В статье — Лёгкий штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano. Бразилия зашёл спор является ли этот штурмовик потомком знаменитого американского истребителя времён Второй Мировой. Там мы так и не пришли к единому мнению.
А вот об этом самолете, не может быть ни каких споров. Он изначально создавался как реплика Мустанга. И это тогда, когда реактивные самолёты уже давно вытеснили всех своих поршневых конкурентов с неба.
Статья об этой без сомнения замечательной машине была опубликована на известном авиасайт «Аirwar».
И в заключение, хочу поставить всем форумчанам вопрос – А какие из наших самолётов времён ВОВ могли бы получить, таким образом, вторую жизнь, как «Мустанг», воплотившийся в «Энфорсере»?
Штурмовик А-10А никогда не ходил в числе "любимцев" руководства ВВС США. Критику вызывали большие размеры самолета (соизмеримые с габаритами фронтового бомбардировщика В-57), относительно высокая стоимость, отсутствие современного БРЭО и, как следствие, неспособность к использованию в темное время суток, узкий диапазон решаемых боевых задач, низкая скорость. Поэтому уже в середине 1970-х начались поиски альтернативы "Тандерболту" 2. В конце 1970-х годов ВВС вновь вернулись к концепции легкого противотанкового самолета, предложенной еще в 1940-е годы известным германским летчиком Г. Руделем, воевавшем на пикирующем бомбардировщике Ju-87. Обобщая опыт боевого применения германской авиации на восточном фронте в 1941-1945 гг., Рудель высказал мысль о целесообразности создания для борьбы с танками противника легкого высокоманевренного самолета, способного совершать боевой полет на достаточно малой скорости, обеспечивающего обнаружение малоразмерных подвижных наземных целей. Его предполагалось вооружить мощной пушкой с высокой начальной скоростью, имеющей высокую точность.
В мае 1978 года состоялось совещание с участием представителей министерства обороны, авиационной промышлености и законодателей, на котором обсуждался вопрос о возможности создания в 1980-х годах легкого противотанкового самолета — замены А-10А. Предполагалось, что новая машина будет удовлетворять следующим требованиям:
* высокая маневренность, взлетная масса не более 4500 кг,
* максимальная скорость 835 км/ч, возможность захода на цель со скоростью 280 км/ч;
* удельная нагрузка на крыло не более 245 кг/м2, максимальная эксплуатационная перегрузка 7-9 (подвеска ПТБ не предусматривается);
* тяговооруженность самолета 0,9 (по другим оценкам 0,5-0,8);
* вооружение — многоствольная пушка калибром 30 мм (наиболее вероятный "кандидат" — семиствольная G AU-8), эффективная на дистанции 1500-1800 м;
* один ТРДД в классе тяги 3600 кгс;
* дальность полета, достаточная для патрулирования над участком фронта протяженностью 900 км;
* высота боевого применения — менее 60 м;
* возможность эксплуатации самолета с элементарно подготовленных БПП длиной не более 1220 м (например, с участков автострад).
Стоимость НИОКР по программе оценивалась в сумму не более 500 млн долл., а стоимость одного серийного самолета — в 2 млн долл. Основными преимуществами рассматриваемого проекта считались его небольшие размеры и простота конструкции, позволяющая наладить крупносерийное производство не позднее, чем через восемь лет после начала реализации программы.
Фирмы "Дженерал Дайнэмикс", "Грумман", "Воут", "Нортроп" и "Рокуэлл" представили эскизные проекты такого штурмовика, получившего название "Блицфайтер". Одной из фирм был предложен проект самолета с прямым крылом с размахом 9,75 и площадью 16,7 м2. Длина самолета составляла 11,9, максимальная взлетная масса 4100 кг, масса пустого 2900 кг. В других предложенных проектах взлетная масса составляла 3400-4540 кг. Во всех вариантах предполагалось применить ТРДД в классе тяги 2270 кгс и мощную "противотанковую" пушку калибром 30 мм с боекомплектом 350 снарядов. Тактический радиус действия должен был составлять 185 км, а стоимость одного серийного самолета — 1,8 млн долл.
В 1980 финансовом году предполагалось запросить ассигнования на начало реализации программы "Блицфайтер", однако ВВС довольно быстро "охладели" к легкому штурмовику. Указывалось, что наличие такого узкоспециализированного самолета лишило бы авиацию непосредственной поддержки гибкости, необходимой в быстроменяющейся обстановке современной маневренной войны. Наличие только пушечного вооружения и отсутствие узлов внешней подвески не позволяли наносить массированные удары. По мнению ряда специалистов ВВС, очень низкая стоимость одного самолета позволила бы оснастить "Блицфайтер" лишь с самым простым БРЭО, что исключало возможность применения высокоточного оружия. Однако закрытие работ по программе "Блицфайтер" не означало полный отказ от идеи легкого специализированного штурмовика для ВВС США.
Небольшая, полулюбительская фирма Кавальер Эркрафт Корпорейшн в конце 1960-х годов по собственной инициативе приступила к созданию легкого штурмовика на базе истребителя второй мировой войны Норт-Америкен F-51 "Мустанг". Самолет предназначался , в первую очередь, для борьбы с танками. В дальнейшем работы перешли к более солидной фирме "Пайпер", специализировавшейся на спортивных и легкомоторных самолетах.
Первый полет опытного штурмовика РА-48, оснащенного ТВД Авко Лайкоминг T55-L-59 и имеющего частичное бронирование, состоялся 29 апреля 1971 года. До конца 1971 года был построен второй прототип, который в результате аварии через три месяца был потерян. Второй прототип уже в рамках программы ВВС "Пэйв Коин", был построен в конце 1971 года, однако вскоре интерес военных к "реплике" "Мустанга" прекратился, возобновившись лишь через 10 лет, в течение которых РА-48 находился на консервации.
4 сентября 1981 года ВВС США вновь выдали фирме "Пайпер" контракт на постройку и испытание двух опытных самолетов непосредственной поддержки войск на базе истребителя F-51D. Машина получила название "Энфорсер". Стоимость программы, рассчитанной на два года, составила 12 млн долларов. Ранее построенный самолет РА-48 получил модифицированное оперение, усовершенствованную систему управления и узлы подвески для новых образцов вооружения. Первый полет дооборудованного штурмовика состоялся в конце 1982 года.
По сравнению с "Мустангом" длина фюзеляжа "Энфорсера" была увеличена на 0,48 м. Была изменена конструкция хвостовой части фюзеляжа, в конструкции крыла применили новые лонжероны. Общая площадь вертикального оперения возросла на 9%, а площадь стабилизатора — на 35,8%. Самолет оснастили бустерной системой управления элеронами, аналогичной используемой на самолете Локхид Т-33. Негерметизи-рованная кабина экипажа и двигатель защитили броней из КМ, выдерживающей попадание пуль винтовочного калибра. Шасси и тормоза были заимствованы у самолета Грумман "Гольфстрим" (это обеспечило возможность эксплуатации "Энфорсера" с грунтовых ВПП).
Наиболее существенным нововведением явилось оснащение штурмовика турбовинтовым двигателем Лайкоминг T55-L-9 (1 х 2445 л. с.) с четырехлопастным винтом диаметром 3,5 м, аналогичным примененному на самолете Дуглас "Скайрейдер".
Вооружение штурмовика включало две четырехствольные пушки Дженерал Электрик GPU-5 (30 мм, 2 х 350 снарядов) в подкрыльевых контейнерах, ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9 "Сайдуиндер", служащие для самообороны и борьбы с вертолетами, свободнопадающие бомбы и НАР. Прицеливание осуществлялось посредством оптического прицела Ферранти VI-26A.
В дальнейшем фирма предполагала создать три варианта штурмовика "Энфорсер": CAS I (встроенная пушка, пулеметы калибром 12,7 мм, шесть подкрыльевых узлов подвески для неуправляемого вооружения); С AS II (без встроенной пушки, 10 узлов внешней подвески, индикатор на лобовом стекле) и CASIII (встроенная пушка, шесть узлов внешней подвески, усовершенствованное БРЭО, включающее ИЛС, контейнеры с тепловизионным оборудованием и БРЛС, инерциальная навигационная система, закрытая система связи, высокоточное вооружение — УР "Мейврик"). Мощность двигателя в дальнейшем предполагалось увеличить до 3000 л. с.
Два опытных самолета РА-48, проходили летные испытания до 1984 года. В ходе них, в частности, было проведено определение радиолокационной заметности самолета и его ИК-сигнатуры.
Предполагалось, что новый штурмовик найдет применение в ВВС ряда стран Африки, Южной Америки и Азии, однако экспортных заказов так и не поступило, ВВС США также отказались от закупки "Энфорсера" и работы по программе постепенно прекратились. Два опытных образца PA-48 имели гражданскую регистрацию и никогда не имели армейских серийных номеров и военного обозначения. В конце 1986 года оба опытных образца на были отправлены на хранение. Один из них (N481PE) в настоящее время демонстрируется в WPAFB Museum в Дайтоне (штат Огайо).
ЛТХ: |
Модификация | PA-48 |
Размах крыла, м | 12.69 |
Длина самолета,м | 10.41 |
Высота самолета,м | 3.98 |
Площадь крыла,м2 | 28.78 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 3870 |
максимальная взлетная | 5876 |
Тип двигателя | 1 ТВД Avco-Lycoming YT-55-L-9 |
Мощность, л.с. | 1 х 2445 |
Максимальная скорость, км/ч | 650 |
Крейсерская скорость, км/ч | 547 |
Практическая дальность, км | 1485 |
Боевой радиус действия, км | 700 |
Практический потолок, м | 7620 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | 2 контейнера GE GPU с 30-мм пушкой Боевая нагрузка на 10 узлах подвески: 2 бомбы Mk.82, НУР Bristol GRV-7, контейнеры снапалмом типа CBU, ПТУР Mk.20 Rockeye |