Эта война продолжается не только на территории бывшей Литовской Руси, но и за ее пределами — на Левобережье Днепра, в Слобожанщине и Новороссии, и, прежде всего, на Донбассе.
Содержание:
Раскол и две столицы
В 1432 году Литва раскололась на две части: на Великое Княжество Литовское со столицей в Вильне и Великое Княжество Русское со столицей в Полоцке. На карте ниже Литовская Литва обозначена голубым цветом, Литовская Русь — зеленым.
Религиозная или гражданская?
В Википедии, и не только в ней, эта война трактуется как гражданская или даже о том, как поссорились Сигизмунд Кейстутович со Свидригайло Ольгердовичем, претендуя на престол ВКЛ. Точнее как их поссорили.
Но эта война была, прежде всего, религиозной. И, что характерно, религиозные и военно-экономические провокации адептов католицизма, начались сразу же после поражения немецкого, католического Тевтонского ордена от славянского войска в Грюнвальдской битве, состоявшейся 15 июля 1410 года.
Война в русской Литве была продолжением религиозной войны вспыхнувшей в Центральной Европе, после казни в 1415 году «святой» католической Инквизицией, Яна Гуса, проповедника, мыслителя, идеолога Чешской Реформации.
Казнь Гуса вызвала Гуситские войны (1419-1434), в которых на стороне гуситов участвовали дружины русских и литовских князей. Для координации действий Витовт посылал к гуситам князей Фёдора и Вячеслава Острожских и других послов.
Отправленное Витовтом на помощь гуситам литовско-русское войско из 5000 опытных воинов, что по тем временам было немало, помогло гуситам отразить четыре крестовых похода.
Война в Литве была инициирована римской курией и агентами императора Священной Римской империи для того, чтобы разделить единый фронт славян на отдельные очаги защиты и сопротивления.
Сторонники Реформации, русские и литовские защитники гуситов, были вынуждены уйти назад в Литву, где уже был зажжен новый костер войны.
Документально оформленные, протащенные через элиту княжества Литовского УНИИ, оказались спичками, зажегшими религиозно-экономическую войну, горячая фаза которой пришлась на 1432-1439 годы.
Первой спичкой оказалась Городельская уния. Она, ущемляющая права православных, появилась уже в 1411-м году. В результате этой и других «уний», Великие князья Литовские стали вассалами Польского короля, а польская шляхта получила права на католическое дворянство Великого княжества Литовского.
Бояре Литвы, перешедшие в католицизм, получили права и привилегии польской шляхты. Городельская привилея была адресована лишь «литовцам»-католикам.
После смерти Александра–Витовта (1430) на престол Литвы большинством литовской знати, и это большинство обеспечила православная часть, был избран Свидригайло Ольгердович (христианское имя Болеслав, сын Великого князя Ольгерда и тверской княжны Ульяны) , который предоставил равные права католикам и православным.
Католики литовские, с этим решением не согласились, ссылаясь на Городельскую унию. Вмешалась католическая Польша, польская шляхта, папа и его представители в Кракове. Польский король Ягайло ( Владислав II Яге́лло, сын тверской княжны Иулиании, православное имя Иаков) назначил Великим князем Литвы — Сигизмунда Кейстутовича, (сына Кейстута — Великого князя Литовского и Бируты, вышедшей из знатной жемайтской или куронской семьи).
Для того, чтобы закрепить это положение, кураторы Сигизмунда Кейстутовича и его окружение ничего особенного придумывать не стали и решили просто удавить Свидригайло Ольгердовича и всю его семью.
Метод не новый, но достаточно эффективный, применялся в истории многажды, как до этого случая, так и после, если вспомнить события недавнего времени –зверское убийство «большевиками» семьи Николая Второго (1918).
Сигизмунд Кейстутович, король польский Ягайло и их окружение организовали заговор, найдя предателей в окружении избранного Великого князя Литвы Свидригайла Ольгердовича. С этой целью они отправили в ВКЛ каштеляна Лаврентия Зарембу, который наладил контакты с заговорщиками и польской короной.
Переворот был организовано в Ошмянах по пути Свидригайло на встречу с польским королём Ягайло в Бресте. Ночью с 31 августа на 1 сентября 1432 года на Свидригайло было совершено нападение, однако, поскольку среди предателей из его окружения, нашлись люди, которые не любили класть все яйца в одну корзину, они помогли ему спастись и сбежать в Полоцк.
Сразу же после этого нападения заговорщики объявили Сигизмунда Кейстутовича великим князем Литовским, а Свидригайло Ольгердовича погибшим.
В Великом княжестве Литовском началась гражданская война, горячая фаза которой пришлась на 1432-1439 годы.
Война между стравленными, православными Свидригайло и католиками Сигизмунда была ожесточённой, кровопролитной, опустошительной, изматывающей обе стороны. Война эта шла с переменным успехом. Успех в ней клонился то на одну, то на другую сторону.
Города Вильно, Троки, Гродно, Ошмяны , Пинск, Лида, и многие другие были сожжены, разрушены, разорены до основания.
В самый разгар этой войны, в 1434 году король Ягайло, один из инициаторов ее развязывания, умер, якобы простудился, слушая песни соловья..
Но и после его смерти, развязанная им с подачи адептов католицизма, очередная гражданская война, продолжала разрушать города и уносить новые десятки тысяч жизней славян — поляков, литовцев, русских.
Один из соучастников организации этой войны, Сигизмунд Кейстутович закончил свои дни тоже совсем не героическим образом, был убит заговорщиками – католиками, в Трокском замке, в 1440-м.
Война в Литве не была локальным эпизодом, но являлась продолжением религиозной войны в Европе, горячая, военная фаза которой, возникла после казни Яна Гуса, чешского проповедника, мыслителя, идеолога чешской Реформации, которая стала прологом будущей Немецкой реформации.
Ян Гус был священником и ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года, в Констанце, был проведен собор адептов католицизма, по решению которого он был сожжён вместе со своими трудами. Организаторами и участниками собора были: император Священной Римской империи (СРИ) и аж три папы римских (тогда их было три).
Казнь Гуса вызвала Гуситские войны (1419-1434), в которых на стороне гуситов участвовали дружины русских и литовских князей. Религиозная война была проинициирована и развязана адептами католицизма и в Великом княжестве Литовском, но уже после смерти влиятельного Витовта (1430).
К моменту начала Гражданской войны 1432-1439 годов, которая в основе своей была религиозной, уний было уже четыре: Кревская (1385), Виленско-Радомская (1401), Городельская (1413), Гродненская (1432). «Спичка» в виде Городельской унии от 1411 года, где были ущемлены права православных, уже была зажжена.
Эта длинная война, практически разрушившая все то, что создавалось династией Лютовера (ум. 1293) и, прежде всего, Великим князем Александром (Витовтом, ум. 1430), закончилась фактически по смерти Свидригайло (Швидригайло) Ольгердовича в 1452-м году.
Витовт-король гуситов
Чешская одиссея русско-литовского князя Жигимонта Дмитриевича (Сигизмунда Корибутовича). Великий князь Литвы Витовт, в православии Александр, провозглашенный король гуситов.
Все 5 крестовых походов, организованных римской курией и окружением Сигизмунда императора Священной Римской империи, были разгромлены гуситами.
Литва. Эхо гонений и казни Яна Гуса.
Так называемая гражданская война 1432-1439 годов в русской Литве была эхом религиозной войны вспыхнувшей в Центральной Европе, после казни на костре в 1415 году «святой» католической Инквизицией, Яна Гуса, проповедника, мыслителя, идеолога Чешской Реформации.
«Эхо» было инициировано соответствующим образом и нужными людьми из католических кругов императора германского Сигизмунда Люксембургского и Сигизмунда Польско-Литовского (Кейстутовича), с участием кураторов из римской курии (отсюда и слово «куратор»).
Война, как правило, начинается с информационных событий. Казнь Яна Гуса произвела большое впечатление на европейские сообщества в разных странах.
Большое беспокойство среди католического клира вызвал случай происшедший в Литве, в Гродно, в 1417 году, когда один чешский шляхтич-гусит в присутствии дворян Витовта называл Гуса святым и порицал Констанцский собор, который был фактически инквизиторским.
За что «святые» отцы сожгли на костре священника Яна Гуса..
Второй тезис Лютера из 95-ти, сформулированных им к 1517 году, гласит: «Прощение дается богом, а не за деньги».
