на 1937-42 годы была предусмотрена замена всех TKS на новые танки, которыми должны были стать 4TP. Программа предусматривала строительство 480 танков этого типа.

Первый прототип нового танка 4ТР был представлен 15 августа 1937 года. В начале ноября он принял участие в испытательном пробеге 1861 км, совместно с другими опытным танком, PZInż.130 и арттягачом PZInż.152.

Арттягач PZInż.152

Арттягач PZInż.152

В ходе пробега танк 4ТР показал высокую надёжность. После окончания испытаний танк был возвращён на PZInż для ремонта и устранения выявленных недостатков. В 1938 году он прошёл повторные испытания.

 

Комиссия, состоящая из военных экспертов, по итогам всесторонних испытаний признала, что конструкция танка в целом является удачной и современной, и что она после незначительных усовершенствований подходит для массового производства.

Лёгкий танк 4ТР. Польша

Танк 4ТР во время испытаний

Основные нарекания вызвала мягкость ходовой, что приводило к плохому удерживанию курса танком и затруднениям при стрельбе на ходу. Кроме того, у военных вызвали недовольство материалы, используемые в конструкции подвески прототипа. Из-за чего детали ходовой части танка имели малый ресурс. Также некоторое беспокойство военных вызывала работа коробки передач. Но что конкретно не нравилось военным, сейчас уже неизвестно.

Лёгкий танк 4ТР. Польша

Тем не менее, эти недостатки были связаны, прежде всего, с дешёвыми материалами, которые широко применялись при строительстве опытного образца 4ТР. При серийном выпуске они должны были уйти сами собой. Кроме того, стоит отметить важнейшее достоинство танка — он был прост в производстве. Что являлось важнейшим фактором для Польши, не имевшей развитого машиностроения.

Чертёж танка 4ТР

Чертёж танка 4ТР

Казалось бы, все предпосылки для запуска танка в производство были налицо. Однако в серию он не пошёл. Уже в ходе испытаний в 1938 году военными всего мира стал обрабатываться опыт войны в Испании. И из него стало чётко понятно, что танк 4ТР уже не отвечает требованиям современной войны. Поэтому было принято решение серийный выпуск танка 4ТР так и не начинать. В итоге единственный прототип был отправлен в мастерские в г. Урсус, где по всей видимости был уничтожен в сентябре 1939 г. техническим персоналом во избежание захвата противником.

Что касается вооружения, то окончательно, чем вооружать танк, так и не определились. Рассматривалось несколько вариантов вооружения.

Лёгкий танк 4ТР. Польша

В ходе испытаний на танке испытывался 7,92-мм польский пулемёт  wz.38 FK-A (Модель А). Но так как данное вооружение уже на стадии испытаний считалось недостаточным, то башню проектировали под установку спарки из 20-мм пушки WZ и 7,92-мм пулемёта WZ08 (польский аналог Максима).

Пулемёт wz.38 FK-A (Модель А)

Пулемёт wz.38 FK-A (Модель А)

Пулемёт 7,92 мм WZ. 08

Пулемёт 7,92 мм WZ. 08

Также рассматривался вариант установки 37-мм пушки wz.37 (такая же стояла на 7ТР) или установки целиком башни от этого танка. В качестве экзотики, после начала выпуска прикидывался вариант установки на танк 4ТР огнемёта.

Танк 7ТР вооружённый пушкой 37 мм

Танк 7ТР, вооружённый пушкой 37 мм

PS. Как видно из всего описанного выше, данная машина вполне могла стать на вооружение польской армии. Думается, кроме вышеперечисленных причин на то, что машина так и не увидела свет, повлияло и хроническое безденежье Польши в 30-е годы. ИМХО, именно, поэтому поляки проводили бесконечные испытания, а потом с облегчением отказались от производства. Оказавшись, таким образом, в 1939 году практически без танковых войск.

Подписаться
Уведомить о
guest

30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account