2

Всем доброго времени суток. Какая-то эта осень для меня лично очень уж крейсерская получается. И сегодня хочу презентовать честному народу ажно три альтернативных посудинки. Все они из условного мира, где уже успели отметиться такие вот «баяно-богатыри»:

https://alternathistory.ru/ubiitsa-bronepalubnikov-dlya-rossiiskogo-imperatorskogo-flota

и такие вот «супер-баяны»:

https://alternathistory.ru/bronenosnye-kreisera-tipa-ryurik-1905-god

Первая четверка предложенных корабликов – «заменители» реальных «Дианы», «Паллады», «Авроры» и «Громобоя» с теми же названиями. По своей концепции они в чем-то перекликаются с первыми проектными проработками реальных крейсеров типа «Диана» – теми, что носили названия «Порт-Дуэ», «Труд», «Неуязвимый» и прочая и имели главным калибром пару восьмидюймовок. По авторской задумке Николай II в этом мире не изъявил твердого желания строить еще один крейсер типа «Россия». А Балтийский завод разродился проектом крупного бронепалубного «рейдера» с улучшенной защитой артиллерии (все шестидюймовки в броневых казематах, а восьмидюймовки – со щитами трехдюймовой толщины и развитой формы). Этот проект и был принят к постройке у самих авторов проекта (одна единица), в Новом Адмиралтействе (одна единица) и на Галерном острове (две единицы). Годы фактического начала строительства – 1896–1897, годы окончания постройки – 1900–1902.

Ловцы "купцов" и эскадренные разведчики

На приемных испытаниях все крейсера данного типа, несмотря на 200-300-тонную строительную перегрузку, превысили контрактную 19-узловую скорость, развив от 19,31 до 19,76 узла. Из-за наличия броневого прикрытия артиллерии их на флоте порой именовали «защищенными» крейсерами. Каждый из этих кораблей обошелся казне в среднем в 7,5 миллиона рублей.

 

Характеристики бронепалубных «защищенных» крейсеров «Диана», «Паллада», «Аврора» и «Громобой»:

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 8250/8500 т (по проекту – 8000/8250 т);

размеры – 128,85 (длина по ВЛ)/131,75 (длина наибольшая)/17,78 (ширина на миделе)/7,16 (осадка при полном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 13 500 л.с. (по проекту – 12 000 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 19,5 узла (по проекту – 19,0 узлов);

запас угля – 1125 (нормальный)/1375 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 5000 миль на 10 узлах (по проекту – 6000 миль на 10 узлах);

бронирование (броня хромоникелевая (палуба) и Круппа):

карапасная палуба со скосами  – 76 мм (карапасы, скосы и гласис машинного отделения) и 51 мм (плоская часть) (в указанную толщину палуб входит подложка (палубный настил) из обычной судостроительной стали толщиной 19 мм на карапасах, скосах и гласисе и 12,7 мм в плоской части), щиты 203-мм орудий – 76 мм, казематы 152-мм орудий – 76 мм (бок) и 38 мм (тыл, крыша и, пол; крыша и пол сформированы из брони толщиной 25,4 мм на 12,7-мм подложке (палубном настиле) из обычной судостроительной стали), дымоходы – 38 мм, элеваторы боезапаса – 38 мм, боевая рубка – 203 мм (бок)/102 мм (крыша), коммуникационная труба – 102 мм;

вооружение – 2–203×45, 10–152×45, 16–75×50, 8–47, 2–37, 2–63,5-мм десантных, 2 пулемета, 3-381-мм т.а. (надводные, 9 торпед), 40 мин.

 

Далее из крейсеров в этом мире строились ровно такие же, как и в реальности, «Варяг» и «Аскольд». Однако потом взгляды на эскадренные крейсера поменялись, и вместо больших разведчиков в 6000 т и малых в 3000 т решено было строить только «компромиссные» корабли водоизмещением около 4500 т, но при этом быстроходные и достаточно сильно вооруженные, пусть даже и ценой некоторого ослабления защиты.

Эти новые крейсера русского флота принадлежали к двум типам. Первый из них был, как и «Аскольд», детищем верфи «Германия» и закономерно унаследовал немало конструктивных черт от своего старшего брата. Проект второго же, дабы потрафить вдовствующей императрице Марии Федоровне, заказали датской фирме «Бурмейстер ог вайн».

Впрочем, оба этих проекта, головные корабли которых, строившиеся за границей на верфях компаний-проектантов, получили названия соответственно «Новик» и «Боярин», вышли по-своему вполне удачными. «Немец» оказался быстроходнее, развив на испытаниях 23,88 узла против 23 по техническому заданию. Зато «датчанин», выдавший всего 23,1 узла, куда лучше вел себя на неспокойной воде благодаря развитым полубаку и полуюту.

Тем не менее, их воспроизведение на отечественных заводах столкнулось с некоторыми трудностями, применительно к германскому проекту осложнявшимися применяемой немцами метрической системой мер. В итоге толщины корабельных конструкций на отечественных «новиках» – «балтийском» «Алмазе» и строившихся Невским заводом «Жемчуге» и «Изумруде» – пришлось пересчитывать с поправкой на сортамент сталей, применяемых в российском судостроении. Лучше это удалось «балтийцам», которые на «Алмазе» добились всего 100-тонной перегрузки. У крейсеров Невского завода она была вдвое больше, что, вкупе с худшим качеством изготовления их главных механизмов, стало причиной недобора скорости примерно по полузла для каждого. «Алмаз», выдав на испытаниях 23,04 узла, проектное задание выполнил.

Ловцы "купцов" и эскадренные разведчики

Годы фактического начала строительства кораблей серии – 1899–1901, годы окончания постройки – 1902–1904.

 

Характеристики бронепалубных крейсеров «Новик», «Алмаз», «Жемчуг» и «Изумруд»:

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 4750/5000 т (по проекту – 4625/4875 т);

размеры – 118,0 (длина по ВЛ)/119,0 (длина наибольшая)/14,0 (ширина на миделе)/6,0 (осадка при полном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 16500 л.с. (по проекту – 15000 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 23,0 узла (по проекту – 23,0 узла);

запас угля – 500 (нормальный)/750 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 4000 миль на 10 узлах (по проекту – 5000 миль на 10 узлах);

бронирование (броня хромоникелевая (палуба) и Круппа):

карапасная палуба со скосами  – 55 мм (карапасы и скосы), 70 мм (гласис машинного отделения) и 35 мм (плоская часть) (в указанную толщину палуб входит подложка (палубный настил) из обычной судостроительной стали толщиной 15 мм на карапасах, скосах и гласисе и 10 мм в плоской части), щиты 152-мм орудий – 25 мм, дымоходы – 35 мм, элеваторы боезапаса – 35 мм, боевая рубка – 70 мм (бок)/35 мм (крыша), коммуникационная труба – 35 мм;

вооружение – 8–152×45, 8–75×50, 6–47, 2–37, 1–63,5-мм десантная, 2 пулемета, 3–381-мм т.а. (надводные, 6 торпед).

 

Отечественные последователи «Боярина» тоже рождались далеко не гладко. Корпус корабля, названного «Витязем», сгорел при пожаре в большом деревянном эллинге Галерного острова – и вместо него в Новом Адмиралтействе заложили крейсер «Олег». А «Очаков», один из двух строившихся в Николаеве и Севастополе черноморских крейсеров данного типа, на котором произошло восстание под предводительством лейтенанта Шмидта, испытал на себе всю мощь российской же артиллерии, после чего его восстановление обошлось казне в лишний миллион рублей. Не считая этого прискорбного факта, стоимость постройки каждого из крейсеров двух указанных типов колебалась в размере от 4,5 до 5 миллионов рублей.

Фактическое начало строительства кораблей серии пришлось, как и у крейсеров типа «Новик», на 1899–1901 годы, а его окончание – на 1902–1906 (статистику в данном случае подпортил восстанавливавшийся после расстрела «Очаков»). При этом «Олег», «Очаков» и «Кагул» тоже не поразили прытью, развив на испытаниях от 22,02 до 22,59 узла вместо проектных 23. Виной тому была перегрузка, достигшая у них 300–400 тонн.

Ловцы "купцов" и эскадренные разведчики

Характеристики бронепалубных крейсеров «Боярин», «Олег», «Очаков» и «Кагул»:

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 4875/5125 т (по проекту – 4625/4875 т);

размеры – 116,43 (длина по ВЛ)/117,96 (длина наибольшая)/14,4 (ширина на миделе)/5,75 (осадка при полном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 15 000 л.с. (по проекту – 15 000 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 22,5 узла (по проекту – 23,0 узла);

запас угля – 500 (нормальный)/750 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 4000 миль на 10 узлах (по проекту – 5000 миль на 10 узлах);

бронирование (броня хромоникелевая (палуба) и Круппа):

карапасная палуба со скосами  – 57 мм (карапасы и скосы), 76 мм (гласис машинного отделения) и 38 мм (плоская часть) (в указанную толщину палуб входит подложка (палубный настил) из обычной судостроительной стали толщиной 19 мм на карапасах, скосах и гласисе и 12,7 мм в плоской части), щиты 152-мм орудий – 25 мм, дымоходы – 38 мм, элеваторы боезапаса – 38 мм, боевая рубка – 76 мм (бок)/38 мм (крыша), коммуникационная труба – 38 мм;

вооружение – 8–152×45, 8–75×50, 6–47, 2–37, 1–63,5-мм десантная, 2 пулемета, 3–381-мм т.а. (надводные, 6 торпед).

К началу 1904 года на Дальний Восток успели прибыть все четыре крейсера типа «Диана», «Новик», «Алмаз» и «Боярин». Судьбы их в ходе русско-японской войны сложились по-разному.

Так, «Боярин» бесславно погиб в первые же военные дни на своих же минах в заливе Талиенван, что вкупе с потерей «Варяга» в Чемульпо изрядно ослабило русские крейсерские силы. Зато «Новик» с «Алмазом» отличились, почти всю войну гоняя вместе с «Аскольдом» более мелкие японские бронепалубники и даже утопив «Акицусиму» с «Отовой». Впрочем, 28 сентября, как раз когда погибла «Отова», настал час расплаты и для русских кораблей – ценой потери бронепалубника японцы смогли заманить слишком оторвавшийся от своих главных сил «Новик» под восьмидюймовые пушки «Асамы» и «Якумо». Полученный в самой завязке боя с ними снаряд в машину не позволил «Новику» уйти, и после того как на крейсере в ожесточенной перестрелке была выбита вся артиллерия, он был затоплен экипажем, чтобы не достался врагу.

Не слишком повезло и «Палладе», входившей вместе со всеми своими систершипами, «Рюриком» и «Россией» во Владивостокский отряд крейсеров. 1 октября этот отряд, в котором недоставало стоящей в доке из-за поврежденного на камнях у мыса Брюса днища «Авроры», все же вынужден был принять бой у Ульсана с отрядом крейсеров Камимуры. У японцев было и численное (4 броненосных крейсера и «Нанива» с «Такачихо»), и огневое превосходство, что и сказалось на результатах боя. Тяжелое повреждение «Рюрика», который лишился управления и не мог следовать за отрядом, и попытки Иессена его прикрыть привели к тому, что «калек» в русском отряде стало уже двое – и второй оказалась как раз «Паллада». Оба крейсера, как и «Новик» тремя днями ранее, не спустили перед неприятелем флаг и дрались до последнего, пойдя на дно с открытыми кингстонами только после того, как на них не осталось пушек, способных отвечать на вражеский огонь.

Впрочем, этот бой не был игрой в одни ворота. Умирающим под огнем врага двум русским кораблям удалось все же утопить «Токиву». Японскому кораблю в этот раз просто не везло. Сначала на нем от восьмидюймового снаряда с «Рюрика» сдетонировал боезапас в казематах среднего калибра, лишив японца почти половины артиллерии по стреляющему борту. А потом еще один восьмидюймовый бронебойный снаряд из замолчавшей еще в начале боя, но ненадолго починенной экипажем кормовой пушки «Паллады» попал в носовую башню подобравшейся слишком близко «Токивы» и – редкий случай – нормально взорвался после пробития ее брони. Шесть оставшихся в башне «японца» снарядов не вынесли взрыва в замкнутом пространстве и присоединились к начатой их русским визави «вечеринке». Порожденный ими форс пламени, проникший в погреб, довершил дело, и «Токива» отправилась на дно вместе со своими противниками.

В конечном итоге этот бой японцы все же записали себе в однозначный актив, так как в ходе ночных минных атак им удалось торпедировать тяжело поврежденный флагман Иессена – «Россию». Дотянуть его до Владивостока русские уже не смогли. Однако все эти жертвы были не напрасны – в том числе и их ценой удалось обеспечить прорыв из Порт-Артура во Владивосток Тихоокеанской эскадры.

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account