Ян Гус, уже в 1415-м, также был против продажи индульгенций, тем более, что значительная часть денег от продажи шла на организацию крестовых походов против славян.
Вторым из главных прегрешений Яна Гуса и его соратника Иеронима Пражского, по мнению соборных католических отцов, было обвинение в православии, что приравнивалось к ереси.
Поскольку чешский проповедник затронул святое «бабло», соборные католические отцы в стали кричать, что Гус хуже, чем содомит, Каин, Иуда, турок, татарин и еврей..
И как их, этих «святых» католических отцов, сегодня стали бы называть?
На Констанцском соборе, католические отцы сравнивали Яна Гуса с «пресмыкающимся змием» и «похотливой гадюкой». Его выступления прерывались свистом, топаньем ног, воплями: «В костер его! В костер!».
Русско-литовская армия в Чехии и Моравии (1422-1430).
Казнь Гуса вызвала Гуситские войны (1419-1434), в которых на стороне гуситов участвовали дружины русских и литовских князей. Для координации действий Витовт посылал к гуситам князей Фёдора и Вячеслава Острожских и других послов.
В 1421 году в Прагу прибыл князь Великого княжества Литовского Жигимонт Корибутович и заявил, что Ягайло ( король польский с 1386 года под именем Владислав II Яге́лло) и Витовт (Великий князь Литовский, в православии Александр) будут защищать гуситов «как своих подданных и свой народ».
В 1422 году, во время Второго крестового похода, на помощь таборитам прибыли войска из Великого Княжества Литовского, отправленные Витовтом. Восемь лет вместе с таборитами они сражались против немецких и венгерских крестоносцев. Во главе их стоял Сигизмунд Корибутович.
Отправленное Витовтом на помощь гуситам литовско-русское войско из 5000 опытных воинов, что по тем временам было немало, помогло гуситам отразить четыре крестовых похода (см. карту ниже).
Гуситы не остались в долгу, помогли Ягайло в борьбе с Тевтонским орденом.
Балтийский поход гуситов.
Польский король Ягайло запросил у гуситов помощи в борьбе с Тевтонским орденом. Поход длился 4 месяца,- совместно с гуситами в нём участвовали польские, померанские и молдавские воины. 13 сентября 1433 года, из-за протестов обескровленного местного населения, Тевтонский орден запросил мир. Переговоры длились до декабря и завершились в пользу Ягайло.
На заключительном этапе войны (1432-1434) русско-литовское войско уже не могло помогать гуситам. После смерти Витовта в 1430-м году, агентам римской курии и императора Сигизмунда Люксембургского удалось разжечь пожар религиозной и гражданской войны уже в самой Литве (1430-1439).
Как русские помогли гуситам создать средневековую БМП
Главными источниками социальной напряжённости в регионе в то время были немецкое засилье в Чехии (немецкое католическое меньшинство контролировало большую часть ресурсов страны) и вопрос веры — католическая церковь ассоциировалась с немцами-захватчиками. Чехи чуть было не потеряли свой родной язык. В 16-м веке, в Чехии вполне серьезно рассматривалась идея использовать русский язык в качестве литературного.
Искрой стали события лета 1419 года, когда члены городского совета Праги неразумно решили покидать камни в толпу гуситов. Один из камней попал в чашу со Святыми Дарами, а всего через несколько минут городской совет вместе с бургомистром уже лежали под окнами ратуши.
От дебатов в Пражском университете дела быстро докатились до вооружённых столкновений и настоящей войны гуситов с немцами-католиками, и, прежде всего с радикальными папистами.
Основные требования гуситов были сформулированы в так называемых «Четырех Пражских статьях», составленных магистрами Пражского университета и представленных императору Сигизмунду в ноябре 1419 года:
1. Свобода проповеди «слова божьего», то есть свобода религиозной проповеди, направленной против господства католической церкви.
2. Единство религиозного обряда причащения(причащение мирян из чаши), как и католических священников. Ранее мирян причащали хлебом, а католических священником вином.
3. Лишение церкви права владеть имуществом (секуляризация церковной собственности), возвращение ее к евангельской простоте и бедности.
4. Искоренение «смертных грехов» не только среди мирян, но также среди духовенства, суровое наказание за такие грехи, как взимание платы за требы, продажа индульгенций, продажа церковных должностей и.т.д.
В один момент на гуситов ополчился весь католический мир — местные феодалы-католики уже не справлялись с восставшими и обратились за помощью к Папе, который незамедлительно призвал к борьбе с «еретиками» всеми возможными способами, преимущественно огнём и мечом.
Гуситам, казалось, была уготована та же участь, что и остальным религиозным и социальным движениям Средних веков, раздавленных могучим союзом римской курии и интересов немецких феодалов, но не тут-то было.
У гуситов появился талантливый полководец Ян Жижка, который сумел решить главную проблему — как дать решительный отпор рыцарской коннице, не запираясь в замке..
И это был вагенбург оснащенный артиллерией..
Чешский Кутузов — одноглазый полководец Ян Жижка.
Гуситы разгромили все пять крестовых походов, инициированных папой, точнее папами, и не только римскими ( на тот момент их было ТРИ!) и императором Сигизмундом Люксембургским.
«Визитной карточкой» гуситов стала передвижная крепость — вагенбург, чешское название «табор». По мнению медиевиста (специалиста по средним векам) Чарльза Омана чешский полководец, «подсмотрел» её у соседей — русских и литовцев, которые пришли гуситам на помощь.
Южные славяне, наследниками которых, стали русские и литовцы, знали об этом способе создания передвижной крепости под названием передвижная « вежа» или «гуляй-поле» давно.
Она применялась ещё у славян-антов, регулярно контактировавших со степняками, и упоминалась византийцами уже в IV веке, в записях Аммиана Марцеллина –офицера императора для специальных поручений.
Эту технологию создания и применения в бою передвижной крепости Жижка кардинально усовершенствовал.
Гуситы усовершенствовали как саму телегу с бойницами (средневековую БМП), так и в целом крепость —вагенбург, которая могла иметь разные размеры, зависящую от числа повозок.
Гуситы первыми начали массово использовать ручное огнестрельное оружие ручницы (пиштали).
Гуситы первыми в Европе начали широко применять полевую артиллерию–пушки, фактически это оказалось одним из признаков перехода из Средневековья в Новое Время.
Уже на начальном этапе Гуситских войн вагенбург стал неотъемлемой частью гуситской тактики, её знаковым воплощением и залогом побед «еретиков» над качественно и количественно превосходящим противником.
Гуситские войны разделили Средневековье и Новое время.
Ян Жижка изменил и организацию войска,- составил первый в Новое время строевой устав. Одноглазый чешский Кутузов выиграл практически все сражения с папистами и вошел с армией в столицу государства — Прагу.
Табориты и чашники.
Гуситы, пока были объединены оба их крыла, «таборитов» и «чашников», были непобедимы. Они отразили и пятый крестовый поход наемной армии католиков-крестоносцев, разгромив их армию прямо на границе Чехии и Священной Римской империи (СРИ).
Однако агентам римской курии и СРИ, удалось не только организовать гражданскую войну в Литве (1432-1439), но стравить два крыла гуситов: чашников (умеренных), пошедших на сотрудничество с Сигизмундом, и таборитов, радикальных противников политики папской курии и Сигизмунда.
После того, как чашники пошли на сотрудничество с римской курией и Сигизмундом, их принудили начать войну с таборитами.
В конце 1433, после ухода русско-литовских войск и начала гражданской войны в Литве, вспыхнула очередная война между разными ветвями гуситского движения, вызванная, прежде всего, попытками «чашников» помириться с католическим миром.
«Чашники» ускорили процесс переговоров и быстро сформировали коалицию из умеренных гуситов и богемских католиков, названную Богемской лигой.
30 мая 1434 года в битве под Липанами, армия таборитов была разгромлена чашниками, активно поддержанными армией католиков.
Практически в то же время пришёл конец и польскому гуситскому движению, армия, краковского, католического епископа Збигнева Олесницкого, разгромила их под Гротниками.
Сигизмунд Люксембургский, Император Священной Римской империи, после поражения его армий в 5-ти крестовых походах, сказал о битве: «Чехи могут быть побеждены только чехами».
То же самое можно сказать и о русских, если вспомнить историю ордынских нашествий XIII-XV веков или событий, происходивших и происходящих на Украине. Где продолжается гражданская и религиозная война (2014-2020..и далее).
Источники: