Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul «Sea Defiant»

2

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье "Гонка за призраком скорости. Среди «Сверхболидов»". 

В середине 1930-х годов Флотская авиационная служба (FAA – Fleet Air Arm) решила присоединиться к современному миру и заказала цельнометаллический моноплан-истребитель – Blackburn Skua – несколько постаревший со сроками изготовления из-за необходимости применения в качестве пикирующего бомбардировщика. Тогда были продолжительные дебаты в кругах Королевских ВВС (RAF) о лучшем способе расчленения атакующих боевых порядков тяжелых бомбардировщиков. Многие считали, что единственным решением проблемы преодоления комбинированной огневой мощи крупных соединений бомбардировщиков была защита истребителей, атакующих в боевых порядках. От пилотов не могли ожидать одновременного полета строем и прицеливания оружием, поэтому ответом на этот вопрос считался истребитель, все вооружение которого было сосредоточено в башне с механическим приводом.

Спецификация F9/35 содержала требования именно к такому башенному истребителю, в конечном итоге приведшему к Boulton Paul Defiant. Флот чувствовал, что также должен иметь башенный истребитель, и так же выпустил новую спецификацию 030/35.

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Blackburn Skua — самолет, послуживший базой при разработке оборудованного башней Roc. (Blackburn)

Boulton Paul представил проект под эти требования: P.85, весьма заметно отличавшийся от P.82, проект которого стал Defiant-ом. P.85 имел полный фюзеляж, так что пилот сидел намного выше и лучше смотрел вниз и вперед. Крыло имело больший размах – 42 фт 6 дйм (13 м) по сравнению с 39 фт (12 м) у Defiant-а, и было оснащено отклоняемым предкрылком для получения более низкой посадочной скорости. Центроплан крыла, сердце конструкции обоих самолетов, был значительно ýже на P.85, так что крылья могли быть сложены для хранения с шириной всего в 15 фт 9 дйм (4,8 м). Для достижения этой цели убирающиеся внутрь шасси Defiant-а уступило место шасси, убирающемуся назад. 

Несмотря на это, многие детали конструкции двух самолетов были одними и теми же, не в последнюю очередь крайне важная пулемётная башня. Boulton Paul был ведущим по сравнению с другими производителями, соревнующимися за реализацию этих требований, купив права на уже существующие вооруженные четырьмя пулеметами автономные башни с электрогидравлическим приводом AB.7 французской фирмы Societé d'Application Machines Matrices (SAMM). Французские власти не были заинтересованы в этой башне, и поэтому SAMM предложил права на нее Дж.Д. Норту (J. D. North) – управляющему директору Boulton Paul, сразу увидевшему ее потенциал. Он купил права на систему SAMM, наряду с двумя экземплярами башни. После того как башни были "англизированы" оснащением пулеметами Browning с электроспуском, они стали Boulton Paul Type A-– основным вооружением как P.82 Defiant, так и P.85.

P.85 был предложен с выбором из двух двигателей: Merlin, который устанавливался на P.82 Defiant, или новый радиальный Bristol Hercules. С двигателем Merlin он имел, по оценкам, максимальную скорость 308 миль/ч (496 км/ч) на высоте 15 000 фт (4572 м), с двигателем Hercules – 312 миль/ч (502 км/ч). В соответствии с требованиями спецификации, самолет мог быть оснащен поплавками: в таком виде версия с двигателем Hercules могла достичь скорости 263 миль/ч (423 км/ч) на высоте 15 000 фт (4572 м).

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

P.85B версия с двигателем Merlin с боковым видом версии P.85A с мотором Hercules (из архива автора)

Если бы Sea Defiant были уже заказаны, то было бы достаточно просто заменить башню на штурмана и установить восемь стреляющих вперед пулеметов. Это привело бы к самолету с максимальной скоростью в диапазоне 303–320 миль/ч (488–515 км/ч) – разница в скорости между Defiant-ом с башней и без. Если унификация имела важное значение для Флота, то это позволило бы иметь смешанные эскадрильи Sea Defiant-ов как с башнями, так и без  – именно то, что он надеялся достичь с Roc и Skua.

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

P.85 – поплавковый гидросамолет с двигателем Hercules (из архива автора)

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Компоновка оборудования для P.85A показывает версию с двойным управлением для подготовки пилотов и альтернативную бомбовую нагрузку до 250 фунтов (113 кг) под каждой консолью крыла.  (Из архива автора)

Решающий день

Решающим днем для башенных истребителей стало 28 апреля 1937 года. Defiant получил заказ на производство 87 машин, включая два уже заказанных прототипа, хотя его соперник Hawker Hotspur был несомненным фаворитом с планами постройки 389 машин на мощностях Avro. Военно-морским башенным истребителем должен был стать Blackburn Roc – в своей основе тот же Skua, оснащенный башней Boulton-Paul Type A. Это было экстраординарное решение, так как максимальная скорость Roc была всего 223 миль/ч (359 км/ч) на высоте 10 000 футов (3048 м), в то время как расчетная максимальная скорость P.85 с двигателем Merlin была на 85 миль/ч больше. Даже с учетом чересчур оптимистичных расчетов Boulton Paul это расхождение кажется необычным. Если Skua еще собирался побороться за скорость в эпоху монопланов, то Roc был еще медленнее.

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Прототип Defiant-а K8310 в первоначальном облике башенного истребителя. (Boulton Paul)

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Построенный по спецификации F9/35 прототип Hawker Hotspur K8309. (Key-Gordon Swanborough collection)

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Датируемая июлем 1937 года модель Blackburn О30/35. (Blackburn)

P.85 был, по-видимому, раскритикован за его ширину с сложенными крыльями, бывшую слишком большей стандартного подъемника (3,35 м), хотя Roc был только на 6 дюймов (15 см) уже. Кроме того, FAA имела возможность планировать смешанные эскадрильи из в основном идентичных самолетов Skua и Roc. Я полагаю, что Blackburn был хорошо знакомым в морских кругах в отличии от Boulton Paul.

То, что произошло дальше, было еще более удивительным. Blackburn был полностью занят производством Shark, разработкой новой модели Skua, и ожидаемого торпедоносца Botha. Следовательно, субподряд на  технический проект и производство всех 136 Roc было поручено Boulton Paul, который присвоил самолету свой номер проекта Р.93. Boulton Paul Aircraft, компания с почти 700 сотрудниками, таким образом сталкивалась с задачей создания опытных образцов и постановки на производство двух абсолютно разных башенных истребителей, а также разработки и создания полного спектра новых механизированных турелей и, между прочим, производства всех крыльев для летающей лодки Saunders-Roe London, хвостовых оперений для Fairey Sea Fox и заканчивая производством 106-ти Hawker Demon! 80%-ное увеличение размеров завода было начато сразу же.

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Построенный на заводе Boulton Paul (!) истребитель Blackburn Roc L3084 во время лётных испытаний. (Blackburn)

В этот момент кто-то где-то пересмотрел решение и отменил заказ на Roc. Если Boulton Paul мог построить башенный истребитель для FAA, то это, логически, могла быть версия Defiant, более близкая к наземной версии, чем Р.85. Defiant было бы очень легко доработать для применения на авианосце. Он имел широкую колею шасси с установкой стоек с внешней стороны крыла, компоновка которого была легко адаптируемой к складыванию, в отличие от крыльев Hurricane-а или Spitfire-а. В результате ширина сложенного была бы больше чем у Roc или Р.85 – в пределах 18 фт (5,49 м), но с другой стороны Флот заказал Gloster Sea Gladiator, которые вообще не имели складных крыльев. Несмотря на то, что обзор вперед и вниз был бы не так хорош, как у Р.85, он был лучше, чем у многих авианосных истребителей, которые были заказаны в ближайшие несколько лет. Sea Defiant дал бы FAA истребитель, способный развивать скорость свыше 300 миль/ч (482 км/ч) к концу 1939 года независимо от достоинств системы вооружения.

Кто-то, где-то все-таки взглянул на Roc, хотя это не было не до 28 октября 1938 года, когда Комитет по делам авиации (Air Council Committee) обсудил самолет и Пятый Морской Лорд выразил мнение, что Roc будет бесполезным как истребитель, и поэтому должен быть отменен. В этот момент первый Roc еще не летал, хотя первые два прототипа Defiant-а уже полетели и второй самолет с большим количеством изменений считался эталоном для производства. Roc то и дело задерживался, ожидания изменений, которые в первую очередь должны были быть утверждены на Skua. Было принято решение продолжить работы с Roc, чтобы не мешать наращиванию рабочей силы на Boulton Paul, которая должна была быть увеличена для производства Defiant-ов. Прочностной отдел Boulton Paul уже оценил Roc в качестве буксировщика мишеней – роли, которая принесла бы пользу от самолета. Sea Gladiator-ы были заказаны, чтобы восполнить дефицит истребителей FAA.

Что, если? Sea Defiant

Теперь мы можем войти в царство фантазии и предположения по поводу того, что бы произошло, если бы заказ на Roc был отменен сразу же после того, как его производство было передано на Boulton Paul.

Если бы Boulton Paul было поручено рационализировать свое производство и производить Sea Defiant, конструкция которого была бы настолько сильно, насколько это возможно, унифицирована с конструкцией Defiant-а Королевских ВВС, то вполне вероятно, что производство самих Defiant-ов началось бы раньше, чем это было сделано. К началу войны в 1939 году компания поставила 31 Roc и изготовила только два Defiant-а. Производство Defiant-ов достигло запланированных 50 машин в месяц только после того, как Roc был снят с производственных линий.

FAA, вероятно, начала бы оснащать свои первые эскадрильи Sea Defiant-ами в первые месяцы 1940 года. Какими бы ни были достоинства башни, Defiant стал бы, в некоторой степени, быстрейшим истребителем Флота. Кроме того, в 1938 году была выдана спецификация О8/38, согласно которой требовалось разработать для FAA восьмипулеметный истребитель, как для RAF. Два места были необходимы, поскольку Флот считал, что штурман имеет важное значение: так самолеты могли найти свой путь к авианосцу в плохую погоду. Fairey Fulmar был самолетом, заказанным под этого требования, и имел максимальную скорость 280 миль/ч (450 км/ч).

Следующий шаг был бы еще более очевидным. Когда Fulmar не выдержал испытания, FAA нажала с принятием в эксплуатацию Hurricane-ов, хотя их крылья не складывались. Когда Битва за Британию была в самом разгаре, Boulton Paul предложил одноместную версию Defiant-а в качестве временной меры, но поставки Hurricane-ов и Spitfire-ов всегда были достаточными. Применение одноместного Sea Defiant-а имело бы больший эффект, чем у Sea Hurricane, и тот же потенциал для развития, что у проектируемого P.94.

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Прототип Defiant-а K8310, перестроенный в одноместный во время Битвы за Британию – упущенный из виду прототип истребителя для Флота (фото из архива автора)

Одноместный Defiant

P.94 был развитием одноместного Defiant-а со стреляющими вперед 12-ю пулеметами или четырьмя пушками. Он имел сниженную хвостовую часть фюзеляжа и двигатель Merlin XX мощностью 1280 л.с. (954 кВт), которым оснащался Defiant II. Максимальная скорость оценивалась в 380 миль/ч (610 км/ч) на высоте 23 500 футов (7160 м). Очевидно, что военно-морская версия этого самолета была бы грозным авианосным истребителем. Если бы Флот по-прежнему настаивал бы на транспортировке штурмана по всему небу (в отличие от своих коллег в США и Японии), как с ожидаемым Fairey Firefly, то было бы быстро и просто производить простой вариант Defiant II без башни и с вооружением Р.94.

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

P.94 – усовершенствованная одноместная версия Defiant-а (из архива автора)

В реальности нашей фантазии это реализовалось в 1942 году, когда истребительные эскадрильи FAA оснащались одно- и двухместными Sea Defiant-ами, и, возможно, некоторыми Grumman Martlet, полученными по ту сторону Атлантики (досл. "через пруд"). Если бы башенная версия не оправдала надежд, применяясь разве что в ночное время для охраны флота, то было бы довольно легко снять башни и конвертировать эти планеры в истребители с установленными вперед пушками.

В 1943 году Флот, наконец, перестал настаивать на истребителях, несущих на себе штурманов, имея у себя действующие без аварий Martlet, Hellcat, Sea Hurricane и Seafire. Он выпустил спецификацию N7/43 на одноместный истребитель с высокими ТТХ, желательно с радиальным двигателем, и разработанный на основе существующей конструкции. Boulton Paul Aircraft предложил проект по мотивам Defiant-а P.103, либо P.103A с Rolls-Royce Griffon RG5.SM, либо P.103B с Bristol Centaurus CE I2.SM – оба приводили в движение винты противоположного вращения. Самолет получал фонарь кругового обзора пузыреобразной формы и складываемые под углом более 90° по бокам фюзеляжа крылья. Самолет снабжался ракетами, установленными выше центральной секции крыла наискось наружу и позволяющими выполнять взлет с ракетным ускорителем. 

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Впечатление художника от летящего над авианосцем P.103 (фото из архива автора)

Существовал ряд инновационных аспектов проекта. Шасси при уборке во внутреннюю центральную секцию крыла становились короче, чтобы дать на взлете адекватный клиренс для винта. Автоматические электрические триммеры были установлены на руле высоты, а также был установлен реверсивный винт, позволяющий уменьшать скорость самолета.

Совершенно ясно, что если бы Sea Defiant был на вооружении в течение нескольких лет, то Р.103 был бы логичным и желательным развитием проверенного планера с новыми размерами – во многом так же, как Spitfire развивался в течение ряда лет и когда позднее получил двигатель Griffon, то он мало походил на ранние версии. Самолетом, заказанным по спецификации N7/43, должен был стать Sea Fury, но в этой небольшой фантазии им, естественно, стал бы P.103 – своего рода Super Defiant, который был бы на вооружении столько же, сколько и Sea Fury, что почти наверняка сделало бы Sea Defiant самолетом, находящимся на вооружении с 1939 по 1952 гг. – лучшим истребителем Флота, которого никогда не было!

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Компоновка оборудования для P.103A с двигателем Griffon (фото из архива автора)

Хотя Sea Fury был заказан (включая 100, изготовленных Boulton Paul), Флот был настолько впечатлен особенностями P.103, что заказал Defiant (DR895) оснастить многим из него для испытаний. Эти конструктивные особенности включали в себя двигатель Griffon с винтами противоположного вращения и установкой для уменьшения скорости самолета в любой момент (аэродинамический тормоз), автоматические электрические триммеры, укорачиваемые при уборке шасси и створки ниш шасси, которые раскрываются в полете, моделирующие створки бомбоотсека. Самолет должен был проходить летные испытания на авианосце, поэтому капитан Эрик Браун был назначен для испытания Defiant-а на пригодность применения на море. Он проверил самолет на типичные подходы к авианосцу – без фактической посадки на авианосец – и обнаружил, что это вполне приемлемо.

Автоматические электрические триммеры были испытаны на DR895 Эриком Брауном, который заявил, что телескопические шасси также были протестированы, однако не уточнил, на котором самолете.

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Три вида Р.103В с двигателем Centaurus (из архива автора)

AA413 был передан Boulton Paul в 1944 году на предмет установки винта противоположного вращения, хотя нет никаких сведений о проведенной работе. Оба – DR895 и AA413 были предложены в качестве возможных кандидатов для Defiant-а, увиденный на базе ВВС в Бриджнорте 1952 году, который был модифицирован для посадки на палубу установкой усиленной ходовой части и тормозного крюка. Возможно, в конце концов, это был Sea Defiant.

Лучший истребитель, которого у Королевского Флота не было. Альтернативный палубный истребитель Boulton Paul "Sea Defiant"

Мы могли бы пойти на эту предлагаемую упущенную возможность. Проект Boulton Paul Р.102 был официальным исследованием установки реактивного двигателя на существующие морские конструкции. Естественно был выбран Fairey Barracuda, который в настоящее время запускался в производство на заводах.


источник: ALEC BREW "THE BEST FIGHTER. THE NAVY NEYER HAD. BOULTON PAUL'S 'SEA  DEFIANT'"  // Air Enthusiast 07-08/2003 

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